Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы мерчендайзинга»

20.04.2015 449 701
Прокопенко Антонина Анатольевна
Прокопенко Антонина Анатольевна, преподаватель социально-гуманитарных дисциплин

Томский экономико-промышленный колледж

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы мерчендайзинга» является частью профессиональных образовательных программ по курсам повышения квалификации, профессиональной переподготовки в рамках дополнительного образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Основы мерчендайзинга» входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • составлять планограмму и карту выкладки товара;
  • разрабатывать систему мерчендайзига в магазине;
  • разрабатывать внешнюю атрибутику магазинов различного профиля;
  • осуществлять планировку и зонирование торгового зала;

знать:

  • определение мерчендайзинга;
  • психологические аспекты поведения покупателя в магазине;
  • составляющие микромира магазина;
  • должностные обязанности мерчендайзера магазина;
  • трехуровневую концепцию мерчендайзинга;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

   обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часа;

   самостоятельной работы обучающегося 6 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

42

в том числе:

 

    практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

6

в том числе:

 

   выполнение практических работ,

16

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

Макс. уч. нагр.

Аудитор. уч. наг

В том числе ЛПР

Внеаудитор. сам.раб

Раздел 1. Мерчендайзинг как одно из условий успешности работы современного торгового предприятия

20

18

4

2

 

Тема 1.1. Введение в мерчендайзинг

8

6

 

2

 

Мерчендайзин как элемент современного рынка. Определение мерчендайзинга. История мерчендайзинга. Мерчендайзинг – иллюзия и реальность. Основные правила и факторы мерчендайзинга. Значение мерчендайзинга в обеспечении конкуретных преимуществ предприятия

 

 

 

 

1

Самостоятельная работа № 1. Поиск и обзор научных публикаций по теме в профессиональных журналах и электронных источников информаций.

 

 

 

 

 

Тема 1.2. Основа мерчендайзинга – поведение покупателей в магазине

6

6

2

 

 

Клиентоориентированный подход в организации торговли. Общие закономерности совершения покупок. Психологические аспекты поведения покупателей в магазине. Сегментирование покупателей по стратегии в области совершения покупок.

 

 

 

 

 

Практическое занятие № 1. Ролевая игра «Поведение различных групп покупателей в магазине».

 

 

 

 

2

Тема 1.3. Микромир магазина

6

6

2

 

 

Технологическая и психологическая составляющие микромира магазина. Анализ и оценка микромира магазина с позиции его воздействия на покупателя.

 

 

 

 

1

Практическое занятие № 2. Тест «Магазин глазами покупателя»

 

 

 

 

 

Раздел 2. Трехуровневая концепция мерчендайзинга

28

24

12

2

 

Тема 2.1. Система мерчендайзинга в магазине

6

4

2

2

 

Стандарт мерчендайзинга. Должностная инструкция мерчендайзера: общие положения, обязанности, права, ответственность. Планограммы выкладки товаров. Карта выкладки товара. Оценка деятельности мерчендайзера

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа № 2. Поиск и обзор научных публикаций по теме в профессиональных журналах и электронных источников информаций.

 

 

 

 

 

Практическое занятие № 3. Составление планограммы выкладки товаров

 

 

 

 

 

Тема 2.2. Первый уровень трехуровневой концепции мерчендайзинга. Внешний вид магазина и территория вокруг него.

6

6

4

 

 

Мультиатрибутивная концепция магазина. Составляющие внешнего   вида магазина: название, рекламный слоган, вывеска. Цветовое оформление. Входная зона и витрины. Территория вокруг магазина

 

 

 

 

 

Практическое занятие № 4. Разработка внешней атрибутики магазинов различного профиля: названия, вывески, логотипы

 

 

 

 

 

Тема 2.3. Второй уровень трехуровневой концепции мерчендайзинга. Торговый зал

8

8

2

 

 

Планировка торгового зала. Основные зоны. Торговое оборудование. Цветовое оформление и освещение. Особенности освещения различных групп товаров. Система навигации в магазине. Аромомаркетинг. Музыкальный ряд. «Золотое правило» музыки в розничной торговле.

 

 

 

 

 

Практическое занятие № 5. Разработка анкеты для оценки микромира торгового зала покупателями

 

 

 

 

2

Тема 2.4. Третий уровень трехуровней концепции магазина: выкладка товаров в торговом зале

8

6

4

2

 

Мерчендайзинговый подход к выкладке товаров в торговом зале. Общие правила выкладки товаров. Виды выкладки. Ценники. Оформление рекламной информации. Типы выкладки: горизонтальная, вертикальная, дисплейная. Особенности выкладки особых товарных групп. Организация выставок.

 

 

 

 

 

Практическое занятие № 6. подготовка праздничной тематической выкладки товаров.

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа № 3. Подготовка проектов: «Применение технологий мерчендайзинга в организации розничной торговли»

 

 

 

 

 

Практическое занятие № 7. Презентация проекта «Применение технологий мерчендайзинга в организации розничной торговли»

 

 

 

 

 

Всего

48

42

16

6

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмента и маркетинга»

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Мерчендайзинг»

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Учебники

  1. Варлей Р. Управление розничными продажами. Мерчендайзинг. М., 2006 – 296 с.
  2. Веллхоф А., Массон Ж.-Э. Мерчендайзинг. Эффективные инструменты и управление товарными категориями. М., 2004. - 267 с.
  3. Колборн Р. 15 Условий успеха розничного магазина. Мерчендайзинг. С-Пб, Издательский дом «Нева», 2004. -411 с.
  4. Цвет в интерьере. Золотое правило дизайна. Минск, 2006. – 132 с.
  5. Иванченко Б. В. Мерчандайзинг: Искусство продавать: Практическое пособие. – Симферополь: ИД «Квадранал» - 2003.
  6. Каноян К. и Р. Мерчандайзинг. – М.: РИП – холдинг, 2010. – 826 с.
  7. Федько В. П. Мерчандайзинг и сэмплинг: учебное пособие для вузов / В. П. Федько; В. А. Бондаренко. - Ростов н/Д : МарТ, 2006. - 296 с. : ил. - (Новые технологии).

Дополнительные источники:

  1. Огнянников Г., Медведев Д. Современные формы розничной торговли// Рынок ценных бумаг – 2001 - №9.
  2. Прохорчук Е.Ю., Сазонова О.П. Мерчандайзинг как элемент продвижения товара // Экономический вестник. – 2005. - №10.
  3. Парамонова Т.А. Планировка магазина как важнейший элемент мерчедайзинга // «Практический маркетинг». – 2005. – №4.

Интернет-ресурсы:

  1. 4p.ru (Сайт по теории и практике маркетинга)
  2. marketing.spb.ru (Публикации по вопросам маркетинга (брэндинг, ценообразование, поведение потребителей, финансовый, промышленный, международный маркетинг и т.д.). Примеры маркетинговых исследований)
  3. marketolog.ru (Сетевой журнал о маркетинге и рекламе)
  4. 7st.ru (Сетевой журнал о маркетинге и рекламе)
  5. rwr.ru (Сайт по теории и практике рекламы, PR, медиапланирования, маркетинга и т.д.)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий

Колледж, реализующий подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования и выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля преподавателем создаются комплексы оценочных средств (КОС).

КОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

 

Составление планограммы и карты выкладки товара

Практическая работа № 3

Разработка системы мерчендайзинга магазина

Устный опрос

Разработка внешней атрибутики магазина

Практическая работа № 4

Осуществление планирования и зонирования торгового зала

Практическая работа № 5

Знания:

 

Определение мерчендайзинга

Устный опрос

Психологический аспект поведения покупателей в магазине

Практическая работа № 1

Составляющие микромира магазина

Практическая работа № 2, 5

Должностные обязанности мерчендайзера

Устный опрос

Трехуровневая концепция мерчендайзинга

Практическая работа № 7

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*