Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

План-конспект урока «Физические явления в поэзии и устном народном творчестве»

20.04.2015 1928 3419
Боровкова Ирина Григорьевна
Боровкова Ирина Григорьевна, преподаватель высшей квалификационной категории

Федотова Татьяна Аркадьевна
Федотова Татьяна Аркадьевна, преподаватель

Боровичский автомобильно-дорожный колледж

1. Предмет: литература, физика

2. Класс: 1 курс

3. Базовый учебник:

  • В.Ф. Дмитриева, учебник для профессий и специальностей технического профиля «Физика», 2013 г., Москва, «Академия»
  • И. Сухих «Литература» 10 класс, в 2 частях, «Академия», 2013г.

4. Цель урока: Показать взаимосвязь физических явлений с искусством и жизнью.

5. Задачи:

обучающие:

  • закрепить понятия механических, тепловых и световых явлений;
  • проанализировать стихотворения с точки зрения художественно-изобразительных средств.

развивающие:

  • развивать образное мышление, художественный вкус, любовь к прекрасному, расширять кругозор студентов;
  • обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;
  • развивать внимательность, наблюдательность и умения выделять главное, оценивать различные процессы, явления и факты;
  • продолжить развивать умение учащихся распознавать физические явления в природе и художественных произведениях.

воспитательные:

  • развивать навыки работы в группе, воспитывать чувство личной ответственности за общий результат;
  • обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся;
  • способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

6. Тип урока: бинарный

7. Формы работы учащихся: фронтальный опрос с использованием презентации, работа в группах, конкурсы, работа с карточками.

8. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор и экран, компьютер, оборудование для проведения опытов по физике.

9. Структура и ход урока:

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

 Организационный

 

 Вступительное слово преподавателя.

 Внимательно слушают

3

2

 Объявление темы.

 Постановка целей и задач урока

 1-3 слайды

 Объявление темы, целей и задач урока.

 Студенты делятся на 2 команды

5

3

 Поэтически-физический

 (проверка знаний студентов по изученному материалу)

 4-13 слайды

 Объясняется задание на 1 тур, преподаватели задают вопросы и оценивают ответы

 Читают стихи, отвечают на вопросы по слайдам презентации

30

4

 Демонстрация опытов

(констатирующий эксперимент)

 Занимательные опыты по тепловым явлениям

 Организация в постановке опытов

 Объясняют наблюдаемые явления

10

5

 Блиц – турнир

 (проверка умений студентов самостоятельно применять знания)

 14-22 слайды

 Объясняют задания на 2 тур и оценивают ответы

 Быстро определяют описываемые в стихотворениях явления

10

6

 Заморочки по-русски (загадки)

 (активизация мышления и актуализация изученного ранее)

 23-25 слайды

 Раздают карточки с заданиями и собирают для оценки

 Письменная работа в группах по карточкам

15

7

 Проверка домашнего задания

 Итоги. Выставление оценок.

  26-27 слайды

 Оценка заданий, подведение итогов

 Работа в группах по подготовленным карточкам с пословицами и поговорками (домашнее задание)

12

8

 Домашнее задание

 28-29 слайды

 Объяснение домашнего задания

 Запись домашнего задания

5

9

 Приложения

 31-33 слайды

 

 

 

Тема: Физические явления в поэзии и устном народном творчестве

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

 Задачи и цели урока по тепловым явлениям

 мультимедиа

 презентация

 http://festival.1september.ru/articles/528882/

2

 Стихи русских поэтов

 мультимедиа

 презентация

 http://stihi-russkih-poetov.ru/

3

 Устное народное творчество

 мультимедиа

 презентация

 http://flaminguru.ru/posl23.html

4

 Физические опыты

 

 Показ опытов

 http://simplescience.ru/video/about:physics/

 

Слайд

Ход урока

 

Физика

Лирика

 

1. Организационный момент. Группа делится на две команды, выбирается помощник преподавателям, организатор для проведения демонстраций, чтец стихов.

1

Т.А. Сегодня мы проводим не обычное занятие, а бинарный урок, посвящённый творчеству русских поэтов, где будем рассматривать их стихи не только с точки зрения литературы, но и объясним описываемые ими явления с точки зрения физики. Борьба физиков и лириков продолжается бесконечно и каждый считает свою науки главной, но… Многие учёные увлекались искусством:

Эйнштейн, Планк, Гейзенберг - увлекались музыкой

Максвелл, Вавилов, Ломоносов – поэзией

Коперник был хорошим живописцем.

Обращение учёных к литературе неслучайно: художественные образы нередко подсказывали путь к правильным решениям, когда логика оказывалась бессильна.

Как и в искусстве, в науке существует   понятие красоты, истинное знание   обладает эстетическими ценностями, заключает в себе совершенство и изящество. Ещё Платон создал афоризм: «Красота – сияние истины». Любая наука, и физика в том числе, ищет внутреннюю красоту мироздания. В технике красота машин и механизмов часто связана с их надёжностью и устойчивостью. Существует своего рода постулат: наиболее целесообразные и функционально совершенные изделия являются наиболее красивыми. Авиаконструктор О.К. Антонов писал: «Мы прекрасно знаем, что красивый самолёт летает хорошо, а некрасивый плохо, если вообще летает… Конструктор может идти от красоты к технике, от решений эстетических к техническим».

Известны случаи, когда писатели в художественных произведениях предвосхищали некоторые выводы науки:

Лукреций 2000 лет назад высказывал мысли о строении вещества, подтвердившиеся только в 18 веке;

Дж. Свифт в «Путешествии Гулливера» за 200 лет предугадал открытие спутников Марса и различие в периоде их вращения;

В. Брюсов в стихотворении «Мир электрона» представил сложную структуру электрона, намного опередив физиков;

Рассказ И. Ефремова «Тень минувшего» натолкнул инженера Ю. Денисюка на мысль о получении   объёмных изображений предметов – голографии.

И это только малая часть возможных   примеров связи между наукой и   художественными образами.

Лирик скажет: "Высота!"

Физик скажет: "Вектор!"

Лирик скажет: "Радуга!"

Физик скажет: "Спектр!"

Лирик видит красоту,

Физик же - симметрию,

Лирик видит высоту,

Физик - геометрию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И.Г. Физики – они такие лирики! Вы смогли в этом убедиться по вступительному слову Т.А.

И.Г. Сегодня мы почитаем стихи, обратимся к пословицам и поговоркам, подумаем над загадками. Думаю, проведём время с пользой и увлекательно В. Шефнер, поэт, писал:

Не привыкайте к чудесам-

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь!

3

Т.А. озвучивает задачи занятия.

Сегодня повторяем тепловые явления, закрепляем основные понятия для подготовки к контрольной работе.

Про теплоту начнём рассказ,

Всё помним, обобщим сейчас.

Энергия! Работа до кипения!

Чтоб лени наблюдалось испарение!

Мозги не доведём мы до плавления,

Их тренируем до изнеможения.

И.Г. озвучивает цель

И.Г. Наше занятие будет проходить в несколько этапов, все ваши ответы будут оценены, и в конце мы подведём итоги. Единицей оценки будет являться 1 бадик (от БАДК, показать ).

4

 

И.Г. 1 этап

На вопросы к слайдам отвечает вся команда, кто готов - поднимают руки. За полный и правильный ответ – бадик.

5-13

Студенты отвечают на вопросы по слайдам презентации, оценивается физическая и лирическая часть ответов.

Демонстрация опытов по тепловым явлениям (подборка опытов зависит от материальной оснащённости кабинета). За объяснение наблюдаемых явлений – бадик.

14-22

 

И.Г. 2 тур – блиц

Студенты самостоятельно читают стихи и быстро отвечают на вопросы: кто первый – у того и право твета.

23

Т.А. 3 этап – Заморочки по-русски.

На слайде подборка русских народных   загадок, связанных с тепловыми   явлениями, распечатки выдаются   командам на стол.

(Приложение 1)

 

24

Работа в группах. Каждая команда пишет на листе ответы на русские народные загадки. Затем команды обмениваются листками с ответами, проверяют.

25

Вскрывается бланк   правильных ответов, выставляются баллы. (Приложение 2)

26

 

И.Г. 4 этап – проверка домашнего задания.

Команды обмениваются подготовленными   пословицами и поговорками и отвечают на вопросы соперников.

27

Вопросы про запас, исходя из временных возможностей.

28

Т.А. 5 этап – подведение итогов. Давайте подведём итог сегодняшнего занятия. Кто же, по вашему мнению, важнее – физики или лирики?

Физика и лирика неразрывно связаны, это и есть жизнь, отражённая в науке и поэзии.

Между физиками и лириками нет никаких противоречий, а наоборот, глубокая внутренняя связь.

Знание физики природных явлений позволяет ещё сильнее ощущать их внутреннюю гармонию и красоту; в свою очередь, ощущение этой красоты есть дополнительный и мощный стимул к дальнейшему исследованию.

И.Г. На мой взгляд, мы пришли на сегодняшнем уроке к жизненной гармонии. Ни физики, ни лирики не управляют природой и её красотой. Н.Чернышевский писал: «Прекрасное - есть жизнь». Поэты, художники описывают явления природы образно, душой, а учёные пытаются их объяснить рационально, понять умом. Закончу словами Ф. Достоевского: «Красотою мир спасётся»

Выставление оценок.

Пока происходит подсчёт заработанных бадов, команды по очереди вытаскивают   карточки и продолжают высказывание-примету о предстоящей погоде. Проводит И.Г. (Приложение 3)

 

После подсчёта баллов – выставление оценок, за активность – дополнительные оценки на усмотрение преподавателей

29

6 этап – домашнее задание





Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*