Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессиональная компетентность преподавателя

20.04.2015 3417 4600
Абрамова Анна Николаевна
Абрамова Анна Николаевна, преподаватель английского языка

Амурский медицинский колледж

Современное качество содержания образования основано на формировании компетенций. Одним из факторов, влияющих на успешную реализацию поставленных задач, становится способность и готовность педагогов работать в новых условиях.

В условиях интенсивных изменений, происходящих в системе образования, педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают требования к качест­венным характеристикам специалистов этой сферы. Их профес­сиональная компетентность зависит от многих составляющих. Значительное место в развитии профессиональной компетентности педагогических работников колледжа отводится организации научно-методической работы, которая должна быть адресной, гибкой, вариа­тивной и, в первую очередь, учитывающей потенциальные и реальные ресурсы отдельного индивида, которые определяются мониторин­говыми исследованиями.

Включение образования в число приоритетных национальных проектов с целью системного улучшения отечественного образования, повышения удовлетворенности граждан России его качеством, а в конечном итоге переход из положения «догоняющего развития» к реальной конкурентоспособности российского образования с мировыми лидерами в этой сфере вносит изменения в характер деятельности педагогов.

Достижение заявленной цели предполагает повышение профес­сионализма педагогов, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня преподавателю необходимо организовывать образова­тельный процесс, не только опираясь на идеи личностно-развивающе­го образования; но и овладев современными методологическими знаниями и новыми технологиями; навыками исследовательской деятельности, внедрить инновации в педагогическое проектирование на основе анализа и самоанализа профессиональной деятельности.

Одним из возможных путей, способных существенно повлиять на развитие компетентности педагогов, повышение качества образова­тельного процесса, является использование современных технологий обучения, в том числе инновационных. В условиях развития современного общества высокий уровень владения современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) становится общим универсальным атрибутом профессиональной квалификации педагога. При переходе к реализации ФГОС это направление требует особого внимания. ФГОС СПО дают не только большие полномочия образовательным учреждениям в определении содержания программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по соответствующим специальностям с учётом потребностей регионального рынка труда, но и устанавливают жёсткие требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике - нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика это обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта. В общем виде психолого-педагогические знания определены учебными программами.

В Законе об образовании  даны основные термины, касающиеся образования: образование, обучение, профессиональное образование, педагогический работник.  

В Законе об образовании РФ немного говорится о требованиях, предъявляемых к педагогам.  Это статья 46. «Право на занятие педагогической деятельностью».

Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Поэтому у  педагогов учебных заведений должны быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам  педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.

В ходе обучения студенты должны приобрести профессиональные компетенции и развить общие компетенции. Но для достижения данной цели преподаватель сам должен быть компетентен во многих областях.

Компетенции – главное слово, которое звучит при упоминании о Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования.

В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию в ходе Берлинской конференции. Вскоре была создана концепция модернизации российского образования, в которой в качестве одного из оснований обновления образования значится компетентностный подход. Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования.

В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Термин «компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения. Чтобы обозначить то, что намеревались дать учащимся и студентам, чаще всего прибегали (и все еще прибегают) к понятиям знаний, ценностей: профессионализм,  квалификация.

 Квалифицированный педагог должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, быть коммуникабельным. Профессиональную компетентность определяют как готовность к осуществлению педагогической деятельности определяют знания, умения, опыт.  

«Профессиональная компетентность - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» (В.А. Адольф кандидат  ф.м.н., доктор пед. наук,  профессор).

В научной литературе компетентности пытаются разграничить по видам. Согласно Марковой А.К., существуют следующие виды компетентностей:

- Специальная, или деятельностная профкомпетентность (наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике).

- Социальная профкомпетентность (принятые в профсообществе приемы профессионального общения).

- Личностная профкомпетентность (владение способами самовыражения и  саморазвития, способность  планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему).

-Индивидуальная профкомпетентность (владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации).

Также выделяют уровни сформированности профессиональной компетентности

  • бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»);
  • сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»);
  • актуально сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»);
  • сознательно контролируемая компетентность (профессиональные навыки полностью интегрированы, выстроены в поведение, профессионализм становится чертой личности).

Этапы формирования профессиональной компетентности

  1. самоанализ и осознание необходимости;
  2. планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  3. самопроявление, анализ, самокорректировка.

Требования к компетенциям преподавателей диктует профессиональный стандарт педагога. Сначала его хотели ввести с 1 января 2015 года, но согласно приказу Минтруда от 25.12.14, зарегистрированного в Минюсте 19 февраля 2015 года, пункт 2 данного приказа вступает в силу 1 января 2017 года.

Это нужно в первую очередь, чтобы получить «на выходе» компетентного специалиста из неопытного абитуриента. Если педагог не будет обладать компетенциями, предъявляемыми современным обществом в целом и Профессиональным стандартом в частности, то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным ФГОС и Законом об образовании.

Требования к преподавателю регламентируются несколькими правовыми актами:

1) Закон об образовании (высшая инстанция) ст. 48 «Обязанности и ответственность педработников», ст. 49 «Аттестация педагогических работников»

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

  1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

  1. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
  2. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
  3. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

2) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов, и служащих. (Утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития 26.08.2010 г.(№ 761н))

Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»:

 Преподаватель

Должностные  обязанности.  Проводит   обучение       обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных   образовательных стандартов.  Организует  и  контролирует  их  самостоятельную     работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и  средства  обучения,  новые   образовательные технологии,  включая  информационные.  Содействует  развитию    личности, талантов и способностей обучающихся,  формированию  их  общей   культуры, расширению социальной сферы в их воспитании. Обеспечивает  достижение   и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает   эффективность   обучения   предмету       (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных   навыков,   развитие   опыта   творческой       деятельности, познавательного интереса,  используя  компьютерные  технологии,  в   т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы  обучающихся.  Поддерживает  учебную  дисциплину,   режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство,  честь  и   репутацию обучающихся.   Осуществляет   контрольно-оценочную         деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных  технологий  (в  т.ч.   ведение электронных форм документации). Вносит предложения по   совершенствованию образовательного процесса  в  образовательном  учреждении.    Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий етодических объединений, кафедр), конференций, семинаров. Участвует в деятельности педагогического и   иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.  Осуществляет  связь  с родителями или лицами, их заменяющими. Разрабатывает  рабочие   программы учебных дисциплин (модулей) по  своей  дисциплине  и  другие   материалы, обеспечивающие  воспитание  и  качество  подготовки  обучающихся,   несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса,  а  также  за  качество   подготовки выпускников. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся  во   время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и   пожарной безопасности.

Должен знатьприоритетные  направления  развития   образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные  правовые   акты, регламентирующие  образовательную  деятельность;  Конвенцию  о     правах ребенка; содержание учебных программ и принципы организации обучения   по преподаваемому предмету;  основные  технологические  процессы  и   приемы работы на должностях в организациях по специальности  в  соответствии  с профилем обучения в образовательном учреждении, а также основы экономики, организации производства и управления; педагогику, физиологию, психологию и  методику  профессионального  обучения;  современные  формы  и   методы обучения и воспитания обучающихся;  основы  трудового   законодательства; теорию  и  методы  управления  образовательными  системами;   современные педагогические технологии продуктивного,  дифференцированного   обучения, реализации  компетентностного  подхода,  развивающего  обучения;   методы убеждения,  аргументации  своей  позиции,  установления       контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами,  их   заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы  экологии,  экономики,   социологии; трудовое  законодательство;  основы  работы  с  текстовыми   редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами,   мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

 Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование   или среднее  профессиональное   образование   по   направлению     подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без  предъявления  требований  к  стажу  работы,  либо   высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование   и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

3) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ФГОС «Сестринское дело»

п. 7.14. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла.

Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

4) Стандарт педагога, разработанный Министерством труда, был разработан в первую очередь для работодателей. Он не касается преподавателей СПО непосредственно, однако, но на его основе Амурским Институтом развития образования были разработаны показатели профессиональной компетентности при аттестации на первую и высшую категории педагогических работников. Конечно, он основывался также на Порядке аттестации педработников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. 7 апреля 2014 года приказом МИНОБРНАУКИ РФ)

Данные требования к профессионализму, или компетентности педагога, должны быть как-то оценены. Для этого раз в 5 лет проводится аттестация педагогических работников. При подготовке преподавателя к аттестации к портфолио преподавателя прилагается Экспертный лист оценки уровня квалификации педагогического работника (подписанный методистом или педагогом-психологом), Лист самооценки профессиональной деятельности педагогического работника.

В Амурском медицинском колледже методическая служба обращает особое внимание на профессиональные компетенции преподавателей.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Одна из форм осуществления контроля качества работы преподавателей, объективного оценивания уровня их профессиональной компетентности, а также стимулирования их работы является РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА деятельности преподавателей. В АМК мы работаем по данной системе несколько лет.

Проведение рейтинговой оценки качества работы преподавателей и цикловых предметных комиссий регламентируется Положением, утвержденным научно-методическим советом колледжа, разработаны критерии рейтинговой оценки. Приказом определяется состав экспертной группы, создаваемой с целью оценки результатов педагогической деятельности. Экспертами являются заместители директора, методисты. Каждый преподаватель заполняет индивидуальный методический паспорт, где указываются основные достижения профессиональной деятельности за год.

Рейтинг преподавателя складывается из показателей по следующим направлениям (в баллах): учебно-методический блок (в него входят методические разработки, рабочие программы, открытые мероприятия, выступления на ЦМК, педсоветах, участие в конкурсе профмастерства), научно-исследовательский блок (публикации, руководство СНО, обобщение опыта преподавателя, представление учебно-методических материалов на выставки, совместная работа с ЛПУ, работа кабинета), профориентационная работа, воспитательный блок, спортивно-массовая работа.

Своевременную фиксацию роста уровня профессионального мастерства педагогов обеспечивает оформление педагогического портфолио, где отражаются личные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития студентов, вклад педагога в развитие системы образования за определенный период времени.

Все данные заносятся в портфолио преподавателей, которые находятся в электронном виде в методическом кабинете. Работа над портфолио ведется самими преподавателями и сотрудниками методического кабинета в течение учебного года. Эти данные помогают нашим преподавателям при подготовке к аттестации, в частности при заполнении  раздела «Информационно-аналитический отчёт педагогического работника о профессиональной деятельности» в портфолио.

При составлении портфолио для аттестации на получение 1 или высшей категории мы руководствуемся Положением о портфолио профессиональных достижений педагогического работника Амурской области (утвержденного министром образования и науки Амурской области).

В СПО в общем, в АМК в частности существует такая кадровая проблема – преподавателями спецдисциплин работают люди, имеющие  профессиональное образование по специальности, но не имеющие педагогического опыта и  образования. Главная трудность таких педагогов – не знание основ педагогики и подростковой психологии. Для помощи таким преподавателям у нас проводятся Школы педагогического мастерства, методисты разрабатывают индивидуальную траекторию педагогической деятельности при подготовке преподавателя к аттестации с учетом возможностей каждого педагога. Все преподаватели Амурского медицинского колледжа обладают ИКТ-компетенциями – они снимают учебные фильмы, составляют электронные учебные пособия, умеют скачивать учебные фильмы, имеют свои мини-сайты на сайте ns-portal.ru, участвуют в вэбинарах. Опыт наших педагогов распространяется посредством публикаций на различных сайтах, во всероссийских журналах, участия в заочных конференциях.

   Литература

  1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002
  2. Котова Т.И. Компетентностный подход к личности обучаемого через компетенции преподавателя вуза.
  3. Фоломеева И.И., Воронцова А.Г. Диалог на вечную тему // Педагогика и история
  4. Кутейникова И.Х. Профессиональная нравственность как важный элемент педагогической квалификации // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы межрегиональной науч.- практ. конф. - Челябинск, 2002. - Ч. I, стр. 46-48.
  5. Парахонский А.П. Профессиональная адаптация преподавателя // Сборник научных статей Кубанского медицинского института - Краснодар, 2005
  6. Фролов А.Г., Хомочкина С.А., Матушанский Г.У. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе // Образовательные технологии и наука, № 9(2) - Казань, 2006, стр.268
  7. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие для вузов. М.: МГТА, 2001, стр.178
  8. Владимирова В.В. Использование техники модерирования для повышения уровня компетентности студентов и преподавателей.
  9. Использованы материалы лекторов Амурского областного института развития образования г. Благовещенска Корнеевой А.Б. - зав. лабораторией научно-методического сопровождения введения ФГОС, Платоновой Т.П., к.х.н., заведующий отделом аттестации педагогических работников

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*