Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Балльно-рейтинговая система оценки учебной работы студентов специальности «Акушерское дело» на занятиях по акушерству

16.04.2015 309 403
Васильева Т.В.
Васильева Т.В., преподаватель акушерства

Амурский медицинский колледж

Я думаю, что со мной согласятся все педагоги. В традиционной системе оценок отсутствует гибкость, при помощи которой хотелось бы заставить студентов посещать теоретические и практические занятия, выполнять самостоятельную внеаудиторную работу, вовремя сдавать зачеты, не опаздывать на занятия. Я конечно могу снизить оценку студенту, который постоянно опаздывает, пропускает теорию, а на практике отвечает и работает неплохо, но как правило на это не поднимается рука, т.к. в группе наверняка есть другие студенты, которые посещают занятия, но материал усваивают плохо. Нарушители дисциплины на их фоне выглядят более успешными.

В 2012/13 учебном году я разработала и 2 года используюбалльно-рейтинговую систему оценки знаний.

Цель её использования-  изменить привычные представления студентов об учебе и заставить их оценку зарабатывать. 

Для того чтобы объективно оценить результаты работы студента, в учебный процесс вводится система разнообразных по форме и содержанию контрольных мероприятий (контрольных точек), которые оцениваются определенным числом  баллов. За успешное выполнение заданий студенту выставляются не оценки, как прежде, а начисляются баллы;

Важным условием балльно-рейтинговой системы является своевременноеи качественное выполнение установленных видов работ. Если контрольная точка по дисциплине пропущена по неуважительной причине или с первого раза не сдана, то при ее пересдаче, даже если студент отвечал хорошо, часть баллов снимается.

Таким образом, в процессе изучения дисциплины, МДК  накапливаются баллы, формируется рейтинг, который в итоге показывает успеваемость студента. 

Вначале необходимо определиться с максимально возможной суммой баллов, которую студент может заработать за период освоения дисциплины или МДК -  нормативный рейтинг .

Нормативный рейтинг дисциплины, МДК зависит от длительности освоения и составляет по рекомендациям  50 баллов, если дисциплина изучается в одном семестре, 100 баллов - если дисциплина изучается в  двух семестрах, 150 баллов - если дисциплина изучается в трех семестрах, и т.д.

фактический рейтинг – это баллы, которые студент набирает по результатам текущего, и рубежного(зачета/экзамена);
проходной рейтинг  (зачетный)– это минимум баллов, т.е. более 50 %, набрав который студент будет считаться аттестованным по дисциплине.Например, 25,1  балла для дисциплины с нормативным рейтингом 50 баллов; 50,1 баллов – для 100-балльной дисциплины и т. д.

Если студент по итогам обучения набирает меньше проходного рейтинга – дисциплина считается неосвоенной; Он должен добрать необходимое минимальное количество баллов на консультациях (отработках), выполнить не сданную самостоятельную внеаудиторную работу.

Итак, для набора рейтинга надо пройти определенные контрольные этапы:
текущий контроль- 60 % от максимального;
рубежный контроль (тестированиеконтрольная работа и т.п.)- 40 % от максимального;

В рейтинг я ввожу параметры, которые не только показывают уровень подготовки по МДК, но и мотивируют персональную ответственность:пропуски и опоздания на теоретические и практические занятия, несвоевременное выполнение самостоятельной внеаудиторной работы илисдачу зачета,  экзамена.

Для этого составляю рейтинговую карту и сегодня всем предлагаю рассмотреть мои действия для  МДК 01.01  «Физиологическое акушерство»,  изучается на специальности «Акушерское дело» в одном семестре.

1. Установление нормативного рейтинга.

По данному  МДК запланировано 40 часов  теории и 60 часов практики, 50 часов самостоятельной внеаудиторной работы. Завершается МДК экзаменом, который оценивается в традиционной форме.

Устанавливаю рейтинговую оценку в 50 баллов, т. к. МДК изучается в одном семестре.

Учитывая рекомендации, устанавливаю текущий рейтинг и рубежный. Т.о. на текущий рейтинг отвожу  30 баллов – 60 %, а на рубежный – 40 % - 20 баллов.

30 баллов делю на 10 практических занятий = 3 балла на каждый урок.

2. Строю таблицу № 1.

Это мой журнал. В таблице список студентов , 10 практических занятий и соответствующие им 20 теоретических.

Беру тематический план занятий и распределяю теорию с практикой на все 10 занятий.

 

Таблица № 1 Балльно-рейтинговая ведомость по дисциплине Физиологическое акушерство

 

Темы практических занятий совпадают с одним-двумя или тремя теоретическими.

За каждое посещенное теоретическое занятие ставлю студентам 0,1 балла.

За посещение каждого практического занятия ставлю 0,3 балла:

Далее идут математические вычисления. От 3 баллов отнимаю баллы за теорию и посещение практического занятия (это так называемый дисциплинарный рейтинг).

1 занятие - 3-0,1-0,1-0,3= 2,5 балла.

2,5 балла - это оценка контрольных точек на практическом занятии.

Если студент опаздывает на занятие, ему снижается (на практике) или не ставится (на теории) рейтинговая оценка за посещение. Эти баллы восполнить невозможно.

3. Перехожу к таблице № 2 -  на контрольные точки.

2,5-2,6балла, отведенные на контрольные точки  вы можете использовать по своему усмотрению в зависимости от фонда оценочных средств.

Это может быть на 2,5 балла:

1 вариант

  1. Фронтальный опрос 0,3 балла
  2. Графический диктант в 2-х вариантах 0,6 балла
  3. Решение ситуационных задач 0,6 балла
  4. Самостоятельная внеаудиторная работа 0,6 балла (обязательно!)
  5. Закрепление – итоговый тестовый контроль 0,4 балла

Всего  2,5 балла

2 вариант

  1. Графический диктант  0,3 балла
  2. Самостоятельная аудиторная работа 1,0 балла
  3. Решение ситуационных задач 0,5 балла
  4. Самостоятельная внеаудиторная работа 0,5 балла
  5. Блиц- опрос на закрепление 0,2 балла

 Всего 2,5 балла

 

Таблица № 2 Балльно-рейтинговая ведомость по дисциплине Физиологическое акушерство


Задания для самостоятельной внеаудиторной работы являются обязательными. Расписываются на все практические занятия и также оцениваются в баллах. Это могут быть:

1

Презентации по различным направлениям и темам

2

Заполнить индивидуальную карту беременной

3

Решение задач на определение срока беременности.

4

Реферат

5

Составить задачу.

6

Сделать видеоролик по теме.

7

Провести сравнительный анализ дезинфицирующих средств, применяемых в роддоме.

8

Сделать рецензию на видеоролик.

9

И т.д.

 

4. Строю 3-ю таблицу (итоговую)

Данные о студенте, заработанный до итоговой аттестации балл выносятся в таблицу автоматически (для этого компьютеру дается несложное задание). Полученные баллы – проходной рейтинг. Он составляет 15,0 при текущем рейтинге в 30 баллов. Если он набран, студент получает допуск к рубежному контролю. Если нет, продолжает сдавать или пересдавать контрольные точки.

Таблица № 3   Балльно-рейтинговая ведомость

МДК Физиологическое акушерство

Группа  209а

 

 

3 п/п

ФИО студента

Текущий рейтинг

Баллы рубежных контролей

 

 

ИТОГ

Оценка по дисциплине (в традици-онной системе) ***

 

 

1

2

3

4

5

6

9

1

 

 25,5

 

 20,0

 45,5

5 (отлично) 

2

 

16,6

 

10,0

26,6

 

3(удовл.)

3

 

 21,2

 

 11,4

 32,6

4 (хорошо) 

4

 

 22,5

 

 11,7

 34,2

4 (хорошо) 

5

 

 20,9

 

 11,7

 32,6

4 (хорошо)  

6

 

 22,1

 

 16,7

 38,8

4 (хорошо)  

7

 

 16,6

 

 8,5

 25,1

3 (удовл.)

8

 

 19,7

 

 6,7

 25,1

3 (удовл.) 

 

Баллы, полученные на рубежном контроле, выносятся в таблицу к баллам текущего контроля, которые студент получил за время практических занятий на МДК. Получается фактический рейтинг, который переводится в оценку и выставляется в журнал.

У акушерок есть экзамен. Он является заключительным этапом, определяющим итоговую оценку по МДК. Проводится в традиционной форме.

О рейтинговой системе оценки знаний на моих уроках предупреждаю студентов на первом теоретическом занятии и поясняю, что это такое. Сразу даю задание на самостоятельную внеаудиторную работу.

Не все студенты с радостью принимают рейтинговую систему, т.к. понимают, что это труд. Здесь не пройдет вариант отсидеться, т.к. все этапы работы отслеживаются. Каждый последующий урок начинаю с общего балла по рейтингу и объясняю, как его можно повысить. Заканчиваю урок проверкой контрольных точек и выставлением баллов в рейтинговую карту.

Контрольные задания на уроке, которые ранее были бы оценены на «два»,  тоже приносят  балл в общую копилку. Однако при этом не следует ожидать высокого итогового балла.

Есть студенты, которые хотят повысить рейтинг. Они предупреждены о том, что должны своевременно, т.е. в течение одной неделипосле завершения практических занятий по модулю пересдать или сдать контрольныеточки.Это дисциплинирует. Однако всегда в группе найдется «заблудшая овечка», у которой не находится возможности или желания сразу сдать задолженность.

При выставлении оценок в журнал приходится переводить баллы, полученные на каждом практическом занятии в традиционную оценку с учетом рубежного контроля знаний, который может сделать балл за урок выше.

За время работы в рамках рейтинга я тоже набралась опыта. Сейчас меня не пугают таблицы и необходимость их заполнять.На каждом занятии повторяю принцип рейтинга:

Своевременность и качество!

Литература:

  1. Опрятов В. И. Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5. С. 457–459.
  2. Габдрахимова Л. А., Бухмин В. С., Балашова Е. Я., Соколова Е. А., Фатхуллова К. С. Балльно-рейтинговая система оценки знаний в контексте формирования единого пространства европейского высшего образования. // Вестник Казанского энергетического университета. 2012. № 3. Т.6. С. 139–145.
  3. Девятова И. Е. Из опыта внедрения рейтинговой системы оценки успеваемости студентов.// Вестник Южно-Уральского профессионального института. 2012. № 2. Т. 8. С. 47–58.
  4. Тарасенко О. В. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза [Текст] / О. В. Тарасенко, Ж. А. Димиденок // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 579-581.

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*