Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль волонтёров в профилактике ИППП

16.04.2015 275 390
Савченко Анастасия Сергеевна
Савченко Анастасия Сергеевна, студентка 309 ф группы

Яценко Ольга Георгиевна
Яценко Ольга Георгиевна, преподаватель дерматовенерологии

Амурский медицинский колледж

В настоящее время в России все большую остроту приобретают проблемы репродуктивного здоровья молодежи. В условиях экономической и политической нестабильности происходит очень быстрое изменение социально-психологических и нравственных ориентиров подрастающего поколения. А имеющий место в подростковом возрасте разрыв между физиологическим и психологическим созреванием и отсутствие в обществе установок на здоровый образ жизни могут привести к безответственному отношению к интимной жизни, к своему здоровью и здоровью других людей. Осложняет ситуацию тот факт, что подростки часто недостаточно информированы по вопросам инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), контрацепции, сексуального поведения и планирования семьи.

Высокий уровень заболеваемости ИППП у молодежи Амурской области требует осуществления первичной профилактики среди данного контингента населения. Важным компонентом в структуре профилактической работы является подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по основам здорового образа жизни, включая профилактику инфекций, передаваемых половым путем.

Целью настоящего исследования явилось определение оптимальных форм и методов подготовки волонтеров для первичной профилактики инфекций, передаваемых половым путем.

Объектом исследования является процесс подготовки волонтеров из числа студентов Амурского медицинского колледжа. Предмет исследования – использование в процессе подготовки волонтеров средств художественной литературы.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что уровень заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем, среди молодежи Амурской области будет снижаться при условии если: волонтерство будет более широко внедряться в систему первичной профилактики ИППП; волонтеры будут готовиться из числа будущих медицинских работников - студентов медицинских училищ и колледжей; в процессе подготовки волонтеров будут использоваться различные средства художественной литературы.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать содержание и тенденции развития волонтерства;
  2. Определить роль волонтерства в системе первичной профилактики ИППП у молодежи;
  3. Выявить наиболее эффективные формы подготовки волонтеров в Амурском медицинском колледже;
  4. Показать возможности использования различных средств художественной литературы в подготовке и воспитании волонтеров;
  5. Разработать методические рекомендации по подготовке волонтеров для осуществления первичной профилактики ИППП в школах, ПУ, ССУЗах Амурской области.

           Научная новизна исследования заключается в том, что в нем рассматривается идея привлечения различных средств художественной литературы к процессу подготовки и воспитания волонтеров для профилактической работы среди молодежи.

Волонтерство - добровольческая деятельность, основанная на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующая целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста; получение всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путем оказания помощи другим людям.

Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В 18-19 веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу.

Современное волонтерство появилось в Европе в 1920-х годах по инициативе молодых людей, желающих помочь в восстановлении разрушенного первой мировой войной мира. Идеи солидарности, безвозмездности, равенства и отказа от насилия, пропагандируемые добровольцами, очень быстро стали популярными как среди молодежи, так и среди людей старшего возраста. В 60-х годах возникли десятки волонтерских программ с миротворческой целью - подружить Восточную и Западную Европы, сделать мир безопаснее и добрее.

Опыт этих организаций показал, что работа волонтеров может быть полезной не только отдельным людям, но и государствам, укрепляющим таким образом социальную структуру общества и обретающим доверие своих граждан.

Добровольческая деятельность признана на высоком международном уровне.

В 1985 году ООН предложила правительствам ежегодно отмечать 5 декабря - Международный День Добровольцев. В 1997 году ООН провозгласила 2001 год Международным годом добровольцев.

Основные характеристики, присущие волонтерской деятельности

  • Волонтер не должен заниматься волонтерской деятельностью главным образом с целью получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.
  • Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
  • Приносимая польза. Должен быть определенный бенефициарий или группа бенефициариев (в т. ч. такие абстрактные понятия, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.
  • Организационная структура. Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, в общественных или частных организациях.
  • Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах.
  • Организованное волонтерство, с другой стороны, осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно.
  • Степень участия: от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности.

Существует несколько различных видов волонтерства: взаимопомощь или самопомощь; благотворительность или служба на благо других; участие и самоуправление; просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся определенных групп общества.

Волонтерство стремится к достижению двух важных результатов: оно помогает в создании стабильного и сплоченного общества. Оно дополняет услуги, предоставляемые правительством (и бизнесом - когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу). Согласно проведенному опросу, люди, работающие добровольно, приводили следующие причины:

  • хочу помогать нуждающимся людям 61%;
  • надеюсь научиться чему-то новому 46%;
  • хочу иметь какое- то занятие 41%;
  • для собственного удовольствия 31 %;
  • хочу познакомиться с новыми людьми 29%;
  • хочу ответить людям за добро добром 11%;
  • хочу бороться с определенной проблемой 7%;
  • у меня есть свободное время 4%;

Из результатов опроса видно, что самыми значимыми мотивами участия в волонтерской деятельности являются такие, как: желание научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям. Часто люди не могут реализовать все свои потребности, работая только по профессии. В этом случае волонтерский труд может внести разнообразие, позволяя отвлечься от каждодневной рутины. Волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоудовлетворение, продвижение каких- то ценностей.

Подготовка волонтёров по международной программе «Равный поможет равному».

Международная программа «Равный поможет равному» является эффективным методом профилактической деятельности, потому что подростки могут получить интересующую их информацию от того человека, которому они доверяют. По мнению подростков, лучше всего такую информацию получить от сверстников, которые хорошо проинструктированы специалистами. К работе по программе привлекаются все желающие молодые люди от 15 лет, прошедшие предварительное обучение по программе и получившие информацию ВИЧ, СПИДа, ИППП, а так же навыки работы в подростковых аудиториях.

Программа «Равный поможет равному» запускает необходимую информацию по хорошо подготовленному и эффективному пути и ее распространения. Привлекательность проекта заключается в там, что неограниченно увеличивается коллектив источников правдивой информации, знания приходят в те группы, где они необходимы, им доверяют.

Работа в программе производится молодым людям проявить свои коммуникативные навыки, повысить социальный статус, знать свой досуг социально одобряемой деятельностью, самим быть защищенными от последствий рискованного поведения. Опыт показывает, что в работы включается социально активные молодые люди, лидирующие в среде сверстников, что повышает их авторитет и вызывает доверие к информации. Для того чтобы информация вызывала доверие у слушателей, необходимо, чтобы она была правдивой и доступной. Поэтому молодые люди, желающие заниматься профилактической деятельностью, должны пройти предварительное обучение и способам подачи информации, навыкам работы в молодежные аудиториях, обладать теоретическими знаниями об ИППП, ВИЧ/СПИДе безопасном поведении.

С целью снижения заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем, прежде всего среди молодежи, в Амурском медицинском колледже при содействии Амурского областного кожно - венерологического диспансера в течение трех последних лет осуществляется системой мероприятий по профилактике ИППП, включающей аудиторные и внеаудиторные формы работы. В качестве аудиторной формы предусмотрено изучение студентами дисциплины «Заболевания, передаваемые половым путем». При обучении будущих специалистов сестринского, лечебного и акушерского дела уделяется внимание вопросам состояния заболеваемости и организации системы профилактики инфекций, передаваемых половым путем, в Амурской области.

Используются следующие формы внеаудиторной работы: УИРС, НИРС подготовка лекторской группы, проведение профилактических мероприятий. Постоянную помощь при этом оказывают организационно - методический кабинет и кабинет профилактики Амурского ОКВД (обучающие семинары, методические материалы).

Учебно-исследовательская работа студентов представлена следующими направлениями:

  • Разработка текстов бесед, лекций, сценариев классных часов; изготовление памяток. Подготовка наглядного материала для оснащения профилактических мероприятий (таблицы, стенды – планшеты, иллюстрации, мультимедиа презентации)
  • Организация выставок творческих работ студентов, посвященных профилактике ИППП (рисунки, плакаты, стихи).

Из числа студентов четвертого курса ежегодно создается лекторская группа, которая проводит беседы и классные часы для учащихся младших курсов, при этом охватывается данной формой профилактической работой 150-200 человек.

Кроме того, за 2005-2014 годы было проведено более 100 профилактических мероприятий в профессиональных училищах, школах города Благовещенска и Амурской области.

Подготовка и проведение мероприятий по первичной профилактики ИППП.

Формы проведения профилактических мероприятий разнообразны:

  • Классные часы на темы: «О половых инфекциях в стихах и прозе», «Мистер Сифилис (о сифилитической инфекции языком прозы и поэзии)»;
  • Беседы на темы «Что ты знаешь об инфекциях, передаваемых половым путем, и их профилактике», «Знать, как избежать»;
  • Выступление в виде композиции, в которую наряду с информацией об ИППП включаются стихи, отрывки из художественных произведений.

С целью повышения эффектности и эффективности проведения профилактических мероприятий используются следующие приёмы:

  • Создание впечатления (импрессия);
  • Музыкальное сопровождение (эмоциональное воздействие);
  • Использование элементов юмора;
  • Максимальная визуализация;

Формы подачи материала: лекция, аудиовизуальные средства, наглядные пособия, обсуждение в группах, обучение практикой действия.

Использование ролевых игр и упражнений.

Упражнение «Спорные утверждения».

На 4-х листах ватмана написаны следующие утверждения: Совершенно согласен – Согласен, но с оговорками – Совершенно не согласен – Не знаю/не уверен. Листы прикрепляются по четырем сторонам комнаты.

Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ВИЧ/СПИД. После того, как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов ватмана, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

Обсуждение:

  • Какие чувства у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?
  • Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно когда вы оказались в меньшинстве?
  • Легко ли было изменить свою точку зрения?

Игра «Дискриминация» (90 мин).

Участники делятся на пары. Один из пары садится в круг, второй встает за ним. На каждую пару выдается табличка с надписью, которую могут видеть все, кроме этой пары. Надпись на табличке в той или иной степени является ярлыком или касается личностных особенностей или установок личности (например, я – ВИЧ-инфицированный, я против секса до брака). Участники должны с помощью вопросов, фраз или комментариев дать понять паре, что написано на табличке.

Обсуждение:

  • Как себя чувствовали участники во время игры (пока не поняли, что написано на их табличке и когда уже догадались)?
  • Что такое дискриминация?
  • По какому признаку она может осуществляться?
  • Почему существует такое явление?

Результатом игры должно стать осознание участниками собственных установок по отношению к явлению дискриминации, осознание пагубного влияния этого явления на личность как лица, подвергаемого дискриминации, так и лица, совершающего эти действия.

Игра «Жизнь с болезнью» (30 мин).

Участникам выдают по 12 листочков бумаги и просят написать 4 названия любимых блюд, 4 названия любимых занятий, 4 имени близких и любимых людей.

Когда все участники готовы, говорится, что такая опасная болезнь, как СПИД, требует от человека больших жертв, и участников просят выбрать и отдать по 1 любимому блюду, занятию, близкому человеку. Далее болезнь требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка. После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника. Все, что осталось у участников – это возможный вариант того, что болезнь может сделать с жизнью любого человека.

Обсуждение:

  • Как себя чувствовали участники во время игры?
  • Как сейчас себя чувствуют?
  • С чем (или с кем) труднее было расставаться?

После этого участники обсуждают психологические последствия незащищенных сексуальных контактов (разочарование, психологическая или сексуальная травма, чувство покинутости, тревога по поводу своего здоровья, мнительность, страх беременности или ЗППП, неудовлетворенность своим сексуальным поведением, боязнь огласки, тревога по поводу дальнейших отношений и т.д.) (10 мин).

Также используются игры «Корзинка», «Степень риска», «Сюрприз», «Марионетка», «Берлинская стена», «Лабиринт», «Дублер», расстановка рейтингов, упражнение «Умей сказать "Нет"».

Использование анкетирования позволяет выяснить уровень информированности по вопросам сексуального поведения, инфекций, передаваемых половым путем и контрацепции. Складывается социальный портрет молодых людей, благодаря которому можно в дальнейшем определить стратегию в проведении первичной профилактики ИППП.

Одним из методов совершенствования профилактической работы в молодёжной среде является привлечение потенциальных возможностей художественной литературы, которая очень красочно описывает социальные, психологические и клинические аспекты венерических заболеваний. Приводим фрагменты произведений, в которых говорится о сифилитической инфекции.

Заключение

  1. Волонтерство представляет собой процесс вовлечения в неформальную общественную деятельность людей разного социального статуса и возраста, особое мировоззрение, основанное на идеях бескорыстного служения общественным интересам. Волонтерское движение, широко распространенное в странах Европы и США, развивается в настоящее время и в России. Волонтерская деятельность может быть направлена на профилактическую работу среди молодежи, и в частности, на осуществление первичной профилактики ИППП.
  2. В современной концепции первичной профилактики ИППП у молодежи, позволяющей осуществить комплексный и системный подход к решению данной задачи, волонтерство является одним из важнейших компонентов и механизмом развития социальной системы профилактики ИППП.
  3. Международная программа «Равный поможет равному», преобразованная и апробированная в г. Новосибирске на базе центра «Ювентус», является эффективным методом профилактической работы среди молодежи, может быть использована для подготовки волонтеров.
  4. Система мероприятий по первичной профилактике ИППП, осуществляемая в Амурском медицинском колледже при содействии Амурского областного кожно – венерологического диспансера в течение последних пяти лет, включающая в себя различные формы и методы, способствует вовлечению студентов в волонтерскую деятельность.
  5. Использование в процессе подготовки волонтеров для первичной профилактики ИППП различных средств художественной литературы делает его привлекательным, интересным, творческим, и самое главное – результативным, значительно повышает эффективность профилактической работы по ИППП в молодежной среде.
  6. Участие волонтеров – студентов, будущих медицинских работников среднего звена, в первичной профилактике ИППП среди молодых людей будет способствовать формированию у них ответственного полового поведения и приведет к снижению заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем, в Амурской области.

Список литературы

  1. Адаскевич, В.П. Инфекции, передаваемые половым путем: руководство для врачей/ В.П. Адаскевич.- М.: Медицина, 2003.- 243с
  2. Давыдова, С.В. Знаю, как избежать! Подростку о половых инфекциях: брошюра/ С.В. Давыдова, Д.О. Камалдинов - Москва, 1996. - 32с.
  3. Виленчик, Б.Т. Кожные и венерические болезни: учебное пособие для студентов средних медицинских учебных заведений/ Б.Т.Виленчик.- Ростов - на Дону: «Феникс», 2002.- 224с.
  4. Инфекции, передаваемые половым путем: сборник памяток для населения/ОГУЗ «Амурский областной кожно-венерологический диспансер».- Благовещенск,2006. - 24с.
  5. Кузина, В.А. Совершенствования первичной профилактики – важнейшее направление в комплексном решении проблемы снижения заболеваемости населения ИППП/В.А. Кузина., С.А. Меркулова., А.В. Платонов// Актуальные вопросы дерматовенерологии на современном этапе: материалы XII научно- практической конференции дерматовенерологов Амурской области с всероссийским участием. – Благовещенск, 2007.- с.32 - 36.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*