Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

15.04.2015 649 2 943
Струкова Елена Алексеевна
Струкова Елена Алексеевна, преподаватель специальных дисциплин, информационных технологий

Армавирский машиностроительный техникум

Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы

А.П. Семёнов

Электронный образовательный ресурс – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.

ЭОР подразделяется на:

  • мультимедийные продукты
  • программные продукты
  • изобразительные продукты
  • аудио продукты
  • текстовые продукты
  • электронные аналоги печатных изданий.

Все многообразие ЭОР условно можно подразделить на информационные источники и информационные инструменты.

В образовательном процессе возможно использование как простых  информационных источников (звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели), так и комплексные, содержащие простые информационные источники, связанные с гиперссылками (например, мультимедиа энциклопедии).

Информационный инструмент учебной деятельности – это программный продукт, позволяющий производить активные действия над информационными источниками (объектами), создавать их, менять, связывать, передавать и т.д.

К педагогическим ЭОР также относятся электронные учебные издания и электронные учебные материалы.

Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагает педагог. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ. Интернет-технологии, которые быстро осваиваются современными учащимися, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов. Применение электронных образовательных ресурсов дает мне возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. «Сегодня и завтра» наших учеников - это информационное общество.

Будущее компьютерных технологий е напрямую зависит от того, насколько продуман начальный период их использования в учебный процесс.

Интерактив дает возможность использования активно-деятельностных форм обучения, воздействия и получения ответных реакций, а также позволяет учащимся проверить свои знания без участия учителя.

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс кардинально изменило отношение к создаваемыми и используемым учебным материалам. В современных образовательных стандартах и нормативах указывается возможность и необходимость использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе вместе (или вместо) печатных. К образовательным ресурсам можно отнести любые материалы, которые преподаватель полностью или частично использует в образовательном процессе. Среди полностью используемых ресурсов можно назвать учебники и учебные пособия, методические материалы и учебно - наглядные материалы, интерактивные обучающие программы. В то же время, преподаватель может использовать информацию, размещенную в ресурсах, не связанных напрямую с образовательным процессом – периодические издания, научную литературу и т.д. Из нее преподаватель черпает необходимые факты и концепции, на нее направляет внимание учащихся при подготовке самостоятельных работ – рефератов, сообщений и т.п. Особенно активно в современном образовании используют ЭОР в качестве наглядных и учебных изданий.   Можно отметить преимущества современных ЭОР: − широта распространения (тираж ЭОР зависит от числа копий; в то же время, для ЭОР, расположенных на сайте, возможно просчитать количество посещений); − мультимедийность (в отличие от печатных изданий в ЭОР можно разместить видео и аудио материалы, создать компьютерную анимацию); − интерактивность (при работе с ЭОР часто используются небольшие модули и гиперссылки, которые определяют выбор последовательности обучения и соучастия обучаемого в изучении материала); − доступность (ЭОР могут быть выложены на сайте, предоставлены обучаемым по электронной почте, на материальном носителе и т.п.).

Работа с электронными энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.

К информационный инструментам, применяемым в своей работе, я отношу в первую очередь электронные тренажеры, интерактивные обучающие программы, где обучающийся может самостоятельно ознакомиться с разделом, а затем проверить себя сам.

Также к информационным инструментам относится компьютерное тестирование. Компьютер помогает осуществить всесторонний (текущий, промежуточный, итоговый) контроль учебного процесса. Компьютер - помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля студентов, в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам  можно назвать создание  мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных  программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание. Одновременное  воздействие на два важных органа восприятия (слух  и  зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Презентация даёт возможность преподавателю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей студентов, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентаций учитывается, что она:

  • Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  • Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  • Усиливает воздействие выступления.

Главное – научиться использовать предлагаемые материалы при подготовке самостоятельных ЭОР. Безусловно, созданные самим преподавателем ЭОР являются наиболее близкими к читаемому курсу и стилю работы педагога. Одновременно возникает проблема профессионализма в подаче материала, рассчитанного на самостоятельную работу ученика, иначе воспринимаемую и затрагивающую иные навыки восприятия информации. Большое количество слайдов, изображений, анимационных эффектов, видеоматериалов не только не улучшают, но затрудняют восприятие сложного учебного материала, снижают эффективность работы преподавателя. Краткость, точность и уместность использования ЭОР и их возможностей позволяют повысить качество обучения, донести до ученика нужное знание, простимулировать самостоятельную творческую работу и закрепить пройденный материал. Использование ЭОР в образовательном процессе не должно быть целью преподавателя. Как и традиционные, электронные образовательные ресурсы остаются средством, с помощью которых педагог формирует картину мира обучаемого. Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. А значит, даёт нашим детям возможность стать более успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке труда в будущем.

Список цитированных источников

  • Земсков А. И. Электронные библиотеки: учебное пособие для студентов ун-тов культуры и искусств / Земсков А. И., Шрайберг Я. Л.; ГПНТБ России – 3-е изд., исп. и доп. – М., 2004. – 130 с.
  • http://eor.it.ru/ Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности
  • http://vio.uchim.info/Vio_95/cd_site/articles/arthtm Терещенко В.И. Информационно-насыщеннная среда как условие развития образовательного учреждения и профессионального роста учителя
  • http://digital-edu.info/vyp/2/?ELEMENT_ID=1543 Молчанова С.Н. Еще раз об интерактивности урока или использование интерактивных средств обучения на уроках информатики как инструмент организации деятельного обучения учащихся

 




Назад к списку

Комментарии
Уважаемая Елена Алексеевна! А все ли преподаватели в вашем техникуме владеют информационными технологиями? Как Вы их этому обучаете? Кто оплачивает занятия?
Сидоренко Марина Александровна
зам. директора по НМР,
ГАУ АО ПОО "Амурский медицинский колледж"
У нас в техникуме регулярно минимум раз в год проводятся курсы для преподавателей по изучению информационных технологий (работа с офисными программами, работа с интерактивной доской, работа по созданию презентаций, работа в "1С: Колледж", работа в КОМПАС и др. по желанию группы преподавателей (от 7 чел) , ведут преподаватели информатики и информационных технологий, оплачивается по ставке и категории из бюджета техникума. Т.к. эти программы повышения квалификации у нас в техникуме лицензированны в дополнительном образовании, то по окончании курсов выдается свидетельство с наименованием пройденных тем и количеством часов. Все преподаватели нашего техникума владеют информационными технологиями.
Елена Алексеевна
преподаватель информатики и ИКТ,
ГБОУ СПО "Армавирский машиностроительный техникум" КК

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*