Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация самостоятельной работы студентов в ГБОУ СПО РС (Я) «ЯМК»

15.04.2015 849 1 1328
Роббек Колымана Васильевна
Роббек Колымана Васильевна, преподаватель

Якутский медицинский колледж

Происходящая переоценка всей нашей общественной жизни обнаружила существенные изъяны в подготовке специалистов разного уровня. Среднее профессиональное образование в России переживает в настоящее время период реформ и признано удовлетворить потребности личности, государства, общества в получении гражданами образования профессиональной квалификации.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в колледже, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Современное общество нуждается в творческих людях, обладающих познавательной активностью в их социальной и профессиональной деятельности. Требования общества к социально-профессиональной компетентности специалистов постоянно повышается, а личностная осознанность новых условий социального бытия пока еще недостаточна.

В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельное работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой.

Согласно типовому Положению об образовательном учреждении СПО от 18.07.2008 г. № 543, самостоятельная работа, является одним из видов учебных занятий студентов и по ФГОС СПО (2011г.) занимает до 50% времени, отведенного на изучение учебной дисциплины, что является существенным резервом в повышении качества подготовки будущих специалистов.

В настоящее время самостоятельная работа активно внедряется в повседневную практику ГБОУ СПО РС (Я) «Якутский медицинский колледж». Это обусловлено, прежде всего, требованиями современного общества к профессиональной подготовке выпускника среднего специализированного учебного заведения.

Основным принципом организации самостоятельной работы студентов должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.

Цель самостоятельной работы студента – научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Решающая роль в организации самостоятельной работы студентов принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом, а с конкретной личностью. Задача преподавателя – увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.

При изучении каждой дисциплины организация самостоятельной работы студентов должна предоставлять единство трех взаимосвязанных форм:

  • внеаудиторная самостоятельная работа;
  • аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;
  • творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов, проводимые в «ЯМК»:

  • подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы;
  • выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это – решение задач, перевод и пересказ текстов, подбор и изучение литературных источников, разработка и составление различных схем, выполнение графических работ;
  • выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы;
  • подготовка к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах;

Аудиторная самостоятельная работа студентов может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, во время чтения лекций.

Рассмотрим формы организации самостоятельной работы в «ЯМК»

Фронтальная самостоятельная работа: основными особенностями такой формы организации самостоятельной работы являются:

  • общее для всех задание;
  • общий инструктаж преподавателя по выполнению задания;
  • использование общих приемов организации и руководства дальнейшими действиями студентов.

Фронтальная форма организации самостоятельной работы наиболее целесообразна тогда, когда студенты приступают к изучению темы, когда важно вызвать интерес к новой теме, а также на начальном этапе формирования умений, когда студенты овладевают способами выполнения заданий по образцу.

Индивидуальная самостоятельная работа: особенности выполнения данной формы самостоятельной работы:

  • возрастает роль студента в определении содержания работы, выборе способа ее выполнения;
  • появляется возможность сотрудничества студента с преподавателем, особенно при выполнении трудоемких заданий.

Индивидуальные задания вызывают личностное отношение к материалу, стимулируют активность.

Групповая самостоятельная работа: наиболее простая форма сотрудничества студентов на занятии – работа в парах постоянного состава. Эту форму можно использовать для:

  • совместной проработки материала учебника, документа;
  • выполнения практических заданий;
  • взаимной проверки письменных упражнений.

Систематическое выполнение в срок указанного преподавателем задания приучает к ответственности, исполнительности, аккуратности, воспитывает трудолюбие.

Внеаудиторная самостоятельная работа должна быть средством сближения обучения и самообразования, так как овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе является условиями формирования потребности в самообразовании.

Список использованной литературы:

  1. Г.И.Ибрагимов, Г.У.Мату, А.В.Хуторской: Компетентностный подход в профессиональном образовании, Псков, 2011 г.-44 с.;
  2. Р.Х.Гильмеева, Б.П.Есипов, В.И.Загвязинский, Педагогические основы самостоятельной и исследовательской работы, Тюмень, 2012 г.-120с.;
  3. Черная А. В., Чекунова Е.А., Погорелова Е.И. Организация самостоятельной работы студентов, Москва, 2011 г.;
  4. Жиркова З. С., Новгородова Н.Н., Бехтюева Н. Г., Габышева Н.Д. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе. Педагогические науки № 8, 2011 г.



Назад к списку

Комментарии
Уважаемая Колымана Васильевна! Как Вы фиксируете оценку самостоятельной работы студентов в учебном журнале?
Сидоренко Марина Александровна
зам. директора по НМР,
ГАУ АО ПОО "Амурский медицинский колледж"

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*