Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблемное обучение как одно из направлений активизации учебно-познавательной деятельности студентов

15.04.2015 747 1513
Лушников Евгений Викторович
Лушников Евгений Викторович, преподаватель

Южно-Уральский многопрофильный колледж

Одним из перспективных направлений активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, развития у них познавательных интересов, творческих способностей, самостоятельности, исследовательских умений является проблемное обучение.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение общими и профессиональными компетенциями, развитие мыслительных способностей.

Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного знания, учебной или исследовательской деятельности. При проблемном обучении студенты включаются в разрешение проблемной ситуации, при этом у них формируются способы действий, необходимые для решения нестандартных задач.

Таким образом, сущность проблемного обучения составляют:

  • организация преподавателем проблемных ситуаций в учебно-познавательной работе обучающихся;
  • управление их поисковой деятельностью по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

В проблемном обучении мы используем следующие этапы:

  1. Постановка и формулирование проблемы: констатация имеющихся знаний для разрешения проблемы; определения круга недостающих знаний и путей их поиска; предварительное решение проблемы и проверка правильности ее решения; установление связи изучаемого материала с накопленными знаниями.
  2. Проблемное изложение знаний, организация самостоятельной работы обучающихся.
  3. Окончательный выбор студентами вариантов решения проблемы, выдвинутой преподавателем; проверка этих решений.
  4. Частично выдвижение обучающими гипотез решения проблемы, выбор окончательного решения с последующей проверкой правильности выбора преподавателем.
  5. Самостоятельный поиск проблемы обучающими, ее конструирование и формулирование [7, с.345].

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

во-первых, необходимым условием технологии проблемного обучения является возникновение проблемной ситуации, то есть противоречия между уже имеющимися знаниями и требованиями учебного материала.

во-вторых, ключевым когнитивным критерием для развития в технологии проблемного обучения является внимание.

в-третьих, ключевым видом деятельности для обучающихся является решение проблемных ситуаций, для преподавателя – направленность на создание проблемных ситуаций.

Таким образом, одним из перспективных направлений активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся является проблемное обучение.

На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Одними лекциями и рассказами не передаются. Учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня технология проблемного обучения.

Список литературы

  1. Ананьева, Е.И. Модульное обучение студентов как педагогическая проблема // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. - № 4. – С. 4-12.
  2. Беликов, В.А. Дидактические основы учебно-познавательной деятельности школьников: дис. д-ра пед. наук. – Магнитогорск: МГПИ, 1995. – 350 с.
  3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.; под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 2. Проблемы общей психологии. – 504 с., ил. – Акад. пед. наук СССР.
  4. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – 336 с.
  5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – 95 с.
  6. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении; ред. М. С. Шадрина. – М.: Педагогика, 1972. – 208 с.
  7. Трайнев, В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»: МАН ИПТ, 2005. – 360 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*