Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Модель выпускника по специальности среднего профессионального образования 49.02.01 Физическая культура и ее реализация в образовательном процессе

15.04.2015 577 959
Щедрин Сергей Васильевич
Щедрин Сергей Васильевич, методист, к.п.н.

Быстров Николай Александрович
Быстров Николай Александрович, директор, преподаватель

Машков Александр Павлович
Машков Александр Павлович, педагог-психолог

Маревич Александр Викторович
Маревич Александр Викторович, заместитель директора по воспитательной работе

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

Среди многочисленных инновационных исследований, результаты которых опубликованы в интернете, весьма популярной, до недавнего времени, являлась тема выявления модели (личности) выпускника образовательного учреждения: его личностных качеств, способностей, системы базовых ценностей и т.п. (см., напр. [30], [35], [36]). Интерес к теме обуславливался тем, что существовавшая в СССР в качестве официальной знаниевая образовательная парадигма, определяла «знаниевый» компонент личности выпускника (пресловутые ЗУН), но не содержала ответа на вопрос: «Каким должен быть выпускник (какими другими личностными качествами он должен обладать) для успешной адаптации в обществе?» (вспомним в связи с этим Сенеку: «Non scholae, sed vitae discimus» - «Мы учимся не для школы, но для жизни»).

Появление в 2010-13 гг. Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования (см. [40]-[43]), в которых содержатся требования к личностным характеристикам выпускника («портрет выпускника»), как бы подвело итог таких исследований в этой сфере образования. Сегодня модели выпускника, размещенные на официальных сайтах образовательных учреждений дошкольного и общего образования либо ограничиваются заимствованием текста стандартов (см., напр., [20]-[23]), либо содержат те или иные интерпретации текста с учетом местных национальных и этнокультурных особенностей, традиций образовательного учреждения, особенностей организации образовательного процесса, контингента обучающихся и т.п. (обнаружить таковые не удалось, но, возможно, они есть).

Несколько иначе обстоят дела в среднем профессиональном образовании.

В разделе 2.3. документа «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» основной целью профессионального образования была определена «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» ([13]). В соответствии с этим документом в 2009-10 гг. приказами Минобрнауки России были утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям среднего профессионального образования (см. [44]). Позднее приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 г. № 1199 в ред. от 14.05.2014 г. (см. [32]) был утвержден новый перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, в соответствии с которым приказами Минобрнауки России в 2014 г. были утверждены новые Федеральные государственные образовательные стандарты по профессиям и специальностям среднего профессионального образования.

Раздел V действующих Федеральных государственных образовательных стандартов определяет социальный заказ на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием по профессиям и специальностям в форме требований к результатам освоения программы, включающих общие и профессиональные компетенции[1] выпускника (см., напр., [45]).

Казалось бы, последнее и является моделью выпускника по специальности, «выдумывать» больше ничего не надо. Так официальные сайты организаций среднего профессионального образования, входящих в первую десятку рейтинга ИНФОРМИО (URL: http://www.informio.ru/rating) не содержат в качестве локального нормативного акта или другого документа требования образовательной организации к личностным качествам выпускника. Однако, на наш взгляд, подобная точка зрения ошибочна. Выпускник должен обладать не только способностями выполнять те или иные виды профессиональной деятельности, как трактуется понятие компетенции в Федеральных государственных образовательных стандартах по профессиям и специальностям среднего профессионального образования, и которые отнюдь не полностью обеспечивают эффективность этой деятельности, но и другими личностными качествами.

ГБПОУ «Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва» (далее – ГБПОУ СОУОР), в соответствии с уставом (см. [39]), ориентировано на подготовку тренеров-преподавателей для спортивных школ Саратовской области. В результате анализа литературы по должностным обязанностям тренера-преподавателя ([19], [31]), личности педагога ([3], [4], [8], [9], [11], [15]-[17], [24], [25], [28], [29]), личности успешного человека ([5], [10], [38]), личности успешного тренера ([2], [7], [18], [26], [33], [37]), а также в результате своих исследований (см., напр., [1]) были выявлены следующие личностные качества[2], которыми должен обладать выпускник ГБПОУ СОУОР для успешной профессиональной деятельности в качестве тренера-преподавателя:

  • интеллект (в т.ч. логичность и креативность мышления, развитость познавательных функций);
  • эмоциональная устойчивость (в т.ч. стабильность эмоций, стрессоустойчивость, уравновешенность, низкий уровень невротизации);
  • определенность взглядов (в т.ч. рефлексия, психологическая зрелость);
  • стремление к творчеству (в т.ч. креативность, мотивы возможности проявления творческого подхода к работе и интересного содержания работы, умение преодолевать собственные стереотипы);
  • гибкое поведение (в т.ч. корректировка методов по ситуации);
  • потребность в самосовершенствовании;
  • организаторские качества;
  • волевые профессиональные качества (в т.ч. ответственность, тщательность, организованность, решительность);
  • коммуникативные качества (в т.ч. коммуникативность, умение разбираться в людях, умение найти общий язык с другими, низкий уровень конфликтности и раздражительности, контроль речи, активная позиция при взаимодействии с другими, легкость в контактах с другими людьми, стремление налаживать новые знакомства и связи);
  • тактичность.

В систему образовательной деятельности по формированию вышеперечисленных личностных качеств у студентов ГБПОУ СОУОР входят тренинги[3], дифференцированная работа с категориями студентов, выбор индивидуальных образовательных траекторий для отдельных студентов, применение в образовательном процессе современных образовательных технологий, методик активного социально-психологического обучения и др. (более подробно см. приложения 6, 8-10 к самоотчету на официальном сайте ГБПОУ СОУОР, [21]), что позволяет обеспечить не только результативность освоения студентами образовательной программы, но и реализацию требований училища к личности выпускника.

Выбор тех или иных технологий и методик образовательного процесса варьируется в зависимости от результатов диагностики личностных качеств студентов нового набора. Так результаты входной диагностики личностных качеств студентов ГБПОУ СОУОР в 2013 и 2014 гг. зафиксировали у них низкий или ниже среднего уровень развитости социальной активности и активности в познании мира, мотивации на творчество и инновационную деятельность, на образование и самообразование, готовности к сотрудничеству, умения достигать взаимопонимания и вести конструктивный диалог, определенных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (см. п. 5 в [43]), а также познавательных процессов, самообладания, адекватности самооценки, интеллекта, быстроты действий, дипломатичности (вежливости), потребности в общении, подчиняемости, амбициозности, разборчивости в средствах, уверенности в себе, общих и коммуникативных способностей. Среди наиболее значимых мотивов – личный интерес и отношения с руководителем, наименее значимых – самосовершенствование, порядок и организованность процесса. Помимо этого по результатам этих исследований выявлен высокий или выше среднего уровень развитости у студентов нового набора таких личностных качеств, как воля, независимость, эмоциональная устойчивость, доминантность[4], экспрессивность[5], нормативность[6], воображение, доверительное отношение к людям, тревожность, радикализм[7], конфликтность, настойчивость, соревновательность, креативность, раздражительность, скепсис, эмоциональность, экзальтированность[8].

В соответствии с полученными результатами система подготовки студентов набора 2013 и 2014 гг. включает, в т.ч.:

  • 1 курс – тренинги познавательных процессов, творческих способностей, общения, поведения в разных ситуациях, уверенности в себе и адекватности самооценки; проведение практических занятий в формах сократовской беседы, дискуссии, ролевой игры; участие в исследованиях, социально-значимых акциях и проектах в форме волонтерской деятельности;
  • 2 курс – проведение практических занятий в форме дискуссии, мозгового штурма, круглого стола, ролевой игры; волонтерскую и исследовательскую деятельность; презентации результатов исследовательской деятельности;
  • 3 курс – проведение практических занятий в форме мозгового штурма, круглого стола, метода анализа конкретных ситуаций, деловой игры; волонтерскую, исследовательскую (в т.ч. экспериментальную) и инновационную деятельность; презентации результатов исследовательской и инновационной деятельности, в т.ч. в форме защиты дипломной работы.

Список используемой литературы

  1. Акатова С.А. Личность идеального тренера / С.А. Акатова, Т.В. Колобова, А.П. Машков, С.В. Щедрин // NUMI.RU [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://numi.ru/fullview.php?id=59460 (дата обращения 25.02.2015).
  2. Богданова М.В. Исследование психологических особенностей личности тренера / М.В. Богданова // V Международная студенческая электронная научная конференция«СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2013» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/192/3113 (дата обращения 16.12.2014).
  3. Гностические способности спортивного педагога // ON-SPORTS.RU [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://on-sports.ru/%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3/ (дата обращения 18.12.2014).
  4. Гоноболин Ф.Н. Психология / Ф.Н. Гоноболин. – М.: Просвещение, 1973. – 124 с.
  5. Давыдова Н. Качества успешного человека нужно развивать! / Н. Давыдова // Счастье, бизнес, успех [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://incomeeasily.ru/kachestva-uspeshnogo-cheloveka/kachestva-uspeshnogo-cheloveka-uspeshnaya-lichnost (дата обращения 16.12.2014).
  6. Доминантность // Психологос [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/dominantnost (дата обращения 22.02.2015).
  7. Как отличить успешного тренера от неуспешного? // Официальный сайт «АВТОДОР-МЕТАР» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://avtodor-metar.ru/vse-o-volejbole/kak-otlichit-uspeshnogo-trenera-ot-neuspeshnogo.html (дата обращения 16.12.2014).
  8. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – М., Просвещение, 1987. – 190 с.
  9. Карелина О.И. Общие основы педагогики: тексты лекций / О.И. Карелина // URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met126/node9.html (дата обращения 09.10.2014 г.).
  10. Качества успешного человека // Счастье, бизнес, успех [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://incomeeasily.ru/kachestva-uspeshnogo-cheloveka (дата обращения 16.12.2014).
  11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Ростов Н. /Д.: Феникс, 2005. – 512 с.
  12. Компетенция // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%EF%E5%F2%E5%ED%F6%E8%FF (дата обращения 22.02.2015).
  13. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р // ТЕХНОЭКСПЕRТ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901816019 (дата обращения 21.02.2015).
  14. Критерии, показатели оценки профессиональной деятельности педагогических работников для установления соответствия квалификационной категории (первой или высшей) по должности «преподаватель», «мастер производственного обучения» профессиональных образовательных организаций // Официальный сайт Министерства образования Саратовской области [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://minobr.saratov.gov.ru/docs/167/7109/?sphrase_id=53366 (дата обращения 25.02.2015).
  15. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии /В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1972. – 255 с.
  16. Личность педагога // Центр современных методик преподавания [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/lichnost-pedagoga.html (дата обращения 09.10.2014 г.).
  17. Маркова А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя / А.К. Маркова, А.Я. Никонова // Вопросы психологии: научный журнал. – 1987. – № 5. – С. 40-48.
  18. Мастерство тренера // Официальный сайт «ХК Металлург - 2004 (г. Жлобин)» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://metallurg2004.ucoz.ru/publ/trenerskaja/masterstvo_trenera/2-1-0-11 (дата обращения 16.12.2014).
  19. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации (утв. приказом Министерства спорта РФ от 24 октября 2012 г. № 325) // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70147632/ (дата обращения 16.12.2014).
  20. Модель выпускника // Официальный сайт МКОУ «Середейская средняя общеобразовательная школа» п. Середейский Сухиничского района Калужской области [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://40419s005.edusite.ru/p16aa1.html (дата обращения 20.02.2015).
  21. Модель выпускника // Официальный сайт МДОУ детский сад № 13 «Березка» г. Новодвинск [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://xn--13-jlc6c.xn--p1ai/index.php/obrazovatelnaya-deyatelnost/model-vypusknika (дата обращения 20.02.2015).
  22. Модель выпускника нашей школы // Официальный сайт МБОУ «Обозерская общеобразовательная средняя школа № 1» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://obozerschool1.ru/about/OurSchoolGraduateModels/ (дата обращения 20.02.2015).
  23. Модель выпускника школы // Официальный сайт МБОУ средней общеобразовательной школы № 3 г. Донецк Ростовской области [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://donschool-sr3.ucoz.ru/index/model_vypusknika/0-96 (дата обращения 20.02.2015).
  24. Направленность личности педагога // Pnet [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://psylist.net/pedagogika/00020.htm (дата обращения 09.10.2014 г.).
  25. Немов Р.С. Психология образования / Р.С. Немов // Библиотека учебной и научной литературы [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/nemov_psi2/11.aspx (дата обращения 09.10.2014 г.).
  26. Николаев А.Н. Успешность деятельности тренера. / А.Н. Николаев // Журнал в журнале «Теория и практика физической культуры» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2003n12/p29-33.htm (дата обращения 16.12.2014).
  27. Нормативность // Психологос [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/normativnost (дата обращения 22.02.2015).
  28. Отчет о результатах самообследования // Официальный сайт ГБПОУ СОУОР [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.saratovuor.ru/index.php?blog=strcat&category=21 (дата обращения 22.02.2015).
  29. Полиаспектная подготовка современного педагога: Коллективная монография / Науч. ред. Г. А. Медяник. – М.: Академия Естествознания, 2011. – 238 с.
  30. Порошин В.И. Национально ориентированный компонент в содержании общего среднего образования современной школы / В.И. Порошин // Виртуальное методическое формирование для заместителей по воспитательной работе «Со+дружество» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://sdr.lysva.biz/page21.html (дата обращения 20.02.2015).
  31. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» // Российская газета RG.RU [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html (дата обращения 16.12.2014).
  32. Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 г. № 1199 (в ред. от 14.05.2014 г.) «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163843/ (дата обращения 21.02.2015).
  33. Психологические особенности личности тренера // URL: http://sportshkola.iredu.ru/DswMedia/psixologicheskieosobennostitreneraseminar.pdf (дата обращения 16.12.2014).
  34. Радикализм // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E0%E4%E8%EA%E0%EB%E8%E7%EC (дата обращения 22.02.2015).
  35. Сафронов И.В. Модель современного выпускника профессиональной школы / И.В. Сафронов, О.С. Парц // Аllbest.ru [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00098042_0.html (дата обращения 20.02.2015).
  36. Смирнова Д.М. Модель выпускника / Д.М. Смирнова // Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/03/03/model-vypusknika (дата обращения 20.02.2015).
  37. Станиславская И.Г. Психологические различия успешных и неуспешных тренеров / И.Г. Станиславская // Физическая культура, 1999, № 1-2, с. 36-37.
  38. Успешный человек – «качественная» личность // Проект Человек «Альфа» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.manalfa.com/uspeh/kakie-kachestva-harakterizuyut-lichnost (дата обращения 16.12.2014).
  39. Устав Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения ГБПОУ «СОУОР» // Официальный сайт ГБПОУ «СОУОР» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.saratovuor.ru/index.php?blog=strcat&category=21 (дата обращения 17.12.2014).
  40. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета RG.RU [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 20.02.2015).
  41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.), утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (дата обращения 20.02.2015).
  42. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.), утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938 (дата обращения 20.02.2015).
  43. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.), утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365 (дата обращения 20.02.2015).
  44. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/923 (дата обращения 21.02.2015).
  45. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура (утвержден приказом Минобрнауки России от 11.08.2014 г. № 976) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169193/?frame=1 (дата обращения 20.02.2015).
  46. Щедрин Д.С. Дидактические материалы по учебной дисциплине педагогика. Педагог и педагогическая деятельность / Д.С. Щедрин, С.В. Щедрин // NUMI.RU [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://numi.ru/fullview.php?id=63537 (дата обращения 10.03.2015).
  47. Экспрессия // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%F1%EF%F0%E5%F1%F1%E8%FF (дата обращения 22.02.2015).

______________________________________________________

[1]Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Компетенция – базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно – продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач [12]. 

[2]В дополнение к традиционным личностным качествам педагога, см., напр., [46].

[3]Следует заметить, что тренинги проводятся взамен т.н. «предметных» кружков и секций, которые авторами критериев и показателей профессиональной компетентности и результативности деятельности педагогических работников в Саратовской области считаются единственно достойной формой проведения «внеурочной деятельности» (см. [14]), которые, на наш взгляд, являются «остаточными явлениями» знаниевой образовательной парадигмы.

[4]Доминантность – стремление и способность занимать в группе главенствующее положение и оказывать преобладающее влияние на других, диктовать другим свою волю [6]. 

[5]Экспрессия – яркое проявление чувств, настроений, мыслей [47].

[6]Нормативность поведения – соблюдение общепринятых моральных правил и норм [27].

[7]Радикализм (лат. radix – корень) – крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям [34]. 

[8]В сравнении с предыдущими годами в 2013 и 2014 гг. выявлена положительная динамика в развитости таких личностных качеств студентов нового набора, как креативность, логичность мышления, нормативность и психологическая зрелость. Следует заменить, что большая часть из развитых личных качеств выработана, на наш взгляд, в ходе тренировочной и соревновательной практик студентов.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*