Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Симуляционный центр – требование времени

15.04.2015 477 661
Пушкарев Е.В.
Пушкарев Е.В., директор

Зозулина Н.А.
Зозулина Н.А., зам. директора по постдипломной подготовке

Амурский медицинский колледж

Медицинская школа с самого начала своего существования выгодно отличалась от профессиональных школ других направлений близостью к будущей профессиональной жизни – обучение студента профессиональной деятельности (так называемая «практическая подготовка») сразу начиналось у постели больного.

Несмотря на бурное развитие техники, некоторые манипуляции (как диагностические, так и лечебные) остаются незаменимыми даже на современном этапе развития научной и практической медицины. Одним из направлений повышения профессиональной компетентности выпускников – средних медицинских работников является совершенствование обучения студентов мануальным действиям, которые должен уметь выполнять каждый специалист. В медицинской школе под термином «практическое умение» понимается умение выполнять конкретное простое действие (мануальное, сенсорное, умственное), которое входит в состав более сложного профессионального действия медработника. Например, практическими умениями являются проведение внутримышечной инъекции, выявление методом пальпации определенных симптомов, определение шумов при аускультации и пр. Под навыком понимается автоматизированное умение.

Правила биоэтики и принципы деонтологии ограничивают взаимодействия студентов с пациентами в учебном процессе. Решение этой проблемы стало возможным с развитием техники – некоторые профессиональные умения медицинского работника могут отрабатываться предварительно на тренажерах. Современные тренажеры, оснащенные электронной аппаратурой, позволяют моделировать не только простые мануальные действия, но и имитировать различные симптомы (шумы сердца и легких, наличие опухолей в различных органах и пр.). Они демонстрируют проявления патологических состояний, требующие экстренных действий медицинских работников по оказанию неотложной помощи, моделируют изменения состояния пациента после проведенных лечебных мероприятий.

Преимущества обучения на фантомах, муляжах и тренажерах очевидны:

  • появляется возможность моделировать клинические ситуации, максимально приближенные к реальным, но безопасные для пациентов;
  • профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки умения и ликвидации ошибок;
  • создаются условия для выработки и поддержания навыков профессиональных действий в редких ситуациях, необходимых каждому медицинскому работнику.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.01.07 г. № 30 «Об утверждении Порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказаниимедицинской помощи гражданам» допускаются студенты высших и средних медицинских учебных заведений, успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, имеющие практические навыки, приобретенные на муляжах (фантомах)». В связи с внедрением Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования и компетентностного подхода возникла необходимость контроля и развития практической компетентности выпускника по всем направлениям и дисциплинам.

В связи с этим в Амурском медицинском колледже  развернут большой симуляционный центр, в котором  оборудованы кабинеты: процедурный, индивидуальный родильный       зал, палата сестринского ухода, технологииоказания сестринских услуг, приемный покой, кабинет ухода за пациентами детского возраста, кабинет реабилитации.  Для специальности «Лечебное дело»  изготовлена машина скорой медицинской помощи, оснащенная современной аппаратурой и муляжами для проведения реанимационных мероприятий. Используются кабинеты симуляционного центра и для постдипломной подготовки средних медицинских работников. Для решения этой задачи на базе факультета повышения квалификации ГАУ АО ПОО «АМК» внедряются симуляционные технологии, которые позволяют достичь максимальной степени реализма при имитации различных клинических сценариев, отработки технических навыков ухода за пациентом, проведение  лечебных манипуляций, имеющих высокую степень риска.

Симуляционное обучение – обязательный компонент в профессиональной подготовке фельдшеров, медицинских сестер, акушерок по вопросам неотложных состояний. На базе ФПК организован симуляционный кабинет по скорой медицинской помощи. Он оснащен машиной скорой помощи в натуральную величину, снабженной необходимым оборудованием для оказания помощи пострадавшему при травмах, кровотечениях, остановке дыхания и сердечной деятельности и др. экстремальных состояниях. Кроме того, имеются симуляторы с современным программным обеспечением, позволяющие создать клиническую ситуацию, максимально приближенную к реальной практике, дающую возможность многократно самостоятельно отрабатывать необходимые навыки: транспортная иммобилизация, транспортировка пострадавших, помощь при утоплении, удушении, электротравме, ожогах, отморожениях, открытых  переломах и др.  Данная методика позволяет приобрести опыт оказания помощи без риска для пострадавшего.

Симуляционное обучение – это искусство имитировать реальность и способ научиться избежать ошибок. В результате многократного повторения приобретается навык доведенный до автоматизма выполнять то или иное действие.

В условиях симуляционного кабинета содержание обучения обеспечивает отработку алгоритмов действий каждого обучающегося и бригады в целом, выбор тактики лечения в различных неотложных ситуациях в соответствии с существующими стандартами.

Симуляционное обучение направлено не только на освоение отдельных навыков каждым слушателем, но и на обучение работе в команде, профессионального поведения и навыков общения с пациентом. Для этой цели ставится задача, в ходе решения которой задействуются различные этапы симуляционного обучения.

Первый этап – это инструктаж. В форме мини-лекции оценивается обстановка, определяется объект для оказания помощи и цель.

Второй этап – сам процесс обучения, во время которого члены группы осуществляют уход за пациентом или оказывают помощь под контролем преподавателя. При этом важно, чтобы все члены команды ощущали реальность ситуации.

Третий этап – это подведение итогов. Преподаватель вместе со студентами и слушателями обсуждают результаты практики.

Таким образом, образовательный процесс в ГАУ АО ПОО «АМК» направлен на развитие инновационной деятельности, улучшение качества подготовки специалистов на основе внедрения симуляционного обучения. 

Наличие симуляционного центра АМК позволяет на более высоком уровне проводить различные мероприятия. Так в этом учебном году  в Амурском медицинскомколледже встречали лучших студентов специальностей «Акушерское дело» и «Лечебное дело» медицинских колледжей и училищ Дальневосточного региона. Они прошли на местах отбор для участия в межрегиональной олимпиаде по физиологическому акушерству. В олимпиаде приняли участие 12 представителей средних медицинских образовательных учреждений из Хабаровска, Свободного, Комсомольска-на-Амуре, Райчихинска и Благовещенска. После приветственного слова участники олимпиады приступили к выполнению заданий. Олимпиада состояла из 3 заданий: 1 – проверка практических умений (найти ошибку в выполнении манипуляций и показать правильный алгоритм на манекене); 2 – решение клинической ситуации; 3 – защита домашнего задания (санбюллетень, памятка, презентация) по теме: «Как сохранить здоровье в послеродовом периоде». Ответы многих участников показали их превосходную подготовку и готовность к самостоятельной работе в лечебных учреждениях.

Все победители получили дипломы и ценные подарки, остальные участники – сертификаты. Гости остались довольны организацией олимпиады и пожелали в дальнейшем участвовать во всех мероприятиях, проводимых на базе нашего колледжа.

Так же эффективно на базе симуляционного центра  прошло межрегиональное совещание преподавателей «Инновационные технологии в преподавании акушерства и гинекологии в медицинском колледже».  

Администрация АМК делает все, чтобы наши выпускники были высококвалифицированными специалистами, не терялись в первые годы работы на рабочем месте. Надеемся, что именно симуляционный центр позволит студентам и преподавателям в освоении требований ФГОС СПО.

Список литературы

  1. Богатюк Е.В., Бондаренко Н.А., Мороз О.В. Симуляционные технологии как неотъемлемая часть учебного процесса в системе среднего медицинского профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10 – С. 81-83 
  2. Ильин П.О. Симуляционные технологии в медицинском образовании и клинической практике.Журнал «Вестник современной клинической медицины» №7, 2014
  1. События - Мероприятия: Международная конференция «Инновационные обучающие технологии в медицине – 2012» http://medvestnik.ru/15/7/41178/-for_print.html
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 502 “Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело”
  3. Колсанов А.В., Воронин А.С., Яремин Б.И., Чаплыгин С.С., Назарян А.К., Юнусов Р.Р., Шорохов Е.С., Мурушиди М.Ю., Буканов В.О. Виртуальные и симуляционные технологии в медицинском образовании. Журнал "Врач-аспирант". ru



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*