Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКлючевые слова: индивидуальная образовательная траектория, личностный потенциал, индивидуализация обучения.
Современное реформирование профессионального образования в РФ[1] предполагает изменение содержательных установок и формальных принципов подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, подразумевающих взаимосвязь ряда важнейших компонентов:
Результатом освоения основных профессиональных образовательных программ СПО[2] является не только квалификация рабочего, служащего или специалиста среднего звена, но и более высокий уровень развития профессионально-важных качеств, интеллектуальных и творческих способностей личности. Как один из факторов, способствующих достижению заданных результатов, является расширение ответственности и самостоятельности обучаемых за собственный процесс обучения и его результаты, переход на самоуправляемое обучение, позволяющее, в дальнейшем, обучаться в течение всей жизни. Отсюда распространенная в европейских странах идея индивидуальной образовательной траектории, которая на более низких уровнях транспонируется еще в идею возможности признания неформального обучения.
Основополагающей идеей для формирования индивидуальной образовательной траектории подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена является возможность предоставления выбора условий, процессов, программ, форм и методов на каждом этапе обучения, обеспечивающих организацию целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на качественную подготовку рабочих и специалистов в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Реализация ФГОС третьего поколения позволяет осуществлять индивидуализацию обучения в следующих вариантах: а) от минимальной дифференциации в групповом обучении до полностью независимого обучения; б) различные варианты содержания образования (в части внеучебной деятельности студентов: самостоятельная внеаудиторная работа, занятия в кружках, секциях), индивидуальные темпы продвижения в его усвоении, различия в требуемом уровне знаний; в) использование индивидуализированного обучения на всех предметах, на части предметов, в отдельных частях учебного материала и для отдельных обучающихся.
Результаты социолого-педагогического исследования[3], направленного на выявление профессиональных приоритетов школьников, и сравнение этих данных с потребностями современного рынка труда, наглядно показывают существующее противоречие между потребностями рационального распределения трудовых ресурсов и сложившимися профессиональными предпочтениями молодежи. У подавляющего большинства молодых людей срабатывает стереотип получения модной, престижной профессии. По результатам исследования только 27% учащихся общеобразовательных учреждений, выбирая профессию, интересовались, пользуется ли она реальным спросом на рынке труда, и ориентировались на этот критерий.
Выпускники 11-х классов отдают предпочтение получению высшего профессионального образования. 78-80% выпускников 11-х классов выбирают учебу в высшем учебном заведении, наряду с тем, что на рынке труда существует спрос, в основном, на профессии, получаемые в учреждениях среднего профессионального образования.
Остаются популярными специальности экономического и управленческого профиля. Снижен интерес к профессиям материального производства и социально-бытового обслуживания: транспорт, строительство, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, общественное питание. В структуре спроса максимальный дефицит в трудовых ресурсах традиционно проявляется в отношении рабочих для приоритетных отраслей экономики автономного округа – свыше 14 тысяч человек ежегодно. В производственной сфере максимальная потребность по уровню среднего профессионального образования наблюдается в отраслях: строительство, транспорт и связь, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
В результате около 30% студентов профессиональных организаций после «погружения в профессию» признаются в ошибочности выбранной профессии или неспособности осваивать те или иные профессиональные образовательные программы.
Актуальность данной проблемы дополняется отсутствием эффективной профориентационной системы в образовательных организациях[4], как следствие, неосознанный выбор своей будущей профессии выпускниками школ, увеличение количества выпускников профессиональных образовательных организаций, не желающих работать по полученной профессии, увеличение затрат на переобучение и переподготовку молодежи.
В результате работы экспериментальной площадки (Свидетельство о присвоении статуса Экспериментальной площадки Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» № 488 от 29 декабря 2014 г.) в Сургутском политехническом колледже была определена стратегия формирования индивидуальной образовательной траектории подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. При этом индивидуальная образовательная траектория (ИОР) в исследовании рассматривается как индивидуальный путь реализации личностного потенциала каждого студента в профессиональном образовании (А.В.Хуторский). Под личностным потенциалом студента понимается совокупность его деятельностных, познавательных, профессиональных, творческих и иных способностей. В ходе экспериментальной деятельности определены основные позиции при формировании ИОР:
Рис.1 Основные этапы формирования индивидуальной образовательной траектории в Сургутском политехническом колледже
Индивидуальная образовательная траектория в Сургутском политехническом колледже предполагает реализацию следующих принципов:
В связи с этим индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.
Успешность карьерного продвижения молодежи во многом определяется умением соотнести индивидуальные ресурсы (знания, умение решать соответствующие задачи, внимание, личностные качества и др.) с требованиями конкретной профессионализации. Эффективно выстроенная профессиональная траектория позволит расширить возможности построения вариантов развития успешной карьеры при осознанной социальной позиции и поведении, определяемой особенностями конкретной профессиональной деятельности, заложить основы для профессиональной и личностной мобильности выпускников колледжа.
Список литературы:
__________________________________________
[1] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
[2] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
[3] Концепция развития системы профессиональной ориентации Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28.02.2013 № 150
[4] Концепция развития системы профессиональной ориентации Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28.12.2013 № 150
[5] Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013 № 1199
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.