Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности воспитания в гимназии № 12

16.03.2011 885 3151
Суркова Галина Владимировна, учитель

Клишейко Наталья Викторовна, учитель

БОУ Гимназия № 12, г. Омск

       Современное общество с его информатизацией и стрессами все чаще характеризуется как общество повышенной агрессивности. Фильмы, программы, компьютерные игры – все то, что окружает современных детей и заполняет их досуг, – пропитано агрессией. И это стало нормой. Подростки предпочитают вместо чтения книг играть в компьютерные игры, вместо посещения театра смотреть боевик, вместо спортивных игр – участвовать в группировках. Это их выбор. Обязательным осталось только посещение школы, где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов. Именно в школе необходима терпимость по отношению друг к другу, несмотря на цвет кожи, социальное положение, разность точек зрения. Учить терпимо относиться к самобытности, мирному решению конфликтов, толерантности – первостепенная задача преподавателя. Ведь именно школа является тем специальным институтом, в котором формируется личность ребенка на огромном и важном возрастном отрезке жизни человека.

       В современных условиях проблема толерантности стоит особенно остро. Это связано с тем, что дети уже в подростковом возрасте имеют негативный жизненный опыт. Неблагополучие семей, где, прежде всего, начинается воспитание ребенка, предопределяет уровень развития его толерантности. Круг общения и неустроенность быта приводят к нетерпимости учащихся ко всему. Агрессивность, насмешки детей наблюдаются не только на переменах, но и на уроках. Таким образом, дети в школе попадают в группу риска толерантности: в силу общих проблем культуры и образования нашей страны, и неблагополучия той среды, в которой они выросли. Поэтому воспитание толерантности – одна из важнейших задач современной школы.

       Для толерантности характерны: активное отношение к происходящему, отсутствие равнодушия, безразличия, пассивности; наличие компромисса, разумной уступчивости, готовности к диалогу, гибкости в подходах в решении проблем; равенство в спорах, отсутствие монополизма, стремления сделать свою позицию господствующей. Обучение навыкам самостоятельной взрослой жизни невозможно без таких понятий, как терпимость, понимание, принятие чужой точки зрения. «Толерантность – это больше, чем терпимость. Это умение жить с другим…» (3, с. 8). Нужно всё время пытаться понять другого человека, его установки, ценности, всё то, что ему дорого. «Если вдуматься, толерантное отношение к другому путь удивительных открытий для себя самого. Путь подлинного духовного роста» (3, с. 11). Это настроенность на понимание и диалог с другим человеком, взаимное изменение позиций в ходе такого диалога. Поэтому необходимо учиться принимать другого со всеми его особенностями. Воспитать толерантность мгновенно абсолютно невозможно. Толерантность влечёт за собой иную жизненную философию, иные способы управления, иные установки, которые, по сути, приводят к действительной демократии. Толерантность непосредственно связана с нравственным аспектом человеческих взаимоотношений, что роднит её с такими феноменами, как альтруизм, гуманность (5, с. 7). Иными словами толерантность связана с внутренним ощущением человеком собственной свободы, позволяющим ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межличностных отношений. Таким образом, можно сказать, что процесс становления толерантной личности – это проистекающий из человеческой свободы процесс творения самого себя, преодоления собственных культурных предрассудков и стереотипов (5, с. 8).Задачи совместной деятельности школы и семьи в этом направлении: формирование ключевых понятий толерантности у учащихся.

       На уроках гуманитарного цикла, таких как история и обществознание, где основной формой работы является диалог учителя и учеников, школьники учатся излагать свои мысли и слушать собеседника, владеть навыками работы в группе и различными социальными ролями в коллективе, знать способы взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, быть эмоционально устойчивыми в общении и лояльными к различным точкам зрения по исследуемому вопросу.

       Важным вопросом является роль и позиция педагога в процессе такой совместной деятельности. Учитель может выступать только с позиции соучастия и сотрудничества. Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность воспитанника. Собственные коммуникативные и организационные навыки учителя подвергаются значительной нагрузке и проверке. Поэтому личные качества педагога – гибкость мышления, эмпатия – играют определенную роль в создании положительного образа толерантного человека.Чтобы создать благоприятную для развития толерантности атмосферу, учителя должны понимать невербальный язык, влияющий на межличностные отношения: позитивное влияние похвалы, улыбки и негативное влияние хмурого взгляда. Реакция педагога при проявлении ученической нетерпимости направлена не столько на ее искоренение, сколько на утверждение толерантности. А самое главное – любить и уважать личность каждого ребенка.

       Толерантные подростки лучше знают самих себя, при этом не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому их потенциал для саморазвития выше остальных. Они готовы к взаимодействию в социальных ситуациях для достижения поставленных целей и выстраиванию конструктивных отношений в обществе. У таких детей развита способность нестандартно решать обычные проблемы, быстро менять стратегию или тактику своего поведения, в зависимости от обстоятельств, адекватно оценивать мотивы других людей.

     Поэтому для учащихся средних и старших классов мы организовываем толерантное пространство:

- моделируем встречи с представителями иных культур в привлекательной форме;

- искусственно создаем проблемные ситуации для выявления возможных противоречий в отношениях с людьми, чтобы преодолеть подростковые предубеждения и стереотипы;

- поддерживаем в детском коллективе атмосферу взаимопринятия, уважения;

- оказываем помощь учащимся в овладении ими умениями критически мыслить, вести диалог, анализировать свои и чужие точки зрения;

- проявляем в общении с детьми доброжелательность, терпение, уважение;

- акцентируем внимание на ценности человеческого достоинства, неприкосновенности каждой личности, правах и обязанностях человека в обществе.

       Наиболее полно эти педагогические задачи решаются на уроках истории и обществознания, благодаря специфике этих предметов, приоритетной целью которых является социализация личности ребенка. Эти предметы интегрируют социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную систему. История знакомит учащихся с  культурой и бытом других народов, непохожестью друг на друга их исторического пути, на конкретных примерах демонстрируя потенциал человеческой солидарности в решении мировых проблем. Подростки и молодые люди, которые только начинают осознавать свою гражданскую ответственность, именно из истории и обществознания получают фактически все знания о проявлениях любой нетерпимости, результатами которых стали насилие и страдания в таких масштабах, что стало препятствовать развитию культуры и общества всего мира. На уроках обществознания учащиеся получают возможность решать ситуативные задачи, в том числе, на основе анализа действительности и собственного социального опыта; овладеть навыками моделирования и прогнозирования, различных этико-правовых ситуаций; выражать гражданскую позицию по актуальным проблемам современности и др.

       Мы стараемся обеспечить для современного подростка социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит в том, что, участвуя в ней, ребенок фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди сверстников и взрослых. В процессе этой деятельности подросток осознает себя и признается окружающими как равноправный член общества. Социально признаваемая деятельность – трудовая, спортивная, художественная, организаторская и другие имеет жесткие объективные условия, определенный порядок действий, четко выделенные образцы и постоянный контроль, постепенно перерастающий в самоконтроль. Поэтому в воспитательной работе мы опираемся на индивидуальные особенности детей, преодолевая определенный разрыв между фронтальной работой с коллективом и осуществлением индивидуального подхода к конкретному подростку.

       Однако формировать адекватную позицию по отношению к чужому мнению (признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение взглядов)  довольно сложно. Процесс формирования толерантного сознания и поведения детей длительный и результатов можно добиться лишь при условии понимания идей, установок толерантности со стороны взрослых.     

       Определить эффективность деятельности, в том числе и воспитательной, можно по её результату. В данном случае, по тем изменениям, которые происходят в личности ребёнка. Узнать об изменениях в личности подростка, в характере его отношений к различным идеям и точкам зрения, к людям, непохожим на него самого, помогают различные способы: наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием учащихся в ходе научных дискуссий, групповой рефлексии или анализ индивидуальных работ, а так же беседы, анкетирование, тестирование.По полученным данным становится ясно, что актуализируются морально-нравственные потребности и мотивы и развиваются нравственно-волевые качества детей. В практической деятельности учим школьников руководствоваться моральными нормами и реализовать в поступках принятые нравственные ценности. Наша задача помочь им самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере человеческих отношений.

     Главный результат такой оспитательной работы – появление у детей деятельной коллективной устремленности к нравственной цели, выработка этических суждений, понятий, убеждений, единство оценок и воззрений, рождение нравственного общественного мнения.


 Список литературы:

1. Громова О. Пирог моей страны: Что стоит за словами «воспитание культуры межнациональных отношений» // Библиотека в школе. – 2001. – № 17. – с.24

2. Громова О. Трудное слово «толерантность»: Оно обозначает ещё более трудное понятие – терпимость // Библиотека в школе. – 2001. – № 3. – с.2

3. Место встречи библиотека. Беседа в настоящем времени // Первое сентября. – 2004. – № 20. – С. 8-11.

4. Соловейчик А.С. Простое – непростое слово // Первое сентября. – 2004 .  –  № 20. – С. 9-10.

5. Степанов П. В. Феномен толерантности // Классный руководитель. – 2004. – № 3. – С. 5-14.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*