Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Компетентностный подход к подготовке конкурентоспособного специалиста в филиале ГАУ АО ПОО «АМК» в г. Зея

15.04.2015 672 923
Назаренко Галина Петровна
Назаренко Галина Петровна, зав. филиалом

Амурский медицинский колледж

Образовательный процесс в Филиале осуществляется в двух учебных корпусах общей 1003,9 кв.м. Для организации образовательного процесса имеется актовый зал общей площадью 72 кв.м. на 60 посадочных мест, библиотека площадью 49,7 кв.м., библиотечный фонд насчитывает 11 462 экземпляра книг, ежегодно библиотечный фонд пополняется учебной литературой в среднем на 30-40 экземпляров, ежегодно оформляется подписка на 7 наименований периодических изданий. Спортивный зал для проведения занятий по физической культуре арендуется в одной из школ города, заключён Договор социального партнерства с директором школы.

Практические занятия по клиническим дисциплинам проводятся так же на базе Зейской ЦРБ, с главным врачом имеется Договор социального партнерства. Есть приказ Министерства здравоохранения Амурской области о закреплении баз практики за учебным заведением. Норматив учебных площадей на одного студента выполняется.

Учебные кабинеты оснащены мебелью в соответствии со стандартами, оформлен компьютерный класс, организована информатизация образовательного процесса.

Обновляется материальная база учебного процесса. В 2011 году базовым колледжем выделены муляжи для отработки практических навыков на доклинической практике. Ежегодно осваиваются выделенные средства на приобретение медикаментов, инструментария для отработки практических навыков. Активно в этом направлении работаем с руководством Зейской ЦРБ, которое выделяет медикаменты, перевязочный материал.

Кадровый состав образовательного учреждения достаточно квалифицирован, мобилен, работоспособен, все работники понимают и с достаточной ответственностью могут решать поставленные перед ними задачи.

Анализ движения студентов показывает, что численность студентов увеличивается по сравнению с предыдущими годами, что говорит о востребованности профессии и учебного заведения.

Отправной точкой планирования деятельности образовательного учреждения является постановка цели. Стратегическая цель Филиала: качественная подготовка конкурентоспособных специалистов со средним профессиональным образованием в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов СПО.

Эффективное внедрение компетентностного подхода связано с овладением технологий модульного обучения, теоретическим осмыслением и практической реализацией интеграции дисциплин, эффективными методами образования, освобождающими педагога от чисто информационной функции в пользу консультационной, развитием умений самостоятельного учения, самообразования, развития рефлексивных способностей, связанных с развитием профессиональных компетенций студентов.

Для реализации ФГОС СПО в Филиале происходит переход на системно-деятельностную организацию обучения с использованием базовых технологий: проектного обучения, уровневой дифференциации, обучения на основе «учебных ситуаций»; применения информационных и коммуникационных технологий.

Большую работу проделал педагогический коллектив Филиала по формированию рабочих программ дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Рабочие программы разработаны по всем учебным дисциплинам, выдержаны по структуре и содержат пояснительную записку, все дидактические единицы, объем учебной нагрузки с учетом самостоятельной работы обучающихся, перечень рекомендуемой литературы и средств обучения.

В настоящее время продолжается работа по разработке внедрению в учебный процесс контрольно-оценочных средств (КОС) и контрольно-измерительных материалов (КИМ).

Приказом Министерства здравоохранения закреплены базы производственной практики за учебным заведением, что явилось основанием для заключения договоров о социальном партнерстве с ГБУЗ «Зейская ЦРБ» и её филиалами в Зейском районе.

Переход учебного заведения на создание условий для обеспечения качества профессионального образования на основе реализации компетентностного подхода потребовал повышения уровня научно-методического обеспечения производственной практики.Продолжается работа по программно-методическому обеспечению учебной и производственной практики студентов. Составлены рабочие программы и разработаны методические рекомендации практически по всем дисциплинам, выносимым на практику по специальности, реализуемой в Филиале. Разработана и внедрена новая, наиболее удобная форма Дневника производственной практики студентов Филиала.

Работа по организации производственной практики строится на анализе достижений и проблем в практической подготовке студентов. Реализация компетентностного подхода в учебном заведении потребовала изменения подхода и к организации производственной практики, и, прежде всего создания технологии мониторинга профессионального роста студентов на разных этапах практики.

Разработанная система контроля и анализа практической деятельности студентов и её организация руководителями практики включает взаимо- и самоконтроль, открытые и зачётные дни практики, тематические проверки, отчёты преподавателей и студентов, изучение документации, анкетирование, тестирование и находит отражение в годовом плане отдела практики и конкретизируется в ежемесячных планах по Филиалу. Организуются отчетные конференции по практике. Контролирую все направления работы.

Анализ итогов производственной практики показывает, что повысилось качество подготовки студентов в овладении практическими навыками, повысилась их ответственность по заполнению документации по практике.

Выполнению требований ФГОС СПО помогает внеклассная работа по дисциплине, в которой ведущее значение придаю санитарно – просветительной работе среди населения, особенно среди школьников, потому что доверяют они больше своим ровесникам.

Ежегодно организую тематические лектории студентов в школах города по проблемам здорового образа жизни. Для старших школьников были проведены классные часы «Забава для дураков» о вреде курения, «Мы и научно – технический прогресс» о негативном влиянии компьютера и сотовых телефонов на организм ребенка. Для младших школьников мы подготовили театрализованное представление «Чистым быть модно» о правилах личной гигиены. В рамках областного сетевого проекта «Приамурье – территория добра» мы провели классный час для младших школьников «В гостях у Витамина Витаминовича». При поддержке отдела образования администрации города мною был разработан цикл занятий с применением психологического тренинга о вреде никотина, алкоголя и наркотиков для старших школьников, в проведении которых мне помогали студенты нашего колледжа. С помощью районного отдела образования мы создали агитбригаду «Наркотикам – нет!», объехав с выступлениями многие населенные пункты Зейского района.

Со студентами нашего колледжа мы – желанные гости в социальном общежитии для пожилых людей. Отмечая День пожилого человека, мы проводим беседы о пользе витаминов, о правильном питании, используя мультимедийные презентации, раздаточный материал в виде памяток, буклетов, санитарных бюллетеней.

В течение многих лет данная работа проводилась в рамках общества «Милосердие», действовавшего в колледже. В 2011 году, подведя итоги работы общества, я представила материалы на областной конкурс «Амурская область, я горжусь тобой». Работа была отмечена грамотой и ценным подарком администрации области.

Обобщив свой опыт санитарно – просветительной работы, учитывая опыт других преподавателей колледжа в этом направлении, при поддержке отдела по делам молодежи администрации города, непосредственно при моем участии на базе нашего колледжа была организована городская волонтерская организация «Надежда». По вопросам работы этой организации и со своими предложениями, я выступала на административном совете в администрации города, на педагогической конференции в колледже. Правовые основы волонтерского движения под моим руководством изучила студентка нашего колледжа, работа которой «Волонтерское движение: проблемы, перспективы развития» была представлена на VIII Всероссийский конкурс «Моя законотворческая инициатива».

В течение многих лет по просьбе отдела образования администрации города я организовывала и участвовала в проведении цикла лекций о здоровом образе жизни для девушек 10 – х классов школ города.

В течение многих лет в нашем колледже работает научно – исследовательское общество студентов и преподавателей «Инсайт». Я являюсь одним из организаторов и активным участником этого общества. В 2006 году, обобщив опыт работы общества, я представила документы на областной конкурс, что было отмечено грамотой и ценным подарком.

Главной задачей исследовательской работы студентов вижу в углубленном изучении содержаний учебной дисциплины, повышении качества подготовки специалистов. В ходе руководства исследовательской работой студентов формирую у них умения увидеть проблему, сформировать цели исследовательской работы, выдвинуть гипотезу и создать программу исследования, анализировать полученные данные, использовать различные методы исследования.

К исследовательской работе студентов я отношу так же выступления на олимпиадах, где так же проявляются разносторонние возможности студентов, где они могут обобщить и аккумулировать свои знания, увидеть себя со стороны.

Стабильно увеличивается процент трудоустроенных выпускников Филиала. Такую положительную динамику обеспечивает системная деятельность по выстраиванию взаимодействия с работодателями, организация работы службы трудоустройства выпускников, мониторинг удовлетворенности работодателей, студентов и их родителей, своевременная корректировка структуры профессиональной подготовки с учетом изменений запросов рынка труда.

Как руководитель учреждения поддерживаю тесную связь с отделом кадров Зейской ЦРБ о вакантных рабочих местах ставок средних медицинских работников. Ежегодно, перед выпуском, получаю письма главных врачей лечебно-профилактических учреждений района, области о востребованности кадров. Все сведения оперативно довожу до сведения выпускников, помогаю в трудоустройстве.

Контакт с выпускниками продолжается на протяжении многих лет по следующим направлениям: ежегодные встречи выпускников; сдача экзаменов на получение сертификата специалистов; контакт студентов с работающими медсестрами на базе практики создают определенный положительный момент в заинтересованности работы будущих медсестер в данных учреждениях, поэтому в больницах города и района высок процент работающих выпускников Филиала – 90%.

Социальное партнерство - это необходимое условие формирования заказа на подготовку кадров для экономики региона и страны в целом. Субъектами социального партнерства являются образовательные учреждения среднего общего образования, органы государственной и местной власти, общественные организации, учреждения культуры. Особое место занимают потенциальные работодатели, учреждение здравоохранения – ГБУЗ «Зейская ЦРБ» и ее филиалы в районе. Партнерские отношения основаны на взаимной заинтересованности и конечном результате. Ведущим механизмом реализации социального партнерства является двухстороннее взаимодействие, договор о сотрудничестве.

Основными направлениями развития социального партнерства являются:

  1. Совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса, контроль качества образования.
  2. Изучение рынка труда.
  3. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Список литературы:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования
  2. И.Ю.Бурчакова. Обеспечение современного качества профессионального образования студентов колледжа на основе компетентносного подхода. // Среднее профессиональное образование. 2012.№1.
  3. В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб. пособие /– М.: Университетская книга; Логос, 2009.
  4. Д.С. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян, под редак. С.Д. Ильенковой Управление качеством 2-е издание переработанное и дополненное – М.: Юнити-Дана, 2006.
  5. Проблемы роста качества среднего профессионального образования в условиях модернизации образовательного [Электронный ресурс].



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*