Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Анализ готовности выпускников к осуществлению профессиональной деятельности

13.04.2015 541 730
Фроленко Елена Николаевна
Фроленко Елена Николаевна, преподаватель сестринского дела в терапии

Амурский медицинский колледж

Современная система профессиональной подготовки средних медицинских работников осуществляется в соответствии с запросами личности, потребностями рынка труда, перспективами развития здравоохранения.

Новые экономические условия требуют, чтобы современный специалист осуществлял качественную профессиональную деятельность сразу по окончании учебного заведения.

Для определения готовности выпускников к будущей профессиональной деятельности было изучено мнение студентов выпускных групп колледжа и представителей практического здравоохранения.

Для проведения исследования была разработана и предложена анкета, содержащая вопросы, касающиеся социального статуса выпускников, оценки качества их профессиональной подготовки.

В анкетировании приняли участие 114 студента выпускных групп. Социальный статус выпускников представлен в 88,7% случаев лицами женского пола. Средний возраст выпускников 20,5 года.

Среди обучающихся выпускников 49% составляют лица, имеющие аттестат о среднем общем образовании, 3% студентов получают второе среднее профессиональное образование, остальные имеют аттестат об основном общем образовании. По данным опроса 71% выпускников являются иногородними.

При изучении факторов, мотивирующих выбор учебного заведения, в 50% случаев отдано стремлению получить образование; в 27% случаев выбор обусловлен с желанием родителей; 12 % опрошенных выбор колледжа связывают с возможностью получить в дальнейшем высшее медицинское образование; 3% респондентов в связи сневозможностью поступить в другое учебное заведение из-за низкого балла ЕГЭ.

Источниками информации о профессии среднего медицинского работника до поступления в колледж в 44% случаев респонденты считают сведения, полученные от родителей и других родственников;

42 % опрошенных отметили роль профориентационной работы, проводимой представителями колледж, а 14% выпускников последовали примеру друзей и знакомых.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что большая часть студентов осознанно подошла к выбору будущей специальности.

Свой уровень и качество подготовки респонденты оценили положительно с оценкой в 4,0 балла.

Выпускники считают, что наибольшее влияние на качество подготовки оказывают следующим факторы:

  • уровень профессиональной подготовки преподавательского состава считают самым важным 92% респондентов;
  • 2 место, по мнению 87% выпускников занимает рациональная организация учебного процесса;
  • на 3 местеоказалась(82%) личная заинтересованность студентов в получении профессионального образования;
  • состояние материально-технической базы колледжа и учебно-методическое обеспечение респонденты поставили на 4 и 5 места, что составляет соответственно 75% и 73%.

На вопрос анкеты: «Какие знания и умения будут востребованы для будущей практической деятельности?»

94% выпускников считают, что будут востребованы знания и навыки техники выполнения различных манипуляций и подготовки пациентов к лечебно-диагностическим исследованиям;

92% выпускников отметили необходимость знаний по специальным медицинским дисциплинам,

86% на третье место поставили знание психологии общения с пациентами.

Менее значимыми, по мнению 68% опрошенных студентов, являются знания нормативных документов и общепрофессиональных дисциплин. Недооценка важности знаний нормативных документов, возможно, связана с отсутствием производственного и личного опыта.

В рамках проведенного исследования в списке наиболее важные профессиональных компетенций необходимых будущему специалисту выпускники отразили и расположили их следующим образом:

  • 87 % выпускников отметили важность наличия профессиональных знаний и умений и возможность применять их на практике;
  • 82% считает необходимым владение современными компьютерными технологиями;
  • наличия коммуникативных навыков важны для 61% участвующих в опросе;
  • 44% считают важным умение работать в команде.

На вопрос анкеты: «Какие предложения Вы ждете от потенциального работодателя?»

100% респондентов считают наиболее важными наличие достойной зарплаты и полного социального пакета;

92% опрошенных отметили необходимость благоприятных условий труда и хороший психологический климат в коллективе.

Только 8% выпускников указали на возможность дальнейшего повышения квалификации.

Ответы на вопрос: «О готовности выпускников выполнять профессиональную деятельность сразу после окончания учебного заведения?» распределились следующим образом:

Выполнять профессиональную деятельность сразу после окончания учебного заведения готовы 52% выпускников, 42% считают, что им необходимо предварительно пройти обучение на рабочем месте, 6% затруднились с ответом.

Таким образом, социологическое исследование позволило охарактеризовать современного выпускника и изучить его мнение о готовности к профессиональной деятельности.

Большинство выпускников 89% считают профессию среднего медицинского работника престижной, а в 44% случаев востребованной.

Выбор профессии выпускники произвели осознанно.

Качество образовательного процесса в целом студенты оценивают как хорошее. Отмечают, что главными факторами, влияющими на качество подготовки специалиста, являются профессиональный уровень преподавательского состава, рациональная организация учебного процесса и личная заинтересованность студентов в получении среднего медицинского образования.

После окончания колледжа 49,5% хотели бы работать по полученной специальности в частной медицинской организации, 43% - в государственных лечебно-профилактических учреждениях. Однако 7,5% не собираются продолжать учиться и работать в сфере здравоохранения.

И так, наши выпускники считают, что они готовы к выполнению профессиональной деятельности. Что об этом думают работодатели?

С целью выявления сформированности профессиональной компетентности и готовности выпускников к профессиональной деятельности нами проведен опрос работодателей лечебно-профилактических учреждений, являющихся базами практики колледжа. Оказалось, что современный работодатель так же предъявляет определенные требования к будущему специалисту.

На первое место работодатель (96,7%), как и выпускники, ставит профессиональные знания, без которых невозможна ни одна трудовая деятельность, но с акцентом на знания современных высокотехнологичных методов исследования.

Работодатель считает важным такие качества выпускников как обучаемость (67,7%)и стремление к получению дополнительного профессионального образования (57,1%).

Важным, по мнению работодателя, являются личные качества молодого специалиста (95,7%): дисциплинированность, организованность, соблюдение правил внутреннего распорядка, ответственное отношение к работе, способность выполнять ее без напоминания и постоянного контроля со стороны руководителя.

Современный выпускник должен обладать, по мнению работодателя, коммуникативными навыками общения с пациентами, уметь сотрудничать с людьми разных возрастных групп, а также работать в команде (80,6%).

Результаты анкетирования работодателей показали полную удовлетворенность качеством и уровнем подготовки в 82% случаев, 18% опрошенных считают, что они скорее удовлетворены.

Одновременно,87% работодателей считают, что для повышения адаптивной способности молодых специалистов и закрепления их на рабочем месте им необходима помощь наставника. 13% респондентов высказали мнение о необходимости обучения молодых специалистов на рабочем месте.

Таким образом, мониторинг готовности выпускников к профессиональной деятельности, по мнению студентов и работодателей, показал, что подготовка конкурентоспособного специалиста возможна в условиях конструктивного взаимодействия учебного заведения и лечебно-профилактических учреждений и ориентации на удовлетворение интересов взаимодействующих сторон.

Список литературы:

  1. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010–2020 годы // Главная медицинская сестра.- 2009.- № 12.- С. 25-31.
  2. Семина Т.В., Бурцева Е.М. Кадровая политика учреждения здравоохранения // Главная медицинская сестра.- 2003.- № 4.- С. 59-61.
  3. Дмитриев А.М., Опыт организации работы по трудоустройству выпускников медицинского колледжа // Главная медицинская сестра.- 2009. - №10.- С. 42-45.
  4. Голикова Т.А. Доклад на конференции с международным участием «Медицинское образование – 2012». Москва, 4–6 апреля 2012г. http://minzdrav.saratov.gov.ru/.
  5. Программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. 2010: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/med-ins
  6. Приказ министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2002г. № 210. «О концепции кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации».



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*