Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Изучение экологического состояния учебного помещения. Рабочее место студента

13.04.2015 500 708
Фролова Наталья Федоровна
Фролова Наталья Федоровна, преподаватель

Павленко Мария Ивановна
Павленко Мария Ивановна, обучающаяся

Перунова Екатерина Николаевна
Перунова Екатерина Николаевна, обучающаяся

Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства

 «...тот счастлив, кто здоров телом,

восприимчив душой и податлив на воспитание…»

Фалес Милетский.

Значительную часть жизни человек проводит в помещении - дома, на работе. От того, каким будет это помещение, зависит не только здоровье человека, но и его настроение, комфортность и работоспособность. Студенты нашего колледжа 6-8 часов проводят на занятиях, и, конечно, основная забота администрации и преподавателей - сделать все помещения колледжа наиболее благоприятными для их пребывания.

Начиная научно-исследовательскую работу над темой «Изучение экологического состояния учебного помещения. Рабочее место студента», мы ставили перед собой следующие цели и задачи.

Цели:

  1. Выяснить экологическое состояние учебных кабинетов на основе сравнения визуального оценивания учащимися кабинета с результатами исследования.

Задачи:

  1. Проанализировать экологическую среду учебных кабинетов и её соответствие санитарно – гигиеническим нормам.
  2. Познакомиться с доступными методиками для исследования количественных и качественных показателей оценки кабинета.
  3. Сделать вывод о санитарно-гигиеническом состоянии кабинета.
  4. Разработать рекомендации по улучшению экологической среды кабинета.

Объект исследования: учебные кабинеты, их экологическое состояние.

Предмет исследования: качественные и количественные экологические показатели кабинета.

Гипотеза: если микроклимат учебного кабинета не соответствует требованиям СанПиН, то самочувствие, активность и настроение учащихся снижаются.

Для достижения цели в работе были использованы следующие методы и приёмы: индивидуальные наблюдения, исследования, анкетирование, работа с научной литературой, анализ, сравнение, эксперимент.

Первой ступенью работы были исследования по состоянию кабинетов колледжа. Исследовано 15 кабинетов. Исследования проводились по восьми параметрам. Первый параметр - оценка эмоционального восприятия всех помещений колледжа и определение уровень их экологической комфортности. Определение уровня экологической комфортности помещений колледжа мы начали с анкетирования студентов. Для этого были подготовлены вопросы (приложение 1), которые задавали студентам. Эти вопросы были направлены на выявление их отношения к исследуемому объекту. Было опрошено 100 человек. Респондентами стали студенты колледжа с первого по четвертый курс, обучающиеся на всех специальностях нашего отделения.

Вопрос «Комфортно ли Вы себя чувствуете в учебных кабинетах» оказал следующие результаты: «да» ответили 64% студентов, 28% дали ответы типа «не всегда», «не везде», «иногда», «почти во всех», «не во всех» и только 8 % обучающихся ответили категорическое «нет» (приложение 2).

Анализ пятого и шестого вопросов показал, что наиболее уютными кабинетами, в которых приятно бывать, студенты считают № 304, 211, 312. Отрицательную оценку получили кабинеты № 214, 105, 210 (приложение 3).

При ответе на вопрос, что мешает вам больше всего, студенты отметили неудобную мебель и температурный режим. Для улучшения эмоционального восприятия и экологической комфортности студентами было предложено обновить мебель, озеленить кабинеты, улучшить чистоту кабинетов, отрегулировать температурный режим.

Второй параметр - площадь на одного учащегося (по количеству посадочных мест). Все кабинеты соответствуют санитарно-гигиенической норме.

Третий параметр - расстановка мебели и оборудования в кабинете, рациональность использования площади помещения. Во всех кабинетах количество мебели и наглядного материала равномерно распределено, загруженность оптимальная. Нет кабинетов с избытком мебели или наглядных пособий. Наиболее рационально используются территории в кабинетах № 211, 212, 312, 214, 304 и т. д. При этом, по мнению студентов, комфортность мебели не однозначна. Лишь 46% респондентов удовлетворены состояние и комфортностью мебели. 54% студентов считают, что мебель не удобна, они не удовлетворены качеством и комфортностью мебели. При анализе ответа на вопрос № 7 «Что бы Вы изменили в кабинетах колледжа?» получили следующие ответы: больше цветов – 17%, более удобные столы – 21%, стулья – 20%. Большинство студентов не считают, что нужны какие-либо изменения – 39%.

Четвертый параметр - соответствие цветовой гаммы и ориентации помещения относительно сторон горизонта. Это  должно  учитываться  при  освещении   кабинетов  и регуляции температурного режима. Наибольшее несоответствие цветовой гаммы наблюдается в кабинетах № 105, 203, 205, 211. Окна данных  кабинетов выходят на юг, следовательно, цветовая гамма должна быть подобрана холодных тонов. 9 кабинетов – выходят на  север, 2 кабинета на восток. В данных кабинетах цветовая гамма подобрана правильно, используются тёплые тона. На наш взгляд необходимо изменить цветовую гамму в кабинете 312, т.к. ярко- зелёный не очень сочетается с бежевыми панелями и партами. 

Пятый параметр - определение температуры воздуха в кабинетах. Температурный режим очень сильно зависит от расположения окон. В кабинетах, где окна выходят на юг, температура выше нормы. В северных кабинетах наблюдается соответствие норме или небольшое отклонение (при недостаточном проветривании). Опрос студентов показал, что 45% респондентов считают температурный режим комфортным, 55 % - не комфортным (приложение 4,5).

Шестой параметр - вентиляционный режим помещения. Данный параметр нарушен во всех кабинетах. Это объясняется зимним периодом, когда все окна заклеены на зиму, а так же недостаточным количеством вентиляционных отверстий.

Седьмой параметр - освещенность помещения. Освещенность зависит от расположения окон. Кабинеты с северным расположением окон требуют постоянного дополнительного искусственного освещения, т. к. естественное освещение достаточно только в дневное время. Кабинеты с южным расположением окон, наоборот, требуют затемнения в обеденное и послеобеденное время, в связи с ярки естественным освещением.

И последний, восьмой, параметр - озеленение кабинетов. Во многих кабинетах находится большое количество цветов, но при этом их нельзя назвать озелененными. Причина - нерациональное размещение (в основном на окнах), не ухоженность. Так же можно обратить внимание на видовой состав комнатных растений, который не совсем соответствует экологическим нормам. В некоторых кабинетах озеленение отсутствует.

Респондентам был задан вопрос «Как быстро вы устаёте в течение дня?» . Получили следующие ответы: после первой пары – 13 человек, после второй – 27 человек, после третьей – 37 человек, после четвертой - 13 человек (приложение 6). Студенты объяснили свои ответы следующим образом: после обеда хочется спать, в зависимости от расписания, жарко в кабинете и т.д. Следовательно, можно порекомендовать преподавателям следить за температурным режимом, обязательно проветривать кабинеты на перемене.

По итогам исследований для каждого кабинета нами сделаны экологические паспорта, которые включают результаты исследований, рекомендации для заведующих кабинетом по улучшению состояния кабинетов и помещений колледжа (приложение 7).

Литература:

  1. Алексеев С.В, Груздева Н.В, Муравьёв А.Г, Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие / по ред. С.В. Алексеева. – М. : АО МДС, 1996 – 192 с.
  2. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учеб. методич. пособие/ Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: Агар, 2000.
  3. Методика оценки функционального состояния учащихся «САН». - URL: http://psy-files.ru. Дата обращения: 02.02.2015.
  4. Методика оценки санитарно-гигиенического состояния школьного помещения. - URL: http://www.researcher.ru. Дата обращения: 02.02.2015.
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44."О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02".
  6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».- URL: http://www.school.edu.ru. Дата обращения: 28.01.2015.
  7. Шклярова О.А. «Изучение экологического состояния школы»;  «Биология в школе», №3 1990.

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*