Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Взаимодействие муниципалитета, школ, колледжей, предприятий в эффективной организации профессиональных проб для школьников

13.04.2015 588 853
Титов Сергей Владимирович
Титов Сергей Владимирович, заместитель директора по научно-методической работе

Нижнекамский агропромышленный колледж

Одним из оптимальных способов формирования профессионального самоопределения школьников ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж» видит  организацию профессиональных проб учащихся.

С 2014 года колледж реализует проект, разработанный в рамках выполнения муниципальной «Программы профессиональной ориентации школьников и молодежи на 2014-2017 гг..», принятой на августовском заседании работников образования Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 21.08.2014 г.,  ее подпрограмм работы по траектории «Основная школа – СПО – Трудоустройство – ВУЗ», «Мир профессий Нижнекамска» (для школьников  7-8 классов), «Введение в профессию» (для учащихся  9 классов).

Казалось бы, легко «загнать» школьников в колледжи, по старинке показать мастерские и оборудование, познакомиться с результатами труда людей разных профессий.  На практике же абсолютно кропотливое дело: во-первых, многие школьники и их родители уже определили свои намерения получать в вузах  «чистые» специальности юристов, менеджеров и пр.; во-вторых, нелегкое это дело - организовать единую цепочку «школа-колледж-предприятие» из-за многих факторов.

На смену традиционной форме, когда колледжи шли в школы с агитационными профориентационными бригадами (хотя ее никто еще не отменял), сейчас ряды семи-восьми-девятиклассников – наших потенциальных абитуриентов -становятся нашими гостями, участниками профессиональных проб. Еженедельно, по расписанию для них  раскрываются двери мастерских и лабораторий колледжа, разрабатываются задания профпроб. За 2014 год в агропромышленном колледже активно занимались 230 учащихся из 25 школ г. Нижнекамска.  

Программы профессиональных проб разработаны Научно-методической службой колледжа  и утверждены МБУ «Управление образования» Нижнекамского муниципального района.

Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии.  Профессиональная проба помогает "окунуться" школьнику в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определиться в недостатках. Профессиональные пробы также являются возможностью самовыражения. В процессе профессиональных проб учащиеся знакомятся с психофизиологическими, интеллектуальными и коммуникативными качествами личности, необходимыми для работы по прогнозируемой профессии (специальности), приобретают первоначальные профессиональные умения и навыки.

Целью организации профессиональных проб колледж ставит создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников; формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, требованиям к его современному работнику.

Высококвалифицированный инженерно-педагогический коллектив ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж» создает эффективные условия для знакомства учащихся с профессиями и специальностями, содержанием и характером труда работников, специалистов; для развития и укрепления интереса к будущей профессии; оказывает методическую помощь в профессиональном самоопределении учащихся.

Формами организации профессиональных проб выступают практики работ на симуляторах и тренажерах; практики экскурсий; практики наблюдений; профессиональная практика; беседы; тренинги; участие в мастер-классах; деловые игры; выполнение практических заданий.

Колледж предлагает школьникам выполнить профессиональные пробы по таким профессиям: автомеханик (слесарь по ремонту автомобилей), каменщик, плиточник-облицовщик, сварщик, оператор электронно-вычислительных машин, парикмахер, специалист жилищно-коммунального хозяйства, водитель автомобиля (на тренажерах), строительство зданий и сооружений, строительство дорог. За такой период нахождения в колледже каждый пришедший школьник имеет индивидуальный дневник-маршрут «Мои профессиональные пробы в агропромышленном колледже».

Погружение в мир профессий для школьников начинается с вводного занятия, на котором ребята знакомятся со специальной мастерской и ее оборудованием, просматривают ролики о профессии, выслушивают мнение студентов и преподавателей колледжа о  специфики данного вида труда, задают вопросы приглашенным ветеранам, долгое время проработавшим по данным профессиям. Проходят инструктаж по охране труда. Уже здесь, на первых минутах, педагог может увидеть «загоревшуюся искорку» интереса именно к данной профессии у кого-то из ребят. «Нет, классно, наверное, буду строителем, - говорит один из школьников, находясь на одном из таких уроков погружения в 3-D-кабинете агропромышленного колледжа, увидев современную строительную технику, разнообразие архитектурных форм, сумев самостоятельно поднять тавровую балку с помощью строительного крана на крышу строящегося здания,.  

Следующие занятия – практические. Ребята знакомятся с организацией рабочего места, основными материалами, оборудованием, технологическими операциями. Получают первоначальную  информацию и о важности чтения графических изображений, точности технических измерений. Для выполнения самих проб используются чертежи, технологические карты, маршрутные карты. Многие пробы школьники города в нашем колледже выполнили на специальных симуляторах, тренажерах.

Все эти работы, несомненно, сопровождаются грамотным педагогическим руководством.

1.Подготовка преподавателя (учителя, мастера) к проведению занятий по профессиональным пробам.

Каждым педработником  подготавливается дидактический материал: профессиограммы на профессии и специальности, с которыми учащиеся будут знакомиться при выполнении профессиональных проб; классификации профессий для составления формул профессий и формул профессиональной деятельности школьников при выполнении заданий профессиональных проб; тестовые задания для выявления уровня подготовленности школьников и уровня развития компетенций комментарии специалистов к ним; тренажеры и наглядные пособия для демонстрации опытов, принципов действия, обеспечивающие усвоение школьниками предлагаемого учебного материала.

Преподаватели разрабатывают  содержание профессиональных проб с учетом возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей школьников,  уровней сложности выполнения заданий; с выделением этапов. Идет подбор инструментов, технологической документации, оснастки для их выполнения; разрабатываются  критерии оценки выполнения профессиональных проб или их этапов. (При этом подходы к оцениванию результатов учащихся могут быть различными — от традиционной пятибалльной системы оценок до выделения уровней качества выполнения заданий.)

2.Ознакомление школьников с требованиями профессий к специалистам и содержанием профессиональной деятельности, в сфере которой организуют пробы.

Преподаватель знакомит учащихся с предметами, средствами, целями, условиями, орудиями труда данной сферы деятельности. Школьники работают с профессиограммами, составляют формулы профессий в соответствии с принятыми или специально разработанными классификациями профессий.

3.Осуществление диагностического тестирования способствует в ходе выполнения профессиональных проб самостоятельному сравнению требований, предъявляемых профессией к человеку, его индивидуальным возможностям.

Идет подбор тестов, их содержание и диагностическая ценность обоснованы и согласованы с психологом колледжа. Тщательно разработаны инструкции к проведению диагностического тестирования.

4.Выявление профессиональных намерений учащихся и их опыта в конкретной сфере деятельности позволяет получить представление об интересах учащихся, уровне их знаний, опыте в определенной сфере профессиональной деятельности; определить уровень подготовленности школьников к выполнению заданий различной сложности.

5.Ознакомление учащихся с содержанием профессиональных проб и организацией их выполнения.

На завершающем этапе мы предлагаем школьникам ответить на вопросы анкеты, выразить свою точку зрения о выполненных пробах по конкретной профессии. Многие приходят даже с проектом «Я хочу быть …» в виде презентации, выступления, рисунка и др. Для ребят регулярно организуются производственные экскурсии на предприятия – социальные партнеры агропромышленного колледжа. Наиболее крупными партнерами являются: ООО «Транспорт-Экспресс», ООО «СУМР-3»; ООО «НПАТП-1», ООО «НПАТП-2», ООО «КамЭнергоРемонт» и др.

Преподаватели дисциплин общепрофессионального цикла и мастера производственного обучения ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж» проводят пробы-занятия с использованием современных мультимедийных ресурсов, компьютерных симуляторов и тренажеров, что вызывает огромный интерес у школьников к специальностям и профессиям колледжа. Ребята видят  огромный мир профессий и специальностей  и их значение в современной промышленности, получают  методически грамотные рекомендации по основам профессионального самоопределения. Разработанные преподавателями НК АПК и занявшие призовое место на Всероссийском конкурсе «Мой выбор» блок дидактических игр «Секреты выбора профессии», ролевые игры «Кем быть?» позволяют школьникам г.Нижнекамска  сориентироваться в жизненном и профессиональном самоопределении, качественно выполнить творческий итоговый проект «Мой выбор - Нижнекамский агропромышленный колледж!».  Эффективной в профессиональной ориентации школьников стало проводимое круговое анкетирование в профессиональном самоопределении.

Всегда нравятся ребятам обзорные экскурсии по колледжу, в «Музей трудовой и боевой славы» колледжа. 

Ожидаемый результат:

  • получение учащимися достаточно полных сведений о деятельности различных специалистов;
  • учащимися пройден индивидуальный план профессиональных проб;
  • учащиеся могут соотнесли свои интересы и индивидуальные особенности с требованиями интересующих профессий;
  • осознанный выбор профильного предмета, создание ИУП.

Трудностями при организации профессиональных проб со школьниками являются: чрезмерная занятость инженерно-педагогических работников тарифицированными часами по расписанию колледжа, возникает необходимость дополнительного планирования работ и введения дополнительных работников, курирующих планирование, организацию и выполнение  профессиональных проб. Не всегда договор с предприятием определяет желаемое время встречи со школьниками. Дополнительная нагрузка для учителей школ.

В 2015 году  агропромышленный колледж планирует  организацию профессиональных проб школьников на базе вновь создаваемого кабинета «Профессиональных компетенций».  В кабинете будут размещаться и ротироваться профессионально-образовательные, профориентационные модули, направленные на выполнение профессиональных проб, на развитие и реализацию творческого потенциала, профессиональных и деловых компетенций школьников по следующим направлениям: строительство, транспорт, сварочное производство, сфера услуг - парикмахерское искусство, программирование.

Занятия и мастер-классы со школьниками проводятся во внеурочное время, что является дополнительной нагрузкой для педагогов. Но, данная совместная работа поможет школьникам  сознательно, обоснованно подойти к выбору образовательной траектории и будущей профессии, что является приоритетным направлением работы Нижнекамского муниципального района.

Приложение к работе

 

 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*