Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка интегрированного урока по предметам «Товароведение продовольственных товаров», «Химия»

10.04.2015 1659 2698
Петрова Елена  Вячеславовна
Петрова Елена Вячеславовна, преподаватель

Лапшина Надежда Павловна
Лапшина Надежда Павловна, преподаватель

Костромской машиностроительный техникум

Введение

Методическая разработка урока предназначена для обучающихся по профессии "Операционная деятельность в логистике" и создана с учетом знаний учащихся, полученных на уроках по предметам: "Товароведение продовольственных товаров" , "Химия", " Санитария и гигиена человека",  "Биология", «Физика».

Контроль теоретических знаний, полученных на уроках по предметам, происходит в форме фронтального опроса.

Контроль полученных в ходе урока практических умений и навыков происходит путем проверки результатов практической работы, выполняемой учащимися.

Предлагаемая методическая разработка позволит будущим специалистам овладеть теоретическими и практическими навыками, необходимыми в дальнейшей работе, такими как: умение определять качество продуктов органолептическим методом, а также, опираясь на знания по химии, изучить химический состав продуктов и понять химические и физические процессы, происходящие в продуктах питания во время хранения.

Содержание урока

Тема интегрированного урока:  «Характеристика белков»

Цель: Закрепить ранее полученные знания о строении, составе,  функциях белков практическим путем.

Задачи:

  1. Дидактические

- Закрепить у учащихся полученные знания по теме "Белки" на уроках товароведения и химии;

  1. Образовательные

- Продолжить формирование основных химических понятий: белки, аминокислоты, денатурация, 1, 2, 3, 4 структуры белка.

-   Формировать умения и навыки практической работы;

- Формировать профессиональную культуру, биологическую и химическую грамотность и потребность в приобретении знаний;

- Формировать умения по применению полученных знаний по предмету "Товароведение продовольственных товаров" с использованием практической работы;

  1. Развивающие            

- Развивать логическое мышление, формировать мировоззрение учащихся, понимание «жизни» с биологической точки зрения.

- Развивать интерес, стремление к познанию внутренних клеточных процессов, структур.

- Развивать самостоятельность в освоении теоретических основ предмета "Товароведение продовольственных товаров".

- Развивать мышление учащихся - учить анализировать, строить аналогии, решать проблемы, делать выводы.

- Развивать умение применять полученные знания на практике.

Используемые на уроке методы, педагогические приемы: фронтальная работа, проблемно-поисковый метод, практическая работа.

Тип урока: комбинированный урок- урок закрепления полученных знаний, умений и навыков при выполнении практической работы.

Вид урока: сдвоенный, продолжительность - 1час 20 минут.

Оборудование: схема-конспект и их  ксерокопии для учащихся,  учебники товароведения, таблица «Важнейшие аминокислоты», пробирки, химические стаканы, предметные стекла, держатели пробирок, спиртовки, спички, воронки, марля, пипетки, образцы товаров.

Реактивы: хлорид натрия, растворы белка, сульфат меди (2), гидроксида натрия (10%), концентрированный раствор азотной кислоты, кусочки шерстяной и синтетической ткани и мяса кур, молоко коровье.

План урока

  1. Организационный момент - 3 мин,
  2. 2 . Сообщение темы и постановка целей урока - 3 мин.
  3. Повторение пройденного материала - 7 мин.
  4. Объяснение нового материала - 10 мин.
  5. Закрепление знаний: практическая работа - 50 мин.
  6. Подведение итогов урока - 5 мин.
  7. Домашнее задание - 2 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и постановка целей урока.
  3. Повторение пройденного материала (фронтальный опрос):

Проверка теоретического материала идет путем ответа учащихся на следующие вопросы:

  1. Что называют белками? Напишите общую формулу белков.
  2. Приведите классификацию белков. Примеры.
  3. Что называют первичной, вторичной, третичной, четвертичной структурой белка? Какие химические связи обуславливают образование этих структуры?
  4. Охарактеризуйте физические свойства белков.
  5. Перечислите химические свойства белков. Напишите соответствующие уравнения реакций.
  6. Укажите цветные реакции обнаружения белков и напишите соответствующие уравнения реакций.
  7. Что называют коллоидными растворами? Признаки коллоидного состояния.
  8. Укажите особенность водных растворов белков.
  9. Охарактеризуйте реакции осаждения белков, укажите химизм этой реакции.
  10. Укажите биологическое значение белков

4.Объяснение нового материала

Учитель начинает урок стихами:

Меняя каждый миг свой образ прихотливый,

Капризна, как дитя, и призрачна, как дым,

Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,

Великое смешав с ничтожным и смешным....

                                         С.Я. Надсон

Что такое жизнь? Откуда она взялась на земле? Эти вопросы волновали людей всегда. В течение веков копились наблюдения, проводились исследования, создавались теории. Одни служили основой новых исследований, другие гибли ввиду несостоятельности. Пожалуй, ни одно естественнонаучное явление не вызывало такой острой борьбы мировоззрений, какая всегда сопровождала проблемы живого. А причина этой борьбы – в самом объекте познания, его уникальности, неповторимости и сложности.

Знаменитый путешественник и естествоиспытатель Александр Гумбольдт еще на пороге 19 века вознамерился «распутать этот гордиев узел жизненных процессов». Но наука 19 века еще не могла видеть всей глубины изучаемого процесса. Постепенно было накоплено достаточно экспериментального материала, чтобы дать следующее определение жизни: «Жизнь есть способ существования белков тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка» (Ф.Энгельс). Сначала учитель проговаривает только первую часть определения, учащиеся должны выделить ключевые слова, а вторая часть является критерием верно выбранных слов.

Современная наука представляет жизнь как переплетение сложнейших химических процессов взаимодействия белков между собой и другими веществами. Следует подчеркнуть, что отдельные очищенные белки не имеют характерных признаков живого. Эту точку зрения можно подтвердить высказыванием Члена Королевского общества Британской Академии наук Джона Д. Бернала: «Нельзя приписывать свойство жизни кому-либо одному соединению, оно лишь проявляется в результате многообразных реакций, в которых участвуют различные соединения».

Учащиеся в поиске ответа на вопрос «Что такое жизнь?» прежде всего раскроют тайну веществ, лежащих в ее основе, т.е. ответят на вопрос «Что такое белок?».

Белки – это сложные органические соединения и являются самой ценной составной частью пищевых продуктов. Они служат основным структурным материалом клетки живого организма, поэтому их иногда называют протеинами. Этим подчеркивается исключительно важная роль белков в живых организмах. Все живые существа обязательно содержат белок. В состав белков входят до 22 аминокислот, 14 из них могут синтезироваться из веществ, поступающих с пищей, и поэтому их называют заменимыми. Остальные 8 (у детей 9) аминокислот, названных незаменимыми, должны поступать в организм в готовом виде. Белки, содержащие весь комплекс незаменимых аминокислот, называют полноценными (их много в мясе, рыбе, молочных продуктах). Белки, в состав которых не входит хотя бы одна из незаменимых аминокислот, называют неполноценными (коллаген и эластин).

Животные и растительные белки дополняют друг друга. Не менее половины получаемых организмом белков – это животные.

Под действием ферментов происходит гидролиз, т.е. расщепление. В результате чего появляется неприятный гнилостный запах.

В воде большинство белков набухают и увеличиваются в объеме. Это играет важную роль при производстве макаронных, хлебных и мучных кондитерских изделий. Яичный белок при взбивании образует пену, что используется при изготовлении кондитерских изделий.

При нагревании свыше 60 градусов белки свертываются – денатурируют. Это наблюдается при варке яиц, а также производстве кисломолочных продуктов и сыров.

Суточная потребность взрослого человека в белках составляет 80-100 граммов (с поправкой на возраст – у детей доля белка выше, а у пожилых ниже).

Для организации дальнейшей деятельности учащихся учитель знакомит их с особенностями групповой работы на уроке, структурой учебных текстов и схемой-конспектом.

Учащиеся работают в составе трех групп, каждая из которых последовательно рассматривает все блоки схемы-конспекты. Для самостоятельной работы группам выданы так называемые учебные тексты. После каждого учебного текста приведены разно уровневые вопросы и задания к нему. Вопросы второго уровня ставят перед учащимися познавательные задачи и требуют применений знаний.

Алгоритм работы учащихся с учебными текстами

  1. Прочитайте текст.
  2. Соотнесите информацию текста с соответствующим блоком опорного конспекта.
  3. Определите ее место в этом блоке.
  4. Ответьте на вопросы, обсудите ответы в группе.
  5. Приготовьтесь к комментарию изученного материала по схеме-конспекту (выберите комментатора)

Схема-конспект содержит три блока информации, выделенных определенным цветом.

БЛОК 1. ФУНКЦИИ БЕЛКОВ.

Белки – основная структурная часть любого животного организма, а также неотъемлемая часть пищи животных и человека. При исключении из рациона белкового компонента, несмотря на достаточную калорийность пищи, у животных организмов наблюдаются патологические явления: остановка роста, изменение состава крови и т.д. С чем связано огромное значение белков для живых организмов (вопрос для вывода)?

После комментария учителя учащиеся начинают работу над учебными текстами. 

УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ ПО БЛОКУ «ФУНКЦИИ БЕЛКОВ»

  1. Ферментативная функция белков

В каждой живой клетке непрерывно происходят сотни биохимических реакций, в ходе которых идут распад и окисление поступающих из вне питательных веществ. Клетка использует энергию, полученную вследствие их окисления, продукты расщепления служат для синтеза необходимых клетке органических соединений. Быстрое проникание реакции обеспечивают биокатализаторы – ферменты.

Существует шесть групп ферментов: оксидазы, транферазы, гидролазы, лоазы, изомеразы, синтетазы. Известно более двух тысяч ферментов, каждый из которых способен осуществлять от тысячи до сотен тысяч реакций в минуту. В ходе биохимических превращений ферменты не расходуются

Разноуровневые вопросы и задачи.

Первый уровень

Какова роль ферментов в организме?

Как образованы названия групп ферментов?

Второй уровень

Предложите, каковы функции каждой группы ферментов.

Приведите примеры известных вам ферментов, назовите их функции.

Регуляторная функция белков

Гормоны производятся в особых клетках мозга, находящихся в гипоталамической части и в гипофизе, например, гормон роста, а также в железах внутренней секреции, например в клетках поджелудочной железы (инсулин и глюкагон).

Гормоны, как правило, влияют на организм, изменяя активность ферментов. Так, белки - факторы роста активизируют ферменты синтеза ДНК в клетках и таким образом усиливают деление клеток. Это важно для восстановления ткани при ранениях и после операций. Но слишком интенсивное деление клеток ведет к их чрезмерному росту (злокачественные опухоли). Блокировать избыточный синтез факторов роста - значит подавить рост злокачественной опухоли.

Разноуровневые вопросы:

Первый уровень

- Что лежит в основе деятельности гормонов?

- Где образуются гормоны в организме?

Второй уровень

- Какая болезнь появляется при недостатке  инсулина в организме человека?

- Могут ли гормоны оказать негативное влияние на организм?

Ученики самостоятельно формулируют вывод по блоку 1: если значение белков настолько велико, то именно эти вещества должны обладать совершенно особенными свойствами, обусловленные уникальным составом и особенным строением.

Блок 2. СОСТАВ И СТРОЕНИЕ БЕЛКОВ

Вещества белковой природы известны с древних времен. Начало их изучения положено в середине 18 века итальянцем Я. Беккари, но только через 100 лет ученым удалось систематизировать свойства изученных белков, определить их состав и сделать вывод, что белки - это главный компонент живых организмов. Затем из белковых гидролизатов были получены продукты расщепления и возникли гипотезы о строении белков из аминокислот. Немецкий химик Э. Фишер первым выяснил, как построены молекулы белков, заложил основы их химического синтеза. Доказал пептидную теорию строения белков и классифицировал их (рассмотреть классификацию белков).

БЛОК 3.  ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ БЕЛКОВ.  ВЛИЯНИЕ ИХ НА ПИЩЕВУЮ ЦЕННОСТЬ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ.  СОДЕРЖАНИЕ БЕЛКОВ В ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ

  1.  В чем причина многообразия белков?
  2. К какому классу органических веществ можно отнести белки?
  3. Какой уровень организации белка определяет его биологическую активность?
  4. Укажите биологическое значение белков
  5. Какие продукты наиболее богаты белками?
  6. Назовите белки, которые наиболее часто встречаются в продуктах питания?

(Приложение 3)

5. Практическая работа

(см. приложение 3)

6. Подведение итогов урока:


При подведении итогов урока сначала итоги урока по своему предмету подводит преподаватель профтехцикла, кратко обобщая те сведения, которые учащиеся получили по теме. Затем преподаватель химии подводит анализ того, какие знания, полученные учащимися на уроках химии, были успешно использованы ими на данном уроке. При этом следует особо подчеркнуть значение практической работы как наиболее эффективного инструмента для закрепления пройденного материала.

7. Задание на дом:

Повторить пройденный материал для подготовки к зачету по учебникам:

 «Химия», автор  Л.М. Пустовалова , стр.455-461,

 «Товароведение продовольственных товаров», автор В.А. Тимофеева, стр. 16-18




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*