Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка занятия по учебной дисциплине «Литература» по теме: «Основные мотивы лирики А.А. Фета»

10.04.2015 515 796
Басова Ольга Николаевна
Басова Ольга Николаевна, преподаватель русского языка и литературы

Костромской машиностроительный техникум

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Тема занятия «Основные мотивы лирики А.А.Фета» предусмотрена программой и входит в обязательный минимум содержания образования. Лирика Фета изучается после знакомства с творчеством Ф.И.Тютчева и предваряет работу с произведениями Н.А.Некрасова.

Изучение поэзии А.А.Фета, как правило, вызывает у обучающихся определенные сложности. Это объясняется тем, что стихи его обращены не к уму, а к чувству, иррациональному и склонному к неожиданным ассоциациям, а также поражают многогранностью мироощущения самого автора.

Данная разработка – это попытка представить подход к анализу лирики Фета, путь постижения сложности его художественного мира, основанный на многоплановом исследовании поэтического текста. Это должно помочь «разгадать» тайну художественного мира поэта, почувствовать всю красоту и живость его образов, необычайную музыкальность стиха. Методическая разработка построена таким образом, что ее материалы могут использоваться как в комплексе, так и фрагментарно при изучении лирических произведений других поэтов.

Для проведения занятия выбрана технология творческой мастерской. Главным в этой модели обучения является не сообщение информации, а передача способов работы. Важным оказывается не столько результат творческого поиска, сколько сам процесс. Основные методы – проблемно-поисковые и диалогические. Работа в мастерской  создает у обучающихся информационный запрос, развивает креативное мышление, воображение, мотивацию, интерес к предмету. Открыв какие-то истины, ребята лучше их запоминают и  могут впоследствии использовать в разных ситуациях. У них развивается умение и желание сотрудничать,  идет становление позитивной адекватной Я-концепции, формируется ответственность.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: смешанный

Цель занятия: сформировать у обучающихся представление об А.А.Фете как о певце любви и природы.

Задачи:

1.Обучение:

-обучить умениям ставить проблемы и умениям творчески искать ответ;

-отработать умения самостоятельно интерпретировать лирическое произведение, соотносить мысль стихотворения и его образный строй, строить сообщения литературоведческого характера.

2.Развитие:

-развивать познавательные и художественные способности обучающихся;

-развивать логическое мышление;

-развивать креативные умения;

-развивать речь обучающихся.

3.Воспитание:

-создать условия для формирования - эмоциональную отзывчивость;

-воспитывать культуру поведения и чувств;

-воспитывать уверенность в своих творческих способностях.

Технология: творческая мастерская.

Подготовительный этап: обучающиеся заранее разделены на группы, дано домашнее задание: одному представителю группы -выучить стихотворение, остальным – вдумчиво прочитать.

Материально-техническое обеспечение занятия: портрет поэта, выставка книг, компьютер, мультимедийный проектор, экран, распечатанные тексты стихотворений, инструкции по выполнению заданий, теоретический материал, репродукции картин, аудио- и видеозаписи. Материал представлен в ПРИЛОЖЕНИИ.

Межпредметные связи: русский язык, история, ИЗО, музыка.

Дидактические методы: проблемный (проблемное изложение, исследовательский)

Формы деятельности: обсуждение эпиграфа, самостоятельное формулирование обучающимися темы, цели, задач урока; анализ поэтического текста, обобщение и сравнение, выразительное чтение стихотворений, творческая работа по созданию поэтического текста, афиширование, беседа по вопросам.

Способ организации деятельности: работа в парах, работа в малых группах.

Ожидаемый результат: создание кластера по проблеме занятия, создание поэтического текста.

Целевая аудитория: студенты первого курса КМТ

Время занятия: 80 минут.

КОНСПЕКТ УРОКА

1.Оргмомент.

Приветствие, настрой учащихся на положительные эмоции, на результативность учебной деятельности.

2. Этап индукции (создание проблемной ситуации).

Предлагаю, исходя из домашнего задания, определить тему занятия. Обучающиеся отвечают, что разговор пойдет о творчестве А.А.Фета, его личности. Прошу прочитать эпиграф к уроку: «Чтобы узнать поэта, надо идти в страну поэта» (И.В.Гёте). Задаю вопросы:

1). Какие слова в этом высказывании являются ключевыми? ( «Страна поэта».)

2). Как вы понимаете выражение «страна поэта»? ( Это его стихи.)

3). Что поможет понять лирическое произведение? Каковы истоки творчества любого поэта, писателя? (Истоки творчества -  в биографии и личности поэта или писателя.)

4). Что вам хотелось бы узнать на сегодняшнем занятии? (Интересные факты биографии поэта, основные темы его творчества, особенности воплощения той или иной темы…)

5). Какую цель поставите перед собой? ( Раскрыть тайну художественного мира и личности поэта, почувствовать красоту и живость его образов.)

Прошу записать в тетради тему и цель занятия, эпиграф.

6). Что надо будет сделать, чтобы достичь цели урока? ( Познакомиться с биографией А.Фета, вдумчиво прочитать стихи, чтобы понять душевную жизнь автора, почувствовать своеобразие поэтической манеры, попытаться подобрать к ним репродукции картин мастеров живописи и музыкальные произведения, созвучные по настроению. Сравнить стихотворения Фета со стихотворениями других поэтов. Повторить сведения  по теории литературы…)

3. Работа по теме занятия.

1).  Предлагаю обучающимся посмотреть небольшой фильм о жизни и творчестве А.А.Фета, определить, какие события могли оказать влияние на становление его как личности.

2). Беседа с учащимися.

-Какие факты биографии поэта вас заинтересовали? (Обучающие отмечают факт незаконного рождения поэта, стремление достичь респектабельного общественного положения, военную службу ради возвращения дворянского звания, не увенчавшуюся успехом, уклонение от женитьбы на бедной девушке, с которой его связывала страстная взаимная любовь, и брак по расчету, ужасный конец.)

-Можно ли назвать жизнь Фета счастливой, безмятежной?

-О чем должен был бы писать незаконнорожденный сын, служака офицер, расчетливый помещик, ненавидевший «прогресс», всю жизнь добивавшийся дворянства и отцовской фамилии? (О жизненных невзгодах, о бесконечных проблемах…Его стихи должны были бы быть тяжелыми, мрачными.)

-А что же в действительности стало предметом изображения его лирики? (Любовь. Красивая природа.)

4. Слово учителя.

Афанасий Фет – поэт светлых, чистых чувств. В предисловии к сборнику «Вечерние огни» он писал: «Скорбь никак не могла вдохновить нас. Напротив, жизненные тяготы и заставляли…пробивать будничный лёд, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии». «Чистым и свободным»! Он любил повторять, что действительность и поэзия не имеют ничего общего. Действительно, из этой угловатой жизни, из мрачной души родилась поэзия, бодрая, жизнеутверждающая, переполненная радостью любви, наслаждением природой.

Поэт любил парадоксы. «Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует»,- утверждал он. И даже говорил, что поэзия есть ложь. Мало того, заявлял, что « поэзия не должна иметь никаких целей вне себя…в ней не должно быть ещё и никакой логики, внутренней связи». Поэт, по мнению Фета, «есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор».  

Попробуем эту мысль подтвердить или опровергнуть и обратимся непосредственно к произведениям поэта. Но прежде повторим теоретико-литературные понятия,  необходимые для анализа поэтических произведений.

5. Терминологический диктант (с последующей взаимопроверкой и самопроверкой по эталону).

1) Род литературы, изображающий внутренний мир личности в становлении и смене впечатлений, настроений, ассоциаций? (Лирика.)

2) Герой, чьи чувства и мысли отражены в лирическом произведении? (Лирический герой.)

3) Слова в переносном значении, используемые для украшения речи, делающие ее более выразительной? (Тропы.)

4) Образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется какому-нибудь другому по общему для них признаку? (Сравнение.)

5) Образное определение предмета (явления)? (Эпитет.)

6) Перенос свойств одного предмета на другой по принципу их сходства или контраста? (Метафора.)

7) Наделение неживого свойствами живого? (Олицетворение.)

8) Перенос значения по смежности, наложение на переносное значение его прямого значения? (Метонимия.)

9) Замена слова (словосочетания) описательным оборотом? (Перифраз.)

10) Повтор гласных звуков? (Ассонанс.)

11) Повтор согласных звуков? (Аллитерация.)

            После написания диктанта обучающимся предлагается обменяться тетрадями и проверить друг друга: указать количество правильных ответов и записать фамилию проверяющего.

            Затем каждый осуществляет самопроверку по эталону и выставляет отметку: «5» - 10-11 баллов; «4» - 8-9 баллов; «3» - 6-7 баллов.

            Рефлексия этапа.

С какой целью, по-вашему, проводился терминологический диктант? ( С целью повторения  теоретико-литературных понятий, необходимых для анализа поэтического текста.)

6. Анализ стихотворений в малых группах.

(Группы по 6 человек формируются с учетом взаимоотношений обучающихся, их совместимости, уровня знаний, организаторских способностей возможных лидеров.)

Предлагаю обратиться к анализу стихотворений А.Фета «Шёпот, робкое дыханье…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Еще майская ночь». Организовываю работу в малых группах: раздаю тексты стихотворений с вопросами к ним (Приложение 1-3),  инструкцию по выполнению задания (Приложение 4), теоретические материалы (Приложение5), напоминаю правила поведения во время работы.

Обучающиеся внутри группы распределяют роли ( аналитик 1, аналитик 2, чтец, художник, музыкант, критик).  Каждый начинает работать над созданием собственного интеллектуального продукта, потом предъявляет его группе. Вместе обсуждают, корректируют, дополняют, улучшают. Затем работают над созданием кластера, который отражает результаты анализа стихотворения (Приложение 6),  и текстом его защиты.

Этапы самоконструкции и социоконструкции  венчает этап социализации (представление результатов работы в группе). Ребята выразительно читают стихотворения (или предлагают прслушать фонозапись актерского чтения) и комментируют  его содержание, своеобразие художественной формы, иллюстрируют его репродукциями картин великих мастеров живописи, предлагают музыкальные композиции, совпадающие с текстом стихотворения тематически или по настроению,  делают выводы.

1 группа:

Еще майская ночь!

Какая ночь! На всём какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

 

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и коротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

 

- Каково настроение этого стихотворения? Какие чувства в душе лирического героя рождает созерцание майской ночи?

-Как вы понимаете строки: «все звезды до единой Тепло и коротко в душу смотрят мне»? Какая мысль, проходящая через все творчество Фета, скрыта в этих строках? (Достижение гармонии и счастья через единение человека и природы.)

-Какой  прием используется при описании картин природы?(Олицетворение.) Приведите примеры.

-Как вы думаете, появление в финале эпитета «последняя песня» нарушает гармонию стихотворения, его восторженную интонацию? Или «последняя песня» - закономерный итог жизни  лирического  героя, растворяющегося в природе, приемлющего ее законы с благодарностью и благоговением?

 

2 группа:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.


Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,


В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

 

-О чем это стихотворение? (О любви. О свидании. О природе.)

-Что представляет собой это стихотворение с точки зрения синтаксиса? (Всё стихотворение представляет собой сложное предложение, состоящее из простых назывных предложений. Прочитывается на одном дыхании.)

-«Безглагольность» стихотворения мешает ли его действию, движению?(Нет. Отглагольные существительные сохраняют динамику картины.)

-Найдите слова и сочетания, передающие движение. (Дыханье, трели, колыханье, тени без конца, ряд волшебных изменений, лобзания, слёзы.)

-Проанализируйте ритмический  рисунок стихотворения. (Разностопный хорей создаёт ощущение движения. Хорей – стих выразительный, хранящий тайну, тайну ночного свидания.)

-Найдите в стихотворении лексику, передающую цвет, свет, звук. (Серебро, тени, свет, ночной, дымные тучки, пурпур розы, отблеск янтаря, заря.)

-Докажите, что убедительно и последовательно художник нарисовал гармонию между миром природы и чувствами человека. (Вечер – встреча, ночь – свидание, рассвет – расставание. Выдержано соответствие между миром природы и миром человека с перевесом последнего. Использован прием психологического параллелизма.)

-К любовной или пейзажной лирике вы отнесете это стихотворение? (Четкой границы нет.)

 

3 группа:

Одним толчком согнать ладью живую

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов,

 

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вздох, дать слабость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

 

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец –

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!

 

-Какова основная мысль этого стихотворения? Его тема? (Тема поэта и поэзии, назначения искусства.)

-Фет считал самым важным в стихотворении финал, чтобы уже нельзя было дописать ни звука. Так ли это? (Да. В последних в последних строках появляется лирический адресат, в них сосредоточена основная мысль стихотворения.)

-Проанализируйте синтаксис стихотворения. (Все стихотворение – одно предложение. Темп к концу увеличивается, смысловые нити стягиваются, и всё становится ясно.)

-Почему Фета назвали певцом? (Особая музыкальность лирики. Для Фета музыка стиха важнее смысла.)

-Почему поэт назван «избранным», а поэзия «венцом» певца? Какова стилистическая окраска этих слов?

- Назовите образы, с помощью которых противопоставляются мир искусства и мир приземленный, непоэтический. По какому принципу выстраиваются эти мифы? (Контраст.)

- В чем заключается, по Фету, миссия поэта на земле? (Поэт снимает с человека гнет земных страстей, «жизни вздох», усиливая «бой бестрепетных сердец». Поэзия призвана «на гранях мира не снисходить, а возвышать».)

Вывод:

Лирика Фета не терпит рассудочности, она выражает то, что скрыто в душе, в отношении души к миру. Стремление выразить «невыразимое», навеять читателю настроение – одно из основных её свойств. Фет напрягает слух, зрение и обоняние, перемежает звуки и краски, «останавливает мгновение», помещая в него весь мир. Он пробуждает наши чувства, возвышает души, ведет в царство истины и красоты.

 

7. Разрыв. Кульминация творческого процесса, новое видение проблемы.

Даю два безымянных стихотворения ( «День и ночь» Ф.И. Тютчева и «На стоге сена ночью южной» А.А. Фета), (Приложение 1-3). Прошу вдумчиво их прочитать, определить индивидуальное мировоззренческое и художественное своеобразие поэтических текстов, назвать авторов, обосновать свой выбор.

Предполагаю, что обучающиеся почувствуют трагическое мироощущение Ф.И.Тютчева, мыслящего категориями хаоса и космоса, узнают исполненный гармонии мир А.А.Фета.

8. Творчество.

На этом этапе работы ребята должны применить новое знание в создании поэтического текста. Им предлагается создать синквейн по теме урока или «угадать» авторские эпитеты в стихотворении с пропущенными словами (Приложение 1-3).

9. Афиширование: чтение собственных произведений.

10. Рефлексия (осознание обучающимися своей деятельности).

- Что мы делали сегодня на занятии?

- Чему научились?

- Какой этап урока понравился больше?

- Что нового узнали о своих товарищах?

- Какие ошибки (если они были) не позволили достичь желаемого результата? 

11. Итог занятия.

Оцениваю работу обучающихся, стараясь отмечать положительные результаты их деятельности, осторожно указывать на недостатки.

12. Предъявление домашнего задания.

Прошу выучить наизусть одно из стихотворений А. Фета (по выбору самих  обучающихся). Предлагаю создать сборник стихотворений  «Стихи про меня», в который вошли бы особенно понравившиеся стихи одного или нескольких поэтов.

Индивидуальные задания к следующему уроку: подготовить сообщение–презентацию о жизни и творчестве Н.А. Некрасова.          

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*