Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Новая роль преподавателя в условиях реализации ФГОС

29.11.2011 764 4199
Буданова Татьяна Анатольевна, кандидат искусствоведения, зам. директора по УР

Забайкальское краевое училище искусств

Внедрение в систему российского профессионального образования новых образовательных стандартов предполагает иной подход и к его содержанию. Конечной целью всей системы преобразований является  обеспечение выпускников необходимым в современных условиях уровнем готовности к самостоятельной активной и продуктивной жизнедеятельности. Основой обновления выступает компетентностный подход в подготовке специалиста.


В условиях перехода на новые образовательные стандарты в Забайкальском техникуме искусств было проведено анкетирование среди студентов с целью выявления того, каким представляется молодому поколению имидж современного педагога в студенческой среде. Анкета включала 3 группы качеств педагога: профессиональные, личностные и нравственные. К профессиональным качествам были отнесены: знание педагогом своего предмета, умение доступно и интересно излагать материал, требовательность; к  личностным  - доброта, порядочность, чувство юмора, эмоциональность; к нравственным -  педагогический такт, создание комфортного микроклимата в группе, обязательность, интерес к личности студента. В отдельную категорию были выделены организаторские способности и  внешний вид педагога.


Результаты анкетирования показали, что на одном уровне по значимости находятся такие категории как профессионализм педагога и его личностное отношение к студенту. Большое внимание респонденты уделяют наличию личностных качеств у педагога: пониманию, отзывчивости, педантичности, уважению к личности студента, вере в студента, коммуникабельности, умению заинтересовать собой, умению объективно оценивать.


Так в чем же должен заключаться современный подход педагога в подготовке специалиста? Исследовав этимологию слов «компетентный» (от лат. competens, competentis – надлежащий, способный, знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо) и «подход» (в словарном толковании В.И. Даля  – «идти под низ чего-то», т.е. находиться в основе чего-то, определяется некоей идеей, концепцией, принципом и центрируется на основных для него одной-двух категориях),  мы пришли к выводу о том, что компетентностный подход  - это новая образовательная парадигма, представляющая  собой динамическую систему знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимых для эффективной  профессиональной деятельности и личностного развития как студентов техникума, так и преподавателей.  В системе образования происходит смещение принципа  адаптивности выпускников на принцип их компетентности в своем виде профессиональной деятельности.


В этой ситуации изменяется подход и к условиям преподавания. Вполне очевидно, что высокий профессионализм педагога должен определяться высоким уровнем его компетентности. Компетентность педагога −  новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной    деятельности.


При освоении новых образовательных стандартов  становится возможным активное внедрение в современную педагогику личностно-ориентированных технологий, ориентированных на признание уникальной сущности каждого ученика и его индивидуальной учебной траектории.  В новых условиях преподавания педагог и студент выстраивают взаимоотношения на основе диалога, партнерства и сотрудничества. Преподаватель, выступая в роли менеджера, организовывает индивидуальную образовательную парадигму студента. Процессуальный подход, занимавший ведущее место в традиционной педагогике, трансформируется в ориентирование на конечный результат по принципу: студент – «не как сосуд, а как факел, который надо зажечь, чтобы он вел себя по жизни».  При этом продолжает оставаться актуальной фраза В.О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь».

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня.   –   2003. –  № 5.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]. URL: http// www/mruo.ru/ downloard/001 (дата обращения 19.02.10).

3. Концепция образования в сфере культуры и искусства на период до 2015 года. – М., 2009.

4. Среднее профессионально образование. Сборник нормативных правовых документов / Сост. П.Ф. Анисимов, Т.Д. Барер, А.Л. Коломенская и др. Под ред. П.Ф. Анисимова.  – М.: Институт проблем развития  СПО Минобразования России, 2004.

5. ФГОС  СПО – 03  отрасли искусства. – М., 2010.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*