Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Перспективы развития пригородного железнодорожного движения

09.04.2015 4865 10885
Ермаков Олег Игоревич
Ермаков Олег Игоревич, преподаватель

Галеев Артём
Галеев Артём, студент

Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО "Омский государственный университет путей сообщения" (СПО)

Пригородные железнодорожные перевозки занимают особое место на транспортном рынке и имеют высокое социально-экономическое значение в жизни общества, так как они организовывают транспортную подвижность населения. Ежегодно в пригородном сообщении перевозится около 1,2 млрд.пассажиров.

Пригородные железнодорожные перевозки играют немаловажную роль в экономике страны, способствуя развитию рынка труда и активной застройке отдаленных районов, а такжеразвивают зоны экономической эффективности.

ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») осуществляет пригородные перевозки в 73 субъектах Российской Федерации. Железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении отличаются внутрисетевой и территориальной неоднородностью по всем показателям:протяженности маршрута, графику движения, используемому подвижному составу, населенности вагонов, тарифной политике, количеству и структуре льготных категорий пассажиров.

По даннымВсероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) услуги пригородного сообщения широко востребованы почти во всех регионах России, и, в первую очередь - в тех субъектах, где наблюдается высокий уровень маятниковой миграции.

Основные преимущества железной дороги перед другими видами транспорта – экономия времени, безопасность перевозок, возможность добраться без пробок, единственный способ доехать до места назначения, так как отсутствуют надлежащие автомобильные дороги, возможность уехать при любых погодных условиях, удобное расписание, частота прибытия и отправления электричек. Возможность сэкономить время на дорогу ценят жители регионов, где затруднено движение других видов транспорта.

Среди имеющихся проблем развития пригородных пассажирских компаний можно выделить, во-первых, низкую доходность, которая зависит от недостаточного спроса потребителей на транспортные услуги, во-вторых, недостаток финансирования со стороны заказчиков данной услуги. Также одной из основных проблем развития является наличие межотраслевой конкуренции на транспортном рынке,и, как следствие, представляет собой конкуренцию между различными видами транспорта.

Механизм взаимодействия пригородных пассажирских компаний с ОАО «РЖД» не дает возможности правильно использовать существующие ресурсы пригородного комплекса. Это приводит к растущим затратам и увеличению разницы между недополученными доходами перевозчиков и предусмотренными им компенсациями.

Обеспечение высокого качества перевозок пассажиров – главная задача железнодорожного транспорта.

От специфики и качества предоставляемых транспортных услуг зависит уровень удовлетворенности пассажиров, который характеризуется такими показателями качества, как информационное обслуживание, скорость передвижения, комфорт, своевременность, безопасность и сохранность багажа.

Показатель информационного обслуживания отражает периодичность доведения до пассажиров информации, которая необходима для принятия правильных решений в ходе транспортного обслуживания.

Скорость движения определяется множеством факторов, которые зависят от выбранного вида транспортного средства. Преимущество железнодорожного транспорта заключается в том, что можно четко рассчитать время в пути, на железных дорогах не бывает пробок.

Показатель комфортности характеризует качество предоставления услуг пассажирам в начальных, в конечных и транзитных пунктах в соответствии с утвержденными нормативными документами.

Показатель своевременности отражает свойство пассажирских перевозок, обеспечивающее движение транспортных средств в соответствии с объявленным расписанием.

В парке ОАО «РЖД» около 15350 пассажирских вагонов пригородных поездов.В основном, это мотор-вагонный подвижной состав (МВПС), произведенный вагоностроительным заводом в 1962-1992 гг. в Риге, а также капитально отремонтированные поезда, и продукция российских предприятий, выпущенная сравнительно недавно. Износ подвижного состава, используемого в пригородном сообщении, достигает 70-75%, свыше нормативного срока службы (а это 28 лет) эксплуатируется 33% вагонов.

До сих пор не решена проблема компенсации убытков от пригородных железнодорожных перевозок в России. В прошлом году общий объем убытков пригородных компаний составил 15 млрд. рублей, регионы возместили только 8,7 млрд. рублей. Эффективное решение вопроса пригородных перевозок возможно за счет принятия закона "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации". Этот закон будет устанавливать понятную систему взаимоотношений государства и перевозчика, а также его бюджетное обеспечение при осуществлении пригородных перевозок.

Большинство регионов не берет на себя ответственность за организацию перевозок и не заключает с пригородными компаниями долгосрочные контракты на организацию транспортного обслуживания населения. Всего лишь 10 регионов полностью выполняют свои обязательства по возмещению выпадающих доходов перевозчиков, в то время как 22 из 73 субъектов РФ в 2014 г. компенсировали не более 50% выпадающих доходов ППК.

Приоритетные задачи развития пригородного пассажирского транспорта до 2030 года:

  • повышение операционной эффективности пригородных пассажирских компаний;
  • удовлетворение спроса на наиболее загруженных маршрутах;
  • рост привлекательности пригородных перевозок для потребителей за счет обновления подвижного состава, роста маршрутной скорости, совершенствования систем продажи билетов;
  • развитие технологий внутригородских перевозок;
  • обеспечение полного покрытия выпадающих доходов по государственному заказу;
  • реализация коммерческого потенциала вокзалов и станций.

Согласно Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2014 года №857-р, за субъектами РФ закреплены обязанности по организации пригородного сообщения на территории региона из-за размещения государственного заказа на осуществление пригородных пассажирских перевозок. Заказ формируется с учётом положений региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения (включая возможный отказ от пригородного железнодорожного сообщения).

Концепция также закрепляет за регионами обязанность осуществлять ценовое регулирование пригородных пассажирских перевозок с условием финансирования пригородных пассажирских компаний за счёт средств регионального бюджета.

Основными стратегическими целями развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом для государства являются:

  • повышение качества услуг пригородного пассажирского сообщения;
  • обеспечение необходимого уровня доступности пригородных перевозок для населения страны при заданных параметрах качества и безопасности;
  • повышение экономической эффективности отрасли и оптимизация потребности в государственной финансовой поддержке;
  • привлечение в отрасль долгосрочных инвестиций, осуществляемых за счет средств внебюджетных источников.

Для достижения указанных стратегических целей необходимо:

  • создать предсказуемые условия для всех участников рынка с целью повышения устойчивости функционирования отрасли;
  • создать стимулы для повышения эффективности деятельности участников рынка;
  • повысить полномочия субъектов Российской Федерации и перевозчиков при организации и выполнении пригородных перевозок;
  • создать устойчивые механизмы межрегионального взаимодействия;
  • создать условия для привлечения в отрасль инвестиций, осуществляемых за счет внебюджетных источников.

Наряду с пригородным движением стоят высокоскоростные линии. Скоростное сообщение создает интегрированную транспортную систему, предоставляющую эффективную услугу по перевозке пассажиров в стране.

Согласно стратегии развития железнодорожного транспорта России, к 2030 году общая протяжённость линий со скоростями более 160 км/ч, составит почти 11 тыс. км. Отобрано 18 направлений, где целесообразно внедрение скоростного пассажирского движения. Это такие крупные транспортные узлы, как Московский, Санкт-Петербургский, Краснодарский, Самарский и Новосибирский. В том числе скоростное железнодорожное сообщение свяжет Волгоград, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Челябинск и Уфу.

Кроме того, РЖД планирует организовать железнодорожное движение со скоростью до 200 км/ч на участках Берлин – Варшава – Минск – Москва, Москва – Адлер и Омск – Новосибирск, а также Москва – Ярославль.

В перспективе ожидается привлечение к участию в данных проектах иностранных инвесторов.

Управление качеством становится одним из наиболее важных направлений, которое необходимо регулировать в рамках пригородного сообщения. Для повышения спроса, удовлетворенности перевозкам и эффективности работы компании следует внедрять современные технологии управления и изменения работы пригородных пассажирских компаний.

Библиографический список

1) Федеральная служба государственной статистики [Электронныйресурс]; Режим доступа: http://www.gks.ru/

2)Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года (основные положения). http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&id=6396#4702902.

3) Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный русурс]; http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=13876.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*