Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время в России престиж педагогической профессии имеет тенденцию к стремительному падению. Это выражается, с одной стороны, в интенсивном оттоке преподавателей из образовательных учреждений. С другой стороны, уменьшается количество выпускников педагогических учебных заведений, намеренных работать по полученной специальности. Такая сложная ситуация связана, в первую очередь, со сложившейся в нашей стране непростой социально-экономической обстановкой.
Однако сегодня для общества становится все более очевидным, что улучшение жизни связано с деятельностью системы образования. Неслучайно XXI век – век образования – выдвигает в качестве главной общественной фигуры фигуру учителя, но учителя, который отвечал бы современным запросам нашего общества. Поэтому так пристально внимание к его деятельности, а соответственно и подготовке.
Одним их психологических факторов, оказывающих влияние на процесс и результат профессионального становления будущих педагогов, являются мотивы.
Термин «мотив» произошел от французского «motif» и означает «побуждение». Проблема мотивов сложна и многогранна. Ее изучением занимались К.Д.Ушинский, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, В.М.Бехтерев и многие другие выдающиеся ученые. Но, несмотря на пристальность внимания к теории мотивации, единого определения мотивов не сложилось. Однако анализ различных толкований рассматриваемого понятия свидетельствует о том, что для большинства авторов характерно единство в главном – понимании потребностного характера мотивов. В развитии взглядов на мотивацию важным является вопрос об осознанности мотивов. Некоторые ученые считают их неосознаваемыми (А.Н.Леонтьев), что вызывает сомнение, как и в случае с полной осознаваемостью мотивов (В.И.Ковалев, П.М.Якобсон). Автор же данной работы придерживается точки зрения о том, что многие действия и поступки человека вызываются малоосознаваемыми мотивами. Достаточно вспомнить убедительное и точное высказывание В.Г. Асеева: «Всегда ли человек осознает свои побуждения (цели, потребности, идеалы, направленность своей личности)? Безусловно, нет. Если бы это было так, человек бы обладал идеальным самосознанием, в совершенстве знал бы себя, давал бы точную самооценку».
Мотивы
возникают, развиваются и формируются на основе потребностей. Такая тесная связь
мотивов и потребностей объясняется, прежде всего, сходством сущностей. Потребность
человека – это испытываемая нужда в чем-то, мотивы же – это побуждения человека
в связи с этой нуждой.
Формирование мотивов выбора профессии учителя связано с различными факторами, да и сами мотивы педагогической деятельности очень разнообразны. В качестве таких наиболее часто отмечаются пример учителей или родных, интерес к предмету, семейные традиции, потребность в обучении и воспитании детей, осознание высокой миссии учителя и др. (мотивы низкой социальной ценности не рассматриваются, ибо ничем не могут быть оправданы эгоистические, корыстные мотивы: зарплата, продолжительный отпуск, возможность получения квартиры или других льгот и т. п.). Следует особо подчеркнуть, что за мотивацией выбора стоит социальный опыт личности во всей его полноте.
Становление мотиваций и выбор профессии обычно происходит еще в школьные годы. Поиск своего места в мире становится весьма актуальным. Ведущие потребности данного возраста обусловлены неопределенной, проблемной ситуацией. Это потребности в личном, социальном и профессиональном самоопределении.Старшеклассники решают важные задачи: кем быть и каким быть. Можно сказать, это судьбоносный возраст, в котором цена ошибки — неудовлетворенность всей своей последующей жизнью. Ведущей деятельностью в ранней юности должна стать учебно-профессиональная. Это деятельность, составляющая базу для психологически обоснованного и компетентного выбора будущей профессии. И поэтому имеется настоятельная необходимость именно в школе проводить большую работу по активной профессиональной ориентации с учащейся молодежью на педагогические профессии, которая обеспечивает возникновение и развитие соответствующей мотивации. Для того чтобы выпускник школы совершил осознанный выбор, необходимо расширение границ его социального опыта, в частности и путем организации педагогической и воспитательной деятельности – в доступных масштабах. Работа вожатыми, помощь отстающим, иногда самостоятельное проведение уроков – все эти и многие другие формы деятельности.
Для учащихся средних профессиональных учебных заведений (профессиональных училищ, лицеев) ведущая деятельность имеет четкую профессиональную направленность. Но, поскольку выбор специальности профессиональной школы для большинства из них был ситуативно-вынужденным, учебно-профессиональная деятельность не выполняет в полном объеме свою личностнообразующую функцию.
Следующий, наиболее важный этап формирования мотивации – вузовский. Здесь становление мотивации осуществляется благодаря воздействию различных составляющих учебно-воспитательного процесса и, прежде всего деятельности в этом направлении профессорско-преподавательского состава. К примеру, в вузовском учебном процессе возможна организация спецкурсов, которые должны быть ориентированы на более глубокое ознакомление со спецификой педагогической профессии, и на которых было бы возможно демонстрировать пути и средства достижения высот педагогического профессионализма. В учебно-воспитательном процессе целесообразно использовать такие активные формы работы как педагогический тренинг, игровые технологии, педагогическое проектирование, решение педагогических задач и др. Таким образом, необходимо целенаправленно проводить работу, связанную с формированием профессионально-адекватной мотивационной системы.
Вообще профессиональное становление педагога и формирование его профессиональной мотивационной сферы представляет собой длительный, непрерывный процесс. Можно сказать, что это путешествие длиною в жизнь. Есть множество подходов к определению основных этапов профессионального становления. По одному из них, которое предложил Е.А. Климов, можно выделить следующую профессионально ориентированную периодизацию:
1) стадия оптации (12—17 лет) — подготовка к сознательному выбору профессионального пути;
2) стадия профессиональной подготовки (15—23 года) — овладение знаниями, умениями и навыками будущей профессиональной деятельности;
3) стадия развития профессионала (от 16—23 лет до пенсионного возраста) — вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта деятельности.
В более поздней периодизации жизненного пути профессионала Е. А. Климов предлагает более подробную группировку фаз:
• оптация — период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении;
• адаптация — вхождение в профессию и привыкание к ней;
• фаза интернала — приобретение профессионального опыта;
• мастерство — квалифицированное выполнение трудовой деятельности;
• фаза авторитета — достижение профессионалом высокой квалификации;
• наставничество — передача профессионалом своего опыта.
Можно утверждать, что смена стадий инициирует нормативные кризисы профессионального становления личности.
Итак, проблема мотивов педагогической деятельности весьма актуальна в виду того, что в последнее время показатели, характеризующие отношение к профессии педагога, проявляются далеко не в лучшем виде, в то время как педагогическая деятельность является первичной по отношению ко многим другим профессиональным видам деятельности, качество которых во многом определяется характером и результатами работы педагога. В связи с этим возникает необходимость создания новых технологий профессионального развития и становления личности, ориентированных на постоянно изменяющийся рынок труда, развивающих профессиональную мобильность и повышающих конкурентоспособность работников.
Список использованных источников:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Мединский