Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методический доклад на тему: «Опыт проведения лекции как одного из основных методов обучения»

08.04.2015 306 414
Азаматова Сайма Амировна
Азаматова Сайма Амировна, преподаватель специальных дисциплин, отличник Республики Башкортостан

Сибайский многопрофильный профессиональный колледж

Лекция – это устное изложение учебного предмета, или какой – либо темы, а также запись этого изложения, в то же время лекция является формой вербального общения.

При подготовке лекционных занятий необходимо учитывать этапы подготовки к лекции:

  • выбор темы и актуальных проблем, определение цели лекции;
  • изучение материала учебника, основной и дополнительной литературы по выбранной теме;
  • составление технологической карты лекции (теоретического занятия).

В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают следующие типы лекции:

  • вводная
  • установочная
  • текущая
  • заключительная
  • обзорная
  • проблемная

Вводная лекция обычно начинает лекционный курс изучаемой дисциплины. Здесь конкретно излагается значение предмета, связь и взаимодействие его с другими дисциплинами, роль в познании мира (социальных, экономических, политических, научных, производственных процессов) и в подготовке специалиста. Данная лекция призвана пробудить интерес студентов к изучаемой дисциплине и к самостоятельной работе. В процессе вводной лекции излагаются рекомендации по подготовке к работе над лекционным материалом (его восприятие, осмысление, конспектирование), а также дается рекомендационный список литературы, необходимой для изучения данной дисциплины.

Установочная лекция предназначена для того, чтобы ознакомить обучаемых со структурой учебной программы и содержанием более важных и сложных для самостоятельного изучения положений данного курса. Она содержит указания по организации самостоятельной работы и рекомендаций по выполнению контрольных заданий.

Текущая лекция применяется при систематическом плановом изложении учебного материала. Содержание такой лекции посвящено конкретной теме, является законченным произведением, имеющим логическую связь с предшествующей и последующей темами и конструктивно вписывающимися в систему знаний по данной дисциплине.

Заключительная лекция призвана завершить изучение курса (предмета). В ней дается обобщение и систематизация изученного материала, рассматриваются перспективы развития данной науки, содержатся рекомендации для самостоятельной работы по дальнейшему углубленному изучению предмета, а также по подготовке к экзамену.

Обзорная лекция применяется на завершающем этапе обучения (перед экзаменами). В ней содержится обобщенная краткая информация по определенным программным учебным вопросам.

Структура лекционного занятия:

введение (преподаватель сообщает название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса, план лекции, устанавливает связи новой темы с ранее пройденной).

основная часть (изложение нового материала, объяснения фактов, явлений, процессов и их оценка).

заключение (повторение основных изложений лекции, обобщение изложенного, практические указания студентам, установление связи изложенного с последующим материалом, название предстоящей лекции и литературы к ней, ответы на вопросы обучаемых).

Проблемная лекция отличается от традиционной отсутствием многочисленности учебного материала и исключением информационно готовых научных и практических выводов.

Проблемная лекция обычно начинается с вопроса, с постановки общей проблемы, которую преподаватель в ходе изложения материала последовательно решает и раскрывает пути ее решения совместно с обучающимися.

Характер проблем определяется конкретным содержанием учебного материала. Это могут быть учебные, научные, социальные, политические, профессиональные и другие проблемы.

Постановкой проблемы создается проблемная ситуация, которая побуждает слушателей к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос или принять соответствующее решение, вызывает интерес к излагаемому материалу. При этом важно, чтобы преподаватель не навязывал студентам готовые выводы и решения, а анализировал бы статистические данные, научные факты, практический опыт, сопоставлял бы различные варианты мнений и суждений, умело направлял поисковую деятельность обучаемых. Преимущество такого метода изложения материала состоит в том, что он учит студентов мыслить, показывает им пути и методы решения поставленных вопросов, повышает интерес к изучаемому предмету, делает изложение материала более доказательным, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала.

Поэтому лекции должны проводить преподаватели, обладающие необходимыми специальными знаниями и педагогическими умениями.

Для эффективного проведения лекционного занятия следует учитывать ряд условий, которыми необходимо руководствоваться.

Учет состава аудитории, т.е. того, что характеризует ее образовательный уровень, профессиональную направленность, возрастные рамки. Для того чтобы завоевать внимание слушателей необходимо адаптироваться к аудитории, дать ей возможность быть в центре внимания. Адаптация означает знание аудитории.

Содержание и характер лекции. При подготовке к лекционному занятию необходимо поставить цель, какую информацию лектор хочет донести до студентов, что из этой информации является наиболее важным и обязательным, что в результате лекции студенты должны узнать, где и как применить полученные знания.

Любой слушатель, в том числе и студент, хочет услышать то, что ему интересно и понятно. Но содержание учебного материала носит обязательный характер и не может соответствовать познавательным потребностям каждого студента. Лекция, по сути, авторитарное знание. Для того, чтобы аудитория понимала лектора и следила за ходом его мыслей, эти мысли должны быть представлены в логической последовательности. Вне зависимости от того на сколько хорошо лектор разбирается в материале, насколько компетентен, лекционное занятие должно быть тщательно спланировано и подготовлено. При сумбурном изложении материала студентам трудно усваивать и конспектировать излагаемое.

Для начала лектору необходимо составить перечень вопросов, которые будут рассматриваться в лекции, затем определить приоритетность изложенных вопросов. Также необходимо учитывать объем и содержание предоставляемой информации. В каждом вопросе следует выделить главное.

Следует учить студентов правильно конспектировать лекционный материал. При обучении навыкам составления конспекта необходимо обращать внимание на:

  • выделение основных положений, понятий, определений, ключевых слов, и словосочетаний, формул, схем, таблиц, графиков и т. д. ;
  • пояснение к формулам, таблицам, задачам;
  • введение сокращений (в первую очередь сокращаются длинные слова и те, которые повторяются часто, при этом сокращение должно быть кратким);
  • создание межстрочного интервала и полей для дополнительных записей.

Формирование лекторских качеств.

Лектор должен быть жизнерадостен и дружелюбен. Резкость, желчность, раздражительность или, наоборот, меланхолия и сонливость не должны быть ему присущи. Лектор – это настроение студентов на полтора часа.

Лектор обязан быть аккуратным, точным, требовательным. Он обязан чувствовать время и при проведении лекции не поглядывать на часы.

Лекция должна быть понятной и полной глубокого смысла. При этом речь должна быть простой и точной, лишенной длинных и непонятных фраз.

Опытные лекторы излагают материал по памяти.

Лектора не должна покидать выдержка при разных обстоятельствах. В случае шума следует спокойно призвать к тишине. Если студент бросил реплику, следует использовать ее для активизации внимания аудитории. Если реплика пустая, надо обойти ее молчанием или показать ее никчемность, не допуская при этом грубости. В ходе чтения лекции у студентов могут возникать вопросы. Сразу или через какое – то время ответить надо обязательно.

Необходимо установить визуальный контакт с аудиторией, т.е. принять ее как единый организм и помнить об этом на протяжении всей лекции. Поддерживая визуальный контакт со слушателями, следует не игнорировать тех, кто сидит перед вами. На 5-6 секунд можно фиксировать свой взгляд на отдельных студентах, не делая при этом голосовых пауз и не выбирая наиболее заинтересованных слушателей.

Лекторская речь должна быть убедительной, но не монотонной. Голос не может повышаться или понижаться. Говорить следует звучно, но и не слишком громко. Пауза в нужном месте сработает гораздо эффективнее, чем любые слова, интонации или телодвижения.

Исследования показали, что первые и последние 30 секунд любого публичного выступления обладают наибольшей силой воздействия на слушателей. Именно эти 60 секунд должны быть использованы максимально. Жесты оживляют речь, но ими нельзя злоупотреблять. Избыточная жестикуляция, особенно не осознанная отвлекает от содержания речи.

Много ценного находим мы в советах Д. Карнеги.

Д. Карнеги обращает внимание на то, что успешное проведение любого занятия является результатом большой и кропотливой предварительной работы преподавателя над собой

Этап подготовки преподавателя к занятиям предполагает: чтение специальной литературы по интересующим темам, вопросам; прослушивание речей, выступлений других лекторов, их анализ, а также наработку, сбор фактического материала. Для более целенаправленного и эффективного сбора этого материала необходимо:

  • приобрести себе записную книжку и фиксировать в ней все необходимое;
  • завести отдельные конверты по разным аспектам, вопросам той или другой темы и заполнять их нужными фактами, идеями, выводами;
  • анализировать собственный опыт работы, тщательно фиксируя свои наблюдения, достижения, вплоть до отдельных эффективных элементов, приемов, средств.

Именно на подготовительных этапах должна вестись, рекомендует Д. Карнеги, доработка готовых лекций, их углубление с учетом времени занятия, состава слушателей, изменившихся условий и т.д. Причем это делается не механически, преподаватель должен как бы вживаться в содержание лекций, постоянно вынашивая, обдумывая основные ее позиции.

Иногда преподавателю трудно выбрать из подобного большого материала самое важное, необходимое, жаль отказаться от наработанного, собранного с большим трудом. И здесь Д. Карнеги рекомендует нам – не касаться в небольшом выступлении слишком большого круга вопросов. Он советует подобрать 100 мыслей и отбросить из них 90, оставив только 10 самых нужных, целесообразных. Хорошая лекция, отмечает он, та, за которой стоит много резервного материала, значительно больше, чем оратор имел возможность использовать в лекции.

Каждый преподаватель испытывал не раз неудовлетворенность проведенным занятием, его низкой продуктивности, не заинтересованностью обучаемых. Одну из причин этого Д. Карнеги видит в недостаточном использовании примеров. И здесь он рекомендует нам не превращать свое выступление в абстрактную проповедь, а широко использовать живые факты, примеры.

Очень ценны советы Д. Карнеги по оформлению подготовительного материала, его отбору, систематизации, созданию определенной «мозаики» в подборе материала. Для этого он рекомендует составить план, тезисы своего выступления. Опыт показывает, что конспект выступления затрудняет работу преподавателя, сковывает его поведение, ставит в зависимость от текста. При таком состоянии дел педагогическое общение затруднено, нет активного взаимодействия. Преподаватель полностью занят собой, своими конспектами, боится оторваться от них. Поэтому целесообразней использовать тезисы выступления, в которых прослеживается логика объяснения, основные позиции лекции, примеры на проблемные вопросы. Тезисы удобны для начинающего преподавателя, и для преподавателя, имеющего некоторый опыт педагогической работы. Для более опытных преподавателей достаточно вообще краткого выступления, важных понятий, вопросов, фактов, выводов. Д. Карнеги советует писать этот план большими буквами на одном листе.

Основой составления и плана, и тезисов является конспект, пользоваться которым Д. Карнеги советует только при репетиции к занятию. На время же занятия его не следует использовать, но и не надо далеко убирать. Он выступает в качестве аварийного инструмента, «шпаргалки».

И еще один совет Д. Карнеги при подготовке к занятию: он рекомендует не заучивать текст дословно, так как в этом случае выступление будет натянутым, холодным, в нем не будет ничего человеческого. Как известно из практики, дословное заучивание выступлений является одной из причин неэффективного взаимодействия обучаемыми.

Рассматривая непосредственно проведение занятия, Д. Карнеги придает началу занятия, эмоциональному подъему преподавателя, умению сразу же включить слушателей в процесс педагогического общения.

Вот несколько советов по проведению занятия:

  • входите в аудиторию смело, спокойно. Держитесь уверенно, выпрямитесь, смотрите в глаза слушателям. Для придания своему поведению уверенности, особенно начинающим преподавателям, целесообразно взять что -нибудь в руки. Это может быть, мел, ручка, книга. Д. Карнеги советует для обретения уверенности крепко держаться за спинку стула или напрячь большие пальцы ног, опираясь ими в пол;
  • начинайте выступление с сильного и настойчивого стремления достичь цели, создайте в себе подъем, такое состояние, будто Вам известно то, о чем Вы никогда не сможете умолчать;
  • старайтесь не обращать внимание на то, как Вы выглядите, что Вы чувствуете думаете о содержании излагаемого, говорите заинтересованно, убежденно, уверенно.

Интересны «секреты» Д. Карнеги по овладению собой в процессе занятия. Кто хоть раз выходил «на аудиторию», тот знает: бывает момент, когда теряешь дар речи, нарушаешь логику изложения, забываешь материал, очень волнуешься, вплоть до состояния «побледнения», «покраснения», «стресса». Как быть в этих сложных педагогических ситуациях общения? Вот здесь нам снова поможет Д. Карнеги.

Еще несколько его советов:

  • если очень волнуетесь, сделайте глубокий вдох. Дышите глубоко в течение 10 секунд, повышенный приток кислорода придаст Вам смелости;
  • в случае если вдруг забыли текст, не молчите, заполучите каким – то образом 10 – 15 спасительных секунд. Для этого можно обратиться с вопросом к учащимся и ждать ответа, можно воспользоваться записями на доску, дать задание;
  • можете обратиться с вопросом: «А всем слышно? А понятно ли то что я говорю?» (эта короткая пауза поможет поймать мысль и продолжить речь);
  • в качестве «спасительного круга» можно использовать последнее слово или фразу. Повторите их с особым усилием. Это прекрасная «скорая помощь» при нарушении умственной деятельности в результате временной потери памяти.

Следует посоветовать мне, как преподавателю, использовать мои советы в Вашей педагогической деятельности. Я думаю, что это поможет Вам более эффективно проводить занятия – лекции на Ваших уроках.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*