Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проект «Дифференцированное обучение иностранному языку»

08.04.2015 677 1078
Конгар Олча Суге-Маадыровна, обучающаяся 10А группы

Соян Чаяна Март-ооловна, преподаватель по учебной дисциплине «Иностранный язык»

Тувинский техникум предпринимательства

Введение

Одной из актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в нашем техникуме является дифференцированное обучение. Прежде всего, бесспорным фактом является разная степень подготовленности школьников. Чтобы правильно понять причины неуспеваемости обучающихся, необходимо выявить причины неуспеваемости всех обучающихся, необходимо выявить причины отставания каждого и разобраться в них. Эти причины различны: один пропустил уроки по болезни, другой был невнимателен на уроке, а третий не понял объяснение преподавателя на уроке.

Способности к изучению иностранного языка не одинаковы: одним язык даётся легко, другим – с большим трудом. Следует отметить и тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться обучающимися по-разному: одни легче усваивают лексику, в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию. Кроме того у всех обучающихся разный склад мышления.

Актуальность проблемы дифференцированного обучения в нашем техникуме очевидна, так как все обучающиеся не равны по своим возможностям и задача преподавателя обеспечить создание наиболее благоприятных условий для развития и становления личности обучающегося, развития индивидуальных способностей каждого обучающегося.

Цели дифференцированного обучения в том, чтобы организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача преподавателя увидеть индивидуальность обучающегося и сохранить ее, помочь обучающемуся поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Понятие «Дифференцированное обучение» в переводе с латинского «different» означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития обучающихся с разным уровнем способностей - для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для обучающегося (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.

Остановимся на внутригрупповой дифференциации. Так как группа комплектуется из обучающихся разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.

Я считаю, что важным аспектом в развитии личности, является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей обучающегося, создание условий для развития личности. Внутригрупповая дифференциация существует в нашем техникуме и является основным путем осуществления индивидуализации обучения, поэтому обучение обучающихся, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед преподавателем нашего техникума. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к обучению.

Обучающиеся всегда приступали, и будут приступать к изучению образовательной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают в техникум с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.

Хотелось бы конкретнее остановиться на разделении обучающихся по группам.

1-ая группаобучающиеся с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета, в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.

2-ая группа - обучающиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью преподавателя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Обучающиеся не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих обучающихся трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.

3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Обучающиеся попадают в разряд “слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за всеми. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от группы, хотя на самом деле могут учиться успешно.

Не мало важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход обучающихся из одной группы в другую, так как состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития обучающегося, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.

Традиционная система не способна в полной мере реализовать указанную цель, так как не может обеспечить воспитание таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность, способность и готовность изменяться в зависимости от потребностей самой личности и общества. Дифференцированное обучение, таким образом, может и должно представлять собой систему, позволяющую создать оптимальные условия для полноценного развития личности будущего специалиста.

Исходя из вышесказанного, необходимо определение действенных, методически-обоснованных способов дифференциации обучения иностранному языку. И здесь система дифференцированного обучения должна сыграть свою положительную роль, так как она даёт каждому студенту возможность выбирать свой неповторимый путь овладения предметом. Более того, она делает обучающихся активными участниками учебного процесса, способных брать на себя ответственность за результат своего обучения.

Особенно заметна низкая эффективность такого обучения в условиях неоднородности учебных групп, составленных из обучающихся, имеющих изначально разный уровень языковой подготовки и разные способности к овладению иноязычной компетенцией. Работа в таких группах представляет большую сложность как для преподавателя, так и для обучающихся (разный уровень мотивации, отсутствие пособий, отвечающих потребностям каждого обучающегося в группе, большие затраты времени на подготовку). Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации является организация дифференцированного обучения с учётом разноуровневости обучающихся и, соответственно, на основе разноуровневых заданий.

Представляется, что дифференцированное обучение в силу своей ориентированности на интересы, желания, возможности и способности личности должно оказывать положительное действие и способствовать повышению мотивации.

Сущность дифференцированного обучения, по моему мнению, заключается в раскрытии индивидуальности обучающегося и создании для него наиболее благоприятных условий формирования механизмов самоорганизации, саморазвития и самореализации с помощью такой системы управления учебно-воспитательным процессом, которая индивидуальными путями приведёт всех обучающихся к намеченной цели обучения дисциплине иностранный язык. Под системой управления мы понимаем некую тактику реализации учебно-воспитательного процесса, которая предполагает работу по осуществлению целеполагания, а также использование методов, приёмов и средств обучения и контроля. Иными словами, дифференцированное обучение должно способствовать удовлетворению личности учебно-воспитательным процессом путём адаптации последнего к особенностям обучающихся, их темпу продвижения, специфике памяти, мышления, а также учёту интересов и познавательных потребностей обучающихся.

На основании вышесказанного представляется возможным выделить следующие основополагающие принципы дифференцированного обучения. Принцип принятия личности – отношение к обучающемуся как к уникальной личности, которая имеет свои интересы, способности, желания и возможности. Принцип акцентирования на сильных сторонах обучающегося – научить их верить в себя и их потенциал к личностному росту. Принцип создания ситуации успеха для каждого – учёт зоны ближайшего развития каждого обучающегося. Принцип деятельностного подхода – обучение как совместная деятельность преподавателя и обучающихся, основанная на началах сотрудничества. Принцип единства учебной группы – построение учебного процесса, при котором все обучающиеся оказываются вовлеченными в деятельность в равной степени. Принцип личностно-значимых заданий и установок – управление процессом обучения иностранному языку опирается на информацию об обучающихся: их интересы, желания, возможности, цели обучения, способности к языку и прочее. Принцип разноуровневости заданий – учёт уровня языковой подготовки обучающихся.

Дифференциацию в процессе обучения иностранному языку можно рассматривать с трёх различных позиций.

  1. Дифференциация содержания. Содержания включает в себя знания, навыки, умения, которыми должен обладать обучающийся в процессе обучения. Дифференциация содержания требует предварительного тестирования обучающихся для определения их уровня обученности. Данная информация позволяет преподавателю спланировать и организовать процесс обучения в зависимости от познавательных потребностей, возможностей и интересов обучаемых. Главным при управлении процессом обучения является установление критериев к конечному результату обучения. При использовании технологии деления учебной группы на подгруппы, постоянные или подвижные, в зависимости от того или иного параметра необходимо установить требования для овладения теоретическим и практическим материалом каждой подгруппы. В качестве требований выступает объём изучаемого материала, а также те умения и навыки, которыми должны овладеть обучающийся той или иной подгруппы по окончании курса обучения. При определении результативности дифференцированного обучения критериями выступают с одной стороны успеваемость обучающихся по предмету в зависимости от поставленной ими цели, а с другой, и это самое основное – удовлетворённость личности учебно-воспитательным процессом.Проверку результативности можно определить, используя прямые (анкетирование, интервьюирование, беседы) и косвенные (наблюдение за деятельностью обучающихся в ходе учебного занятия, фиксация их познавательной деятельности, стремление обучающихся выполнять задания и прочие) методы.
  2. Дифференциация процесса обученияозначает предоставление преподавателем возможности каждому обучающемуся выбирать различные пути овладения содержанием. Осуществление выбора может осуществляться двумя способами.

Первый способ – обучающиеся выполняют различные задания в зависимости от их уровня обученности, потребностей и интересов. Здесь мы говорим о разноуровневых заданиях. Это такие задания, которые обеспечивают усвоение материала каждым обучающимся на основе его субъективного опыта, при этом обучающиеся имеют право выбора заданий одного из представленных возможных уровнейПри этом следует заметить, что обучающиеся сами осуществляют свой выбор, а, следовательно, становятся субъектами обучения и разделяют с преподавателем ответственность за процесс обучения.

Второй способ – обучающиеся выполняют задания, которые принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, упражнений, в которых есть ответы, с которыми сравниваются полученные обучающимися результаты. Примером таких заданий является создание проекта, написание рецензии, письма, изготовление буклета, газеты, написание конца истории, ранжирование предметов по значимости и необходимости, предсказывание содержания по заголовку, изображению и прочее. Основными преимуществами использования таких заданий – минимальная подготовка преподавателя и в то же время максимальная вовлечённость обучающихся различных уровней подготовки в учебный процесс; возможность каждого работать над заданием в своем темпе и возможность выбора способа выполнения задания (индивидуально, в парах, в небольших группах).

  1. Дифференциация результатов обучения у каждого преподавателя существуют варианты выполнения заданий для разных групп обучающихся, но наиболее эффективным и мотивирующим является предоставление обучающимся возможности самим выбрать продукт их учебно-познавательной деятельности.

Дифференцировать задания следует таким образом, чтобы каждый обучающийся мог проявить себя в процессе обучения.

Приведу пример одного из заданий, которое мы с одногруппниками выполняем с удовольствием.

Задание. Форма работы – парная. Нужно будет ответить на вопросы своего одногруппника и проверить друг друга насколько хорошо мы знаем друг друга.

«Сильный» обучающийся задает вопросы, «слабый» отвечает на них, при этом учится задавать вопросы, слушая своего собеседника. Затем обучающиеся меняются ролями, выигрывает тот, кто дал больше правильных ответов. В процессе выполнения обучающиеся учатся взаимопониманию, умению поддерживать друг друга, сопереживать.

Вопросы могут быть любые, в таблице приведены некоторые сочетания слов, необходимых для построения вопроса.

  1. Do you eat breakfast?
  2. Do you have a shower today?
  3. Do you go to college before 10.00?

На уроке английского языка «сильные» обучающиеся учат наизусть пословицы и поговорки с названиями животных по теме «Animals».

 

Слабые обучающиеся заполняют таблицу, при помощи подсказок и решают головоломку по теме «Animals».

  

Следующим упражнением, которое выполняют «сильные» обучающиеся является решение криптограммы по теме «Professions».

«Слабые» обучающиеся учат стихотворение на тему «Professions» наизусть.

Poem

I want to be a teacher,

And teach my children nice

To read, to write, to listen

And give them good advice.

I want to be a doctor,

To keep the children strong,

And make their parents happy,

And let them all live long.

Готовясь к урокам и продумывая домашнее задание, преподаватель может дать больше либо меньше подсказок и вариант задания без подсказок, таким образом создавая три версии одного задания. Обучающийся получает возможность выбирать посильное задание, с которым он заведомо справится, при котором его обучение станет более успешным.

Очень важны поощрения за добросовестное выполнение заданий. Обучающиеся должны быть ознакомлены с системой оценивания, спокойно выбирать задание, которое им по силам, зная, какую оценку они получат за его выполнение, а преподаватель должен корректировать соотношение «задание-ученик», не позволяя уклоняться от выполнения посильных заданий.

Заключение

В заключение подчеркнём, что дифференцированное обучение – это особое обучение, которое максимально приближено к познавательным потребностям обучающихся и их индивидуальным особенностям, так как позволяет осуществлять обучение по индивидуальному маршруту, предполагает актуализацию функций личностного выбора и делает обучающегося активным участником своей познавательной деятельности, а также обеспечивает усвоение каждым обучающимся содержания образования на том уровне, который для него доступен в данный момент. Следовательно, дифференцированное обучение отвечает требованиям современного общества, предъявляемым к процессу образования, и в частности к процессу подготовки современных специалистов.

Литература

  1. Абасов З.А. «Аллергия» к новациям: есть ли средства для «излечения»? // Директор школы. 2001. № 1. С. 33-38.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб. Питер. 2001. – 288 с.
  3. Арапов А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы.
  4. Л.С. Выготский. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с.
  5. Евдоксина Н.В. Психологические особенности изучения иностранного языка студентами технических вузов // Вестник АГТУ. 2007. № 2 (37). С. 273-279- Новосибирск: НГПУ, 2003, - 243 с.
  6. Сиротюк А.Л., Думиникэ Ю.С. Современные концепции обучения: традиционный, разноуровневый, профильный, индивидуальный, природосообразный подходы // Кафедра. 2005. С.54-63.
  7. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
  8. Осмоловская И.М. – Как организовать дифференцированное обучение/Библиотека журнала «Директор школы» - М.: Сентябрь, 2002.
  9. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – 576 с. 
  10. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*