Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаИзменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все новые требования к организации и качеству профессионального образования. Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и понимать сущность и социальную значимость выбранной профессии, ощущать потребность в достижениях и успехе, проявлять устойчивый интерес к непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть сформирована устойчивая мотивация к целенаправленной познавательной деятельности.
Мотивация (от латинского moveо - двигаю) – побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Как правило, учебная деятельность побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Существуют различные классификации учебных мотивов, в частности, деление их на "внешние" и "внутренние". Содержание внешних мотивов формируется под влиянием таких мотивирующих факторов, как "хорошая оценка", "стипендия", "одобрение родителей" и др. Внутренние мотивы преимущественно связаны с удовлетворения личностных потребностей студентов (интерес, получение морального удовлетворения от самого процесса обучения, а также понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии и др.)
Поскольку внутренняя мотивация является наиболее личностно важной и педагогически значимой, основной задачей преподавателя является такая организация учебного процесса, которая максимально способствует раскрытию именно внутреннего мотивационного потенциала студента.
Прежде всего, преподавателю необходимо знать, какие факторы затрудняют формирование положительной мотивации к процессу обучения. Их можно условно разделить на три группы:
1) низкий уровень общей подготовки, полученной в школе, несформированность мотивов учебной деятельности и прежде всего приемов самостоятельного приобретения знаний;
2) низкая степень эмоциональной комфортности межличностных отношений с коллективом или с преподавателем;
3) недостаточный уровень владения преподавателем современными интерактивными образовательными технологиями, не всегда адекватный выбор учебного материала.
Опираясь на знание вышеперечисленных факторов, психологи и педагоги рекомендуют применять следующие средства и методы формирования внутренней мотивации:
Одним из средств формирования мотивации студентов к процессу обучения является, на наш взгляд, презентация учебной дисциплины.
Что же такое "презентация"?
Термин презентация происходит от латинского «praesento» — передаю, вручаю, или английского «to present», что в переводе означает представлять что-либо. Слово пришло из сферы бизнеса и рекламы и получило широкое распространение в разных сферах деятельности, в том числе и образовании.
Чаще всего на занятиях мы используем одно из наиболее употребительных значений - «набор мультимедийных слайдов и спецэффектов (слайд-шоу), сопровождающих речь докладчика». Однако слово «презентация» имеет и более широкое значение.
«Свободный словарь терминов, понятий и определений по экономике, финансам и бизнесу» это понятие трактует так: «Презентация - информационный или рекламный инструмент, позволяющий сообщить нужную информацию об объекте презентации в удобной для слушателя форме и/или убедить его совершить определенные действия. Обычно презентация включает демонстрацию объекта и подробное описание его основных характеристик. Однако, в отличие от обзора, презентация имеет обычно позитивный характер и не акцентирует внимания на недостатках презентуемого объекта». Следовательно, изначально презентация преследует три основные цели: информировать, убедить и побудить к позитивному действию.
В словаре Т.Ф. Ефремовой толкование значения слова презентация звучит так: «Это публичное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного (книги, журнала, организации и т.п.)».
Каковы же будут условия и цели проведения презентации учебной дисциплины в образовательном процессе?
Во-первых, презентацию учебной дисциплины лучше проводить тогда, когда студенты еще не знакомы с содержанием дисциплины: это может быть непосредственно первое занятие либо внеаудиторные занятия различных форм, адресованные студентам младших курсов, еще не приступивших к изучению данной дисциплины, и призванные расширить их кругозор и мотивировать к изучению нового материала.
Во-вторых, представление дисциплины должно обеспечить понимание обучающимися основной тематики дисциплины, времени, отведенного программой на освоение знаний и практических умений, форм учебной деятельности и ожидаемого результата обучения. Кроме того, презентация дисциплины способствует уяснению места дисциплины в системе профессиональной подготовки специалистов среднего звена, осознанию межпредметных и метапредметных связей. Очень важно показать практическую значимость изучения дисциплины и наметить основные пути самостоятельной работы и дальнейшего саморазвития специалиста в данной области знаний.
Презентация предполагает живое общение с аудиторией в режиме диалога, активное взаимодействие с ней, наличие обратной связи. Следовательно, при подготовке презентации необходимо продумать вопросы для беседы, подготовить при необходимости раздаточный материал, мультимедийное сопровождение.
Наконец, не забываем о том, что не стоит перегружать обучающихся информацией («правило 18 минут»), необходимо продумать наиболее оптимальные методы и формы доведения этой информации до сведения студентов, воздействуя сразу на несколько каналов восприятия.
Покажем, как можно достичь данных целей на примере презентации дисциплины "Основы латинского языка с медицинской терминологией" для студентов медицинского колледжа.
Приходя на первое занятие по латинскому языку, студенты уже имеют какие-то отрывочные сведения об истории языка, сфере его употребления, знают некоторые крылатые фразы. С актуализации этих сведений можно и начать презентацию, организовав небольшую беседу: Почему латинский язык называют "мертвым языком"? Почему тогда он изучается в разных учебных заведениях? Какова сфера применения латинского языка? и т.д. Можно провести экспресс-тест на знание общеупотребительной фразеологии латинского происхождения: nota bene, alter ego, alma mater и др.
Как вариант вхождения в тему можно использовать такой метод, как кластер. Кластер (от англ. скопление, гроздь) – современный педагогический метод, способствующий формированию мотивации студентов к процессу обучения, развивающий вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Цель данного метода - подготовить обучающихся к восприятию новой информации.
Создав таким образом ситуацию вхождения в тему и положительный эмоциональный настрой ("Я кое-что уже знаю!"), предлагаю найти опорные слова в названии дисциплины ("Основы латинского языка с медицинской терминологией") и самостоятельно сформулировать содержание и основные задачи изучения дисциплины.
Далее следует этап конкретизации, на котором уместно использовать методы и приемы проблемного обучения (постановка проблемы в виде вопроса, создание интеллектуального затруднения). Например, вопрос "Зачем медицинским работникам обязательно заучивать латинские названия костей, мышц, внутренних органов?" иногда вызывает недоумение студентов. Тогда я предлагаю сопоставить некоторые анатомические и клинические термины с латинскими названиями и истолковать их значение (список терминов для сопоставления выводится на слайде): костальный - costa (ребро), т.е. "относящийся к ребру"; краниометрия - cranium (череп), т.е. дословно "измерение черепа" и т.д. Так студенты приходят к осознанию необходимости очень хорошо знать латинские термины для понимания языка медицины.
Затем предлагаю следующий текст - выдержку из условной истории болезни: «Пациентка А. 53 лет, поступила с абдоминальным синдромом неясной этиологии, субфебрильной температурой, дизурией.
При обследовании: лейкоцитурия, салурия, гипопротеинемия, лейкоцитоз. На рентгенограмме: правосторонний нефроптоз, пиелоэктазия. Предварительный диагноз: правосторонний нефроптоз, пиелонефрит, уролитиаз -? Назначена контрастная урография». Студентам не составляет труда найти медицинские термины, подсчитать их количество в небольшом тексте (определить процентное содержание специальной лексики). Кроме того, студенты могут найти в словах знакомые терминоэлементы латинского и греческого происхождения и попробовать «расшифровать» некоторые термины (например, рентгенограмма, пиелонефрит и др.).
Также рассматриваем образец рецепта и его латинскую часть. Таким образом устанавливаем межпредметные связи с фармакологией, клиническими дисциплинами, анатомией и физиологией. Обучающиеся еще раз приходят к выводу, без которого невозможно сознательное, мотивированное изучение дисциплины: Non est via in medicina sune lingua latina!» («Нет дороги в медицине без латинского языка!»).
Далее довожу до сведения студентов выписку из рабочей программы (требования к освоению дисциплины: общие и профессиональные компетенции, перечень знаний и практических умений), а также информацию о количестве аудиторных часов и часов для самостоятельной работы. При этом достаточно подробно оговариваем формы самостоятельной работы (на этом же занятии предлагаю студентам выбрать темы индивидуальных и групповых сообщений и проектных работ по истории языка и античной культуры и др.). Кроме того, информирую о формах промежуточного и итогового контроля, а также рекомендую основную и дополнительную литературу для аудиторных и внеаудиторных занятий, в том числе полезные Интернет-сайты.
В результате такой работы студенты получают первоначальное представление о содержании и целях дисциплины, которую им предстоит изучать, а также осознают ее важность как базы для дальнейшей учебной и практической деятельности.
Особым видом презентации учебной дисциплины являются различные формы внеаудиторной деятельности. Так, в сценарий праздника «Владеешь языком – владеешь миром», проводимого для студентов-первокурсников в рамках недели иностранных языков, мы включили интерактивный блок, посвященный латинскому языку. Цель такого мероприятия – привлечь внимание студентов к роли латинского языка в профессиональной подготовке медицинского работника и общей культуре человека. В подготовке заданий принимали участие студенты, уже изучившие дисциплину, они писали эссе, составляли кроссворды, тесты с использованием медицинской терминологии, делали презентации. Непосредственно на мероприятии проводилась работа с залом, первокурсники вспоминали пословицы и поговорки на латинском языке, отгадывали наиболее простые латинские термины. Работа вызвала интерес, что, надеемся, будет способствовать формированию положительной мотивации к изучению дисциплины.
Открытое внеаудиторное информационно-познавательное мероприятие по латинскому языку, анатомии и фармакологии «Ars longa, vita brevis» («Жизнь коротка, наука вечна») также адресовано студентам перед началом изучения данных дисциплин. Материал содержит сведения по истории, рассказывает о знаменитых ученых и важных медицинских фактах. В результате у обучающихся формируется представление о тесной взаимосвязи этих общепрофессиональных дисциплин, формируется мотивация к овладению целым комплексом специальных знаний.
Использование средств массовой информации (студенческие газеты, сайты, "боевые листки" и др.) также способствует представлению дисциплины широкой студенческой аудитории и формированию познавательного интереса. Так, после проведения практического занятия по латинскому языку и культуре речи "Латинский язык и современность" студенты писали статьи и заметки на данную тему на сайт и в газету нашего колледжа.
Таким образом, презентация учебной дисциплины, проводимая в разных формах, способствует формированию мотивации студентов к процессу обучения и служит действенным инструментом достижения целей программы подготовки специалистов среднего звена.
Литература:
1.Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной.- М., 2003.
2.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 2009.
3.Хамедова Г.Н. К проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей// Вестник ОГУ, № 2 (138).- С.280-284.
4.Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений/ Н.В.Мормужева// Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Международной научной конференции (г. Челябинск). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 160 – 163.
5.Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Коллектив авторов: под ред. Н.В.Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010.
6. https://sites.google.com/site/proektdistanthse2013/prezdiscipline
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.