Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование учебной дискуссии в образовательном процессе для юношества

27.03.2015 1985 3291
Бердникова Ирина Анатольевна
Бердникова Ирина Анатольевна, преподаватель

Исупова Юлия Сергеевна
Исупова Юлия Сергеевна, студент

Вятский колледж культуры

В наше время существует множество различных способов обучения, но, к сожалению не многие из них являются эффективными. Для более глубокого изучения материала студентами, требуется применять самые действенные и эффективные методы. Один из них - учебная дискуссия, широко известнаяв истории педагогики.

Еще во времена античности её успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Знаменитая фраза: «В спорах рождается истина», относится именно к тому периоду истории. [1, c. 161] Период глобальной реформации российского общества характеризуется новыми повышенными требованиями к учащимся. Они должны быть подготовленными к жизни в современном обществе. Сложившееся традиционное обучение ограничивается репродуктивными методами, действиями по образцу, а инновационные подходы, идеи, технологии только начинают активно интегрироваться в образовательную систему.

Дискуссионные групповые методы - это группа активных методов обучения, пришедших на смену уже сложившимся традиционным, поскольку в их основе лежит доминирующая продуктивная деятельность. Учебные дискуссии способны внести значительный вклад не только в образовательный процесс, но и раскроют интеллектуальный и творческий потенциал студентов. [4, c. 298- 299]

Многие педагоги и психологи в результате своих исследований выявили пользу учебных дискуссий, ониимеют не только обучающую функцию, но так же развивают некоторые качества личности, создают обстановку свободного воспроизведенияучащимися имеющихся знаний, а также развивают в учениках толерантность, способность прислушиваться и уважать мнение другого человека.

Но насколько учебная дискуссия актуальна для сегодняшних студентов. Для того чтобы выяснить этот вопрос было проведено исследование эффективности учебной дискуссии в сравнении с традиционной лекцией. Цель исследования: определить, какой метод обучения предпочтителен для юношества. Задачи исследования:

  1. Разработать и провести урок – лекцию по теме «Субкультуры как часть общества».
  2. Разработать и провести дискуссионный урок по теме «Субкультуры как часть общества».
  3. Провести анкетирование участников на предмет оценки их знаний после урока.
  4. Провести анализ полученных результатов и составить рекомендации для педагогов.

В исследовании приняли участие 2 учебные группы, в которую вошли студенты 2-х курсов КОГАОУ СПО «Вятский колледж культуры».

По результатам анкетирования в первой учебной группе удалось выяснить, что тема дала не достаточно новой информации. У семи из четырнадцати респондентов появилось желание узнать больше по теме урока, не все студенты смогли правильно написать основные понятия, рассмотренныев ходе лекции: субкультура и фэндом. Каждый из учащихся назвал хотя бы одно или несколько направлений субкультур, а так же несколько примеров почти в каждом из этих направлений. Ровно 50% студентов этой группы не уловили многие детали, относящиеся к идеологии субкультур, месту зарождения, и конфликтам между различными участниками молодёжных движений. Со своей стороны могу сказать, что лекция не самый лучший способ донести учебный материал до юношества, потому что это в отличие от дискуссионного урока, одностороннее общение преподавателя с учениками.

Учебная дискуссия,проведённая на второй группе респондентов по той же теме, что и лекция показала следующие результаты:каждый ученик усвоил для себя, что-то новое, например многие указали в своих анкетах, что впервые узнали, кто такие люберы. В процессе дискуссии выяснили идеологию субкультур, а так же узнали о мнении своих сверстников. Практически все студенты правильно объяснили основные понятия темы, а так же назвали все направления субкультур и огромное количество примеров, все детали связанные с местом зарожденияи конфликтами между участниками молодёжных движений были хорошо освещены в процессе обсуждения и понятны каждому. Абсолютно у всех появился интерес к данной теме и желание узнать о субкультурах гораздо больше. Так же в анкетах этойгруппы ответы былиразвёрнутыми и эмоционально окрашенными. Урок – дискуссия, на мой взгляд, эффективнее обычной лекции. Этот метод вызвал интерес у респондентов, каждый из них свободно высказывал своё мнение, за счёт чего помимо запланированного материала ребята узнали гораздо больше.

Можно сделать вывод о том, что урок-дискуссия для юношествапредпочтительнее лекции, помногим причинам:

  • Живое общение учащихся с педагогом и между собой;
  • Охватывает больше учебного материала;
  • Глубокое изучение материала, которое происходит в ходе обсуждения проблемы;
  • Развивает умение работать в группе, выслушивать мнения других людей;
  • Овладение учащимися приёмами аргументации;
  • Формирование стремления к активному выражению своей точки зрения, убеждённости в её отстаивании.

Для того чтобы спор состоялся необходимо знать, как правильно организовать дискуссию. Эффективность процесса зависит в первую очередь от ведущего, он должен учесть все факторы, влияющие на дискуссию: это осведомленность участников по теме спора и их заинтересованность в проблеме на данный момент. Так же ведущий должен быть ещё более осведомлен по теме и уметь вывести человека на разговор, если дискуссия затихает, то умение подогреть спор не будет лишним. Главное уметь слышать другого человека и уметь реагировать и ответить на заданный вопрос или подвести итог только что обсужденному вопросу.

Целью исследования было изучение эффективности использования учебной дискуссии в образовательном процессе для юношества. Изучив множество литературы, я выяснила, что многие педагоги и психологив результате своих исследований выявили пользу учебных дискуссий, ониимеют не только обучающую функцию, но так же развивают некоторые качества личности, создают обстановку свободного воспроизведенияучащимися имеющихся знаний.

Урок-дискуссия для юношества оказалсяпредпочтительнее лекции, все ученики активно участвовали в процессе спора, с помощью некоторых методов мне удалось сделать дискуссию более эффективной, ребята глубоко изучили материал, получили опыт работы в коллективе.

Список литературы

  1. Байматова,М. С. Педагогический потенциал учебной дискуссии в формировании культуры диалогического взаимодействия младшего школьника [Текст]// II Педагогический альманах. Наука и практика: Науч.-практ. журнал ПриднестровскогоНОЦ ЮО РАО. –Тирасполь: РИО ПГУ. – 2002. – № 3– 4. – С. 161–165.
  2. Востокова, Е. В. Формы обучения: категория дидактики и предметных методик [Текст]/ Е. В. Востокова // Педагогика. – 2012. – № 4. – С. 33 – 44.
  3. Краевский, В. В. Проблемы научного обоснования обучения [Текст]: методологический анализ / В. В. Краевский. М., 2007. – 264 с.
  4. Педагогика [Текст]: учеб./ Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – 309 с.
  5. Шустова, И. Ю. Групповая дискуссия в работе со старшеклассниками [Текст]/ И. Ю. Шустова // Школьные технологии. 2006. – №2. – С. 129 –



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*