Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Программа проектной деятельности в рамках предмета "Информатика и ИКТ"

26.03.2015 468 650
Бедов Александр Николаевич
Бедов Александр Николаевич, преподаватель, зав.центром НИТ, канд.пед.наук

Костромской машиностроительный техникум

Обоснование использования проектной деятельности

Ни для кого уже не секрет, что нынешние выпускники школы должны свободно владеть знаниями и навыками работы на компьютере. Но сегодня уже мало просто научить обучающихся нажимать на кнопки, надо дать четкое представление о том, где они смогут применить полученные знания и использовать выработанные навыки, только тогда они будут востребованы на современном рынке труда, только тогда получат возможность стать успешными.[9]

Следуя классикам, вспомним, что научить никого нельзя, можно только научиться. Значит, надо организовать обучение так, чтобы обучающийся сам захотел приобретать эти самые знания и навыки. Следовательно, нужно его заинтересовать, потом создать ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений ученику необходимо было бы самому добывать новые знания и приобретать умения, а затем еще и дать ему возможность наглядно продемонстрировать полученные результаты, а учителю — проконтролировать прирост знаний и умений обучающегося [5].

Реализовать все вышесказанное можно, используя в процессе обучения проектную деятельность, в которой, следуя времени, обязательно применять компьютерные технологии.

В данной работе представлено и обоснование использования проектной деятельности, раскрыта методика работы над самим проектом и его этапы. Описана технолгия разработки итогового творческого проекта обучающегося. Дается распределение часов по занятиям при реализации проектной деятельности сполучением итогового творческого проекта.

В приложениях представлены: положение о творческой работе обучающихся по курсу «Информатика и ИКТ», паспорт творческой работы, само техническое задание к проекту, возможный график работы над творческой задачей, режим контроля за консультациями, периодическая оценка руководителя работы обучающегося, предполагаемая структура проекта-презентации.

 

Методика работы над проектом

Что и как делать?

Методика проектирования предусматривает решение обучающимися задачи, требующей значительного времени для решения, системного подхода при разработке. Необходимо и знание технологии решения, умение увидеть конечный продукт и пути его создания. Проектную деятельность, в период завершения изучения курс, можно сравнить с курсовыми и дипломными работами, поэтому, приучая к выполнению творческих проектов, мы тем самым подготавливаем их к серьезной профессиональной работе.

Согласно учебно-тематическому планированию в курсе Информатики и ИКТ изучают возможности создания электронных презентаций в программе MS PowerPoint:

  • осваивают приемы работы с шаблонами оформления, разметкой слайдов;
  • выполняют вставку рисунков из коллекции Microsoft ClipArt, самостоятельно созданных объектов или найденных в Интернете, или введенных через сканер;
  • знакомятся с различными режимами показа презентаций, гиперссылками;
  • осуществляют звуковое оформление презентаций и вставку элементов анимации.

Формой контроля усвоения обучающимися программы курса выбран информационные проект создания компьютерной презентации. К достоинству этого вида контроля следует отнести возможность проверки таких качеств обучающихся, как умение подобрать материал по теме проекта из разных источников информации, многосторонний взгляд на тему доклада, анализ собранной информации, способность делать выводы, овладение приемами публичной аргументации [3].

Преподаватели различных предметов консультируют по содержанию презентаций. Для работы над проектом формируются группы по 1-2 человека различного уровня компетенции, учитывая их личные симпатии. Распределение работ в группе может быть самостоятельным или по рекомендации. Желательно, чтобы в каждой группе были обучающиеся с различными интересами («технари», дизайнеры, ораторы), чтобы можно было распределить роли в группе, максимально учитывая их способности, тем самым давая возможность каждому из них почувствовать себя успешным. В то же время каждому обучающемуся придется в своей деятельности использовать компьютер, беря на себя техническую, оформительскую или информационную часть работы, организуя поиск материала и создание конечного продукта. При необходимости в следующем проекте можно изменить состав и количество групп, перераспределить ролевые функции, чтобы дать возможность обучающимся попробовать себя в других качествах [7].

Цели и задачи проекта (по информатике) [3]:

  • контроль знаний, умений и навыков по созданию презентаций в программе PowerPoint;
  • показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека;
  • способствовать развитию творческого потенциала обучающихся;
  • продемонстрировать возможности использования и технологии работы с новыми устройствами: сканером, проектором, видеокамерой и т. д.;
  • развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации;
  • развивать коммуникационные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и четко излагать свои мысли;
  • уметь слушать и уважать мнение товарища;
  • анализировать информацию и синтезировать новые идеи

 

Разработка итогового творческого проекта [2]

Только после того как обучающийся приобрел умение работать самостоятельно, можно приступить к заключительному этапу — разработке итогового творческого проекта.

Перечень документов регламентируют работу обучающегося над творческим проектом являются:

  • Положение о творческой работе по курсу «Информатика ИКТ» (приложение 1).
  • Паспорт работы над творческой работой (приложение 2).
  • Перечень тем творческих проектов (приложение 3).
  • Оценочный лист (приложение 4).

Защита творческой работы проходит в урочное время, когда проводятся спаренные уроки. К защите обучающийся готовит доклад на 5—7 минут и материалы отчета (обязательно в письменном виде). На защите предъявляются - Паспорт работы над творческой работой и подготовленные материалы отчета, без этого обучающийся не допускается к защите, для защиты необходима отметка руководителя в дневнике о допуске к защите. Паспорт дает представление о регулярности работы над проектом. Через месяц проводится повторная защита для тех, кто по той или иной причине не сдавал или не сдал.

Таблица 1

Распределение часов по занятиям, посвященным итоговому проекту

 

Тема

Часы

Вводное занятие

Цель. Общие требования к работе. Тематика работ. Организация работы над задачей. Проектная деятельность

1

Выдвижение идей

Выдвижение идей. Выбор темы. Выбор руководителя темы и консультанта.

2

Проработка идеи

Идеальное видение проекта. Проработка содержательного плана и реализации. Ресурсы. Программные и аппаратные средства для реализации.

2

Сбор материалов

Поиск информации. Работа с первоисточниками. Отбор информации. Оцифровка информации.

2

Оформление проекта

Структурирование проекта. Оформление проекта. Организация в проекте взаимосвязанных блоков.

6

Подготовка к защите

Форма проведения защиты. Материалы, которые нужно готовить к защите. Основные вопросы, задаваемые на защите. Правила подготовки доклада и выступления.

2

Предварительная защита

В виде предварительной защиты и собеседования (определение полноты постановки задач, выбранной темы, понимания учащимся)

2

Защита

Публичное представление своего проекта. Ответы на вопросы.

2

Итоги зачета

Подведение итогов проведения зачета.

1

 

ВСЕГО

20

 

Этапы работы над проектом

В процессе выполнения заданий проекта можно выделить несколько этапов, которые во многом сходны с этапами решения задач на ЭВМ, т. е. с технологией выполнения работ на производстве.

Этап I (предварительный). Регистрация [6]

На этом этапе проводится важная педагогическая работа: подбор групп, выбор тем, ставится итоговая задача. При этом соблюдаются главные педагогические принципы: учесть интересы обучающихся, подобрать каждому посильную задачу, способствующую развитию и становлению личности. Необходимо создать проект, пригодный для дальнейшего использования в качестве методического пособия или дидактического сборника. Завершением проекта будет занятие-конференция с защитой представленных проектов. Каждая группа создает проектную папку (портфолио проекта), в которую будет складывать все информационные материалы, паспорт проекта, график сдачи работ, промежуточные отчеты, эскизы, наброски, т. е. все рабочие материалы группы. На этом этапе необходимо показать ход работы над проектом, четко организовать работу группы. На защите проектная папка сдается комиссии.

Этап П. Осмысление [9]

Группа, получившая задание, уточняет задачу, обсуждает пути решения, уточняет требования к конечному продукту, консультируется с преподавателями, распределяет ролевые функции между участниками группы, определяет нагрузку каждого участника группы, разрабатывает структуру проектной работы. Планируются этапы работы, определяются сроки и виды промежуточного и итогового контроля.

Каждой группе выдается бланк - документ паспорта проекта, который разработан для облегчения планирования в ходе работы над первым проектом. В последующих проектах эта форма несколько видоизменяется, отражая структуру конечного продукта. Паспорт проекта становится первым документом в проектной папке, причем он является рабочим документом, который заполняется 2 раза (min): при планировании (начальный вариант) и ближе к концу работы (то, что реализовано). Хочу отметить целесообразность разработки критериев оценки проекта именно при планировании. Это дает возможность обучающимся учитывать выдвигаемые требования при работе над проектом, причем критерии необходимо обсудить с обучающимися, учесть их предложения, дополнения. Обсуждается и заполняется график работы, который может уточняться и корректироваться. Когда понятны цель и содержание задачи, определено название проекта, то каждый понимает важность, реальность, актуальность предстоящей работы, свою роль, конкретные действия, которые надо предпринять для реализации проекта, какие информационные источники, технологии и устройства необходимы.

Этап III. Работа над проектом [3]

На этом этапе основными формами деятельности являются подбор материала и создание презентации на уровне макета. Обучающиеся углубляют свои знания, ищут новые источники информации: книги, учебники, энциклопедии, тематические компьютерные диски, используют Internet; одновременно приобретают навыки в использовании компьютерных технологий, осваивают приемы работы со сканером, принтером, проектором, фото- и видеокамерами. Они используют все знания, которые они получили на занятиях. Все свои материалы обучающиеся складывают в проектную папку. Преподаватель-консультант консультирует их по мере необходимости, контролирует степень сложности задачи для каждого, рекомендует литературу для самостоятельных занятий, направляет самостоятельную работу обучающихся, отслеживает наполняемость портфолио каждой группы.

Эффективным контролирующим мероприятием в середине этапа III становится предварительная защита. Члены группы рассказывают о задаче, проделанной работе, демонстрируют текущее состояние презентации. При необходимости преподаватель может предложить обучающимся пересмотреть некоторые положения и принципы выполнения работы. Предварительная защита выявляет и тех, кто по той или иной причине отстает от примерного поэтапного графика. Своевременное вмешательство позволяет выправить положение. При положительной предварительной защите укрепляется уверенность в реальности получения хорошего результата, появляется дополнительная мотивация, ощущение собственной успешности.

Как уже было сказано, в работе над проектом особое значение имеет практическая направленность результата. Это стимулирует обучающихся добиваться надежности работы, стильности оформления, лаконичности и точности подачи материала. С удивительным упорством ребята преодолевают трудности, помогая и подбадривая друг друга, что свидетельствует о социальном и профессиональном взрослении. Накапливаемый в процессе работы опыт открывает новые горизонты практического применения возможностей компьютера, полученные реальные результаты позволяют обучающемуся осознать свою компетентность[6].

Этап IV. Защита проекта [9]

Подготовка к защите заключается в составлении устного доклада в соответствии с созданной компьютерной презентацией, синхронизации по времени, отработке анимационных эффектов, проверке работы гиперссылок, видового и звукового рядов, распределении ролей и функций каждого участника группы на защите. Преподаватель проводит общий инструктаж по проведению защиты, просматривают проект и подготавливают участников группы к докладу, даёт рекомендации. Выполняется комплексная проверка знаний и умений, полученных обучающимися.

Защита проектов происходит в виде конференции. Приглашение слушателей преследует две цели: образовательную (повышение мотивации к овладению компьютерными технологиями) и воспитательную (использование предметных терминов, правил ведения дискуссии). На защиту каждой группе отводится 5 -- 7 минут, за которые обучающиеся группы, поделив заранее между собой части сообщения, должны рассказать о проделанной работе по всем этапам.

С вопросами к докладчику могут обращаться члены комиссии, преподаватели, обучающиеся. Комиссия должна получить полное представление о вкладе в проект каждого члена группы, глубине изучения и степени овладения участников инструментами и технологиями. Оценка выставляется коллективом преподавателей, учитывая содержание и правильность построения доклада, умение отвечать на дополнительные вопросы, грамотность речи, владение терминами, эмоциональность выступления.

Немалую роль в оценке работы группы имеет проектная папка, которую комиссия внимательно просматривает. Приглашенным предлагаются бланки с критериями, которые они могут заполнить в качестве совещательного голоса при оценивании результатов работы группы и урока-защиты в целом.

Проведение публичной защиты требует от преподавателя очень четкой и корректной работы. Важно, особенно на первой защите, помочь обучающемуся преодолеть психологический барьер публичного выступления, а в процессе выступлений поддерживать доброжелательную комфортно-деловую атмосферу в классе, сохранять дисциплину. При оглашении оценок необходимо отметить яркие и интересные моменты работы, увидеть и показать положительную динамику у каждого проектанта, а на замеченные недостатки указать мягко и тактично.

Этап V. Анализ проектной работы [6]

Этот этап является самым важным, так как позволяет подвести итоги, обсудить вместе с детьми сильные и слабые стороны каждой работы, что хотелось, что удалось, а что осталось нереализованным, что помешало исполнению планов, объективные и субъективные причины, что надо учесть в следующих проектах, предложения и пожелания, положительное или отрицательное отношение к проекту, планы на будущее,

Внешний результат выполненного проекта определяется умениями и навыками, продемонстрированными обучающимися во время работы и защиты, качеством созданных ими программных продуктов. А как увидеть, взвесить и оценить внутренний результат, тот опыт деятельности, который стал бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения, компетентности и ценности?!

 

Заключение

Проектную деятельность обучающегося можно назвать методом обучения. Он может применяться на занятиях по любому предмету и во внеклассной работе, при этом у обучающихся формируются различные умения и навыки, поэтому разработка творческого проекта — эффективный метод.

Проектная деятельность является содержательной частью обучения. Проектирование уже может быть отдельным предметом, так как самые современные профессии (дизайн, PR, инженеринг, маркетинг, технология) основаны на проектировании.

Проект — это форма организации учебного процесса и итоговой аттестации. Проектная деятельность в сочетании с традиционной классно-урочной системой позволяет органично соединить ценностно-смысловые основы российского образования и процесс деятельной социализации.

 

Список литературы

  1. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. М.:5за знания, 2006
  2. Давыдова Елена Владимировна. Творческий проект одна из форм итоговой аттестации - страница URl: http://coolreferat.com/
  3. Зайцева Л.А., Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся - URl: http://podelise.ru/docs/66305/index-4255-1.html?page=4. с. 4
  4. Макарова Н.В., Николайчук Г.С, Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень) М.:Питер Пресс, 2008 г.
  5. Особенности применения метода построения объектно-ориентированных моделей знаний Доклад Материалы XIXМеждународной конференции  Применение новых технологий в образовании  26 – 27 июня 2008 г. URl: http://www.bytic.ru/cue/2008/conf08p1.htm.
  6. Организация проектной деятельности школьников при обучении информатике на примере создания сайтов URl: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635a2bc68b5d53a89521306d36_0.html.
  7. Петухова Инна Юрьевна,Трошкина Галина Петровна, Урок-проект "Обобщение и систематизация знаний по темам "Создание презентаций в среде PowerPoint" и "Природные зоны России": Статьи Фестиваля «Открытый урок» URl: http://festival.1september.ru/articles/504998/.
  8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М.:Академия, 2005
  9. Пояснительная записка Кружок «Проектная деятельность» URl: http://lib2.podelise.ru/docs/55411/index-6596.html.
  10. Уварова В.М., Л.А.Силакова, Н.Е.Красникова «Практикум по основам информатики и вычислительной техники» М.:Академия, 2005 г.
  11. Хандадашева Л.Н. Истомина И.Г. «Информатика. Техническая графика» М.:МарТ, 2005
  12. Хандадашева Л.Н. Истомина И.Г. «Программное обеспечение. Вычислительные сети» М.:МарТ, 2005 г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*