Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическое сопровождение деятельности преподавателей СПО

25.03.2015 699 1032
Нартова Ирина Анатольевна
Нартова Ирина Анатольевна, преподаватель

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Востребованность нового типа педагогического взаимодействия и актуальность новых ролей преподавателя – это один из вызовов профессиональному образованию. Однако готовы ли к нему педагоги, работающие в учреждениях профессионального образования? Что необходимо изменить в структуре их подготовки и переподготовки? Как  сделать методическое сопровождение деятельности преподавателей более адресным, учитывающим индивидуальные профессиональные маршруты?

Поиск ответов на эти и ряд других не менее важных вопросов дал импульс для нового подхода к организации повышения квалификации педагогов.

Нами было проведено исследование состояния кадровых ресурсов колледжа, основанное, в первую очередь, на самооценке и самоотношении педагогов, на анализе их понимания собственной профессиональной позиции и перспектив развития в профессии (анкета прилагается). В анкетировании приняли участие 53 человека. Результаты достаточно красноречивы и отражают объективную картину, сложившуюся на сегодня, вскрывают болевые точки преподавательского корпуса.

Далеко не на все вопросы ответили все участники опроса, что тоже дает основание делать определенные выводы. Так, например, выбрали пункт ответа «да» на утверждение «У меня достаточно учебно-методических материалов, отвечающих требованиям ФГОС» 22 человека, «не в полной мере» – 31. На вопрос, в какой информации нуждаетесь самым популярным ответом был «проведение тренингов с использованием разных техник» - 17, «о разработке методических пособий по новым программам ФГОС» - 14, «законодательная база»  –  10; требования современного производства  – 10; «методологическая культура» – 2. На вопрос, используете ли вы в работе самостоятельно вами разработанные материалы, ответили «да» – 25 преподавателей, в качестве примеров приводились тесты, экзаменационные билеты, презентации, рекомендации к практическим и лабораторным занятиям, раздаточный материал, карточки. Только единицы отметили рабочие программы по профессиональным модулям и междисциплинарным курсам, учебно-методические комплексы, учебные пособия по отдельным дисциплинам.

Свои трудности наши преподаватели и мастера чаще всего не связывают с уровнем своей методической подготовки, причины видятся внешние. На вопрос, что можно улучшить в организации образовательного процесса, были получены следующие ответы:

- материально-техническая база – 41

- финансирование – 30

- методическое обеспечение – 9

- образовательные технологии – 9.

Но уровень методической подготовленности педагогических кадров в условиях внедрения новых образовательных стандартов явно недостаточен, хотя абсолютное большинство указало, что последнее повышение квалификации было связано с профилем преподаваемой дисциплины или профессионального модуля (40 человек), с педагогической, методической деятельностью (15 человек).

Вероятно, стоит задуматься и о качестве курсов повышения квалификации, требованиях к итоговой аттестации по ним. Крайне мало количество ответов о других направлениях повышения квалификации: вопросы методологии профессионального образования,  нормативно-правовое обеспечение, информационные технологии. Очевидно, эти достаточно важные и необходимые направления повышения квалификации находятся вне поля зрения как самих педагогических кадров, так и администрации образовательных организаций, органов управления образования и методических служб.

Показательно сравнение количества ответов о предпочтительных формах работы со студентами и прохождения курсов повышения квалификации:

 

Предпочтительные формы работы со студентами

Предпочтительные формы работы при повышении квалификации

Фронтальная

40

16

В группах

35

39

Индивидуальные консультации

23

23

Проектная работа

15

27

Дистантная

9

35


Информацию о достижениях студентов большинство опрошенных  предпочитают предоставлять через оценки, хотя немало  отвечавших назвало и индивидуальные консультации.

Ответы на вопросы анкеты дают возможность нарисовать образы студента и преподавателя глазами наших педагогов.
Студент должен быть творческим, активным, целеустремленным, мотивирвоанным на обучение и профессиональную деятельность, дисциплинированным, ответственным, трудолюбивым, старательным, воспитанным и вежливым, коммуникабельным, имеющим достаточную подготовку по общеобразовательным предметам.

Большинство этих качеств составляют общие компетенции, указанные  во ФГОС СПО, т.е. являются результатами обучения. Возникает вопрос, что же делать, если студенты не таковы (а так оно на самом деле и есть).

Каким должен быть преподаватель, мастер производственного обучения, чтобы добиться заявленных результатов? Образ преподавателя в ответах на вопросы анкеты связан, в основном, со знаниевой составляющей – преподаватель должен обладать знанием предмета; информационных технологий; возрастной психологии. Ответы, связанные с самообразованием, самосовершенствованием встречаются очень редко. Среди профессионально значимых качеств названы: эрудиция, творческий подход к работе, умение заинтересовать, создать ситуацию успеха, но при этом строгость и требовательность в сочетании с доброжелательностью и толерантностью, мастерство, профессионализм, компетентность.

Важно теперь понять, каковы показатели наличия этих качеств в современных условиях. Настораживают ответы о необходимости таких качеств как стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость, выдержка, терпение. Далеко не за все в ответе современный педагог, ему тоже нужна поддержка и помощь. Проблема профессионального выгорания, психологической помощи стоит очень остро.

Обработка результатов анкетирования позволила определить основные трудности преподавателей, дефициты в их профессиональном развитии, потребности в повышении квалификации, оптимальные формы и методы ее проведения.

Коррекция сложившейся ситуации связана с пересмотром подходов к повышению педагогической квалификации преподавателей, в том числе и с учетом актуальности привлечения к преподаванию успешных профессионалов-практиков. Они принесут в образовательный процесс свой ценный практический опыт, актуальное знание бизнес-процессов, однако успех их работы будет зависеть и от степени их методической подготовленности.

Систему повышения квалификации преподавателя в современных условиях целесообразно выстраивать с опорой на следующие идеи:

  • преподавателям и мастерам производственного обучения нужен не педагогический «ликбез» с изложением информации по классическим учебникам педагогики и психологии. Главной в отборе и структурировании содержания подготовки должна стать ориентация на конкретный результат, на конкретные виды педагогической деятельности, ее функции, на решаемые преподавателем задачи личностно-профессионального развития и подготовки будущего специалиста;
  • система повышения педагогической квалификации должна соответствовать принципам модульности и адресности, предоставлять возможности построения индивидуальной образовательной траектории в соответствии с диагностикой «дефицитов» профессионально-педагогических компетенций, часто встречающихся затруднений.

Непрерывность профессионального образования преподавателей является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегрированным элементом его  жизнедеятельности и условием постоянного развития. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживаются и поощряются индивидуально-творческие профессиональные поиски.

Список используемой литературы:

  1. 2. Абросимов В.Н. Профессиональные качества преподавателя //Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. № 6.
  2. Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. – М., 2013.
  3. Корнеев Ю.В. Пути совершенствования профессиональной компетентности педагогов техникума // Монография. – Томск: STT, 2008.
  4. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001.
  5. Мамутова Л.Д. Проектирование инновационной деятельности педагога как предмет повышения его квалификации: Дис. . канд. пед. наук. Новгород, 2008.
  6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.

Приложение 1

Анкета

Исследование состояния кадровых ресурсов  ГБОУ СПО « Региональный многопрофильный коллеж» г. Ставрополь

1. У меня достаточно учебно-методических материалов, отвечающих требованиям ФГОС:

-Да

-Не в полной мере

-Нет

2. В какой информации вы нуждаетесь:

-о разработке методических пособий, рекомендаций  по новым программам ФГОС;

- законодательная база;

-требования современного производства;

-проведение тренингов с использованием разных техник;

-методологическая культура;

-другое.

3. Используете ли вы в работе самостоятельно вами разработанные материалы?

- да (казать  что: тесты, экзаменационные билеты, вопросники, презентации, рекомендации к практическим и лабораторным занятиям, раздаточный материал, карточки, рабочие программы по профессиональным модулям и междисциплинарным курсам, учебно-методические комплексы, учебные пособия по отдельным дисциплинам и др.).

- нет

4. В чем вы испытываете трудности?

5. Что можно улучшить в организации образовательного процесса?

- материально-техническую базу;

- финансирование;

- методическое обеспечение;

- образовательные технологии;

- другое (указать).

6. Достаточен ли, на ваш взгляд, уровень Вашей методической подготовленности в условиях внедрения новых образовательных стандартов?

7. Когда Вы проходили последнее повышение квалификации и с чем оно было связано:

-  с профилем преподаваемой дисциплины или профессионального модуля;

- с педагогической деятельностью;

- с  методической деятельностью.

8. Как вы оцениваете качество курсов повышения квалификации, требованиях к итоговой аттестации по ним?

9. Предпочтительные формы работы

 

со студентами

при повышении квалификации

Фронтальная

40

16

В группах

35

39

Индивидуальные консультации

23

23

Проектная работа

15

27

Дистантная

9

35

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*