Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие инициативной речи студентов на материале домашнего чтения

28.11.2011 210 1539
Петрищева Г.В., заведующая отделением «Иностранных языков и физической культуры»

Мезенский педагогический колледж
Практические, образовательные и воспитательные цели курса иностранного языка реализуются особенно успешно в процессе обучения чтению. Будучи мыслительной деятельностью, чтение способствует развитию образного и логического мышления у студентов. Существенную роль при этом играет не только содержание текстов, но и сам процесс чтения на иностранном языке, который создаёт предпосылки для интенсивной работы мышления.

Немаловажное значение с образовательной и воспитательной точки зрения имеют и приобретаемые студентами навыки самостоятельной работы с текстом (книгой).


В силу своей специфики домашнее чтение представляет собой синтез разных видов чтения (изучающего, ознакомительного, просмотрового, поискового).


Уроки домашнего чтения имеют большое значение в овладении иностранным языком как средством общения. Ведь именно эти уроки способствуют лучшему усвоению языкового и речевого материала студентами, расширяют их знания в области изучаемого языка; формируют самостоятельность мышления; развивают логику, интеллект, познавательный интерес; формируют у студентов художественный вкус. Они учатся анализировать и обобщать, аргументировать и контраргументировать, поддерживать разговор, выражая свои мысли быстро и свободно, брать инициативу в разговоре на себя.


Домашнее чтение даёт возможность значительно обогатить устно-речевую коммуникацию студентов, построенную на заданности содержания, сделать её более естественной и мотивированной. Ведь беседы по прочитанным книгам составляют важную часть общения людей между собой. У студентов формируется способность к коммуникативному партнёрству, которая проявляется в отсутствии проблем в понимании вопросов, в способности вести беседу в правильной и интересной форме, давая как фактическую информацию, так и свои комментарии по проблеме. Они также должны владеть техникой ведения беседы, умением спонтанно реагировать на перемену речевого партнёра.


Уроки домашнего чтения представляют собой работу с художественным текстом. Этот вид текста обладает высокими потенциальными возможностями для повышения уровня владения студентами иностранным языком в целом.


Усвоение идейно-художественного содержания произведения, его подтекста требует более высокого уровня мыслительной и речевой активности. Поэтому задания на этом этапе должны способствовать усвоению студентами:

-   содержания художественного образа (характеристика героя с опорой на
высказывания о нём других персонажей, на его собственные высказывания и поступки, формулировка идеи, которую автор проводит с помощью
данного героя и так далее);

-  характера главного конфликта произведения (выявление главного конфликта и группировка героев по отношению к нему, характеристика причины возникновения конфликта, его развития, кульминации, разрешения);


Стимулируя мыслительную активность студентов, задания этого плана одновременно способствуют изучению словаря художественного произведения (цитирование и комментирование предложений,словосочетаний, нахождение отдельных слов).


Поскольку основной задачей уроков домашнего чтения является задача научить студентов обсуждать прочитанное, все виды устно-речевого отражения прочитанного (передача содержания, характеристика действующих лиц и так далее) при всей своей специфичности должны быть направлены на формирование главного умения - обсуждения.


Умение обсуждать прочитанное основывается на гибком использовании элементов рассуждения в сочетании с повествовательными и описательными элементами. Рассуждение является наиболее личностно мотивируемой формой общения, предполагающей определённую речемыслительную работу. Главная цель рассуждения в обсуждении художественного произведения - дать обоснование действиям, поступкам героев, их причинно-следственной связи, согласиться с тезисом, выводом или обоснованно опровергнуть его. Следовательно, рассуждение обусловлено формированием умения аргументировать сказанное. Строить обсуждение нужно так, чтобы формирование одного умения обеспечивало формирование другого, более сложного. При этом с каждым этапом обучения само умение обсуждения усложнялось бы и приобретало новые количественные и качественные характеристики.


Коммуникативная функция обсуждения предполагает не столько изложение текста или событий, действий, мыслей автора, сколько выражение субъективного положительного или отрицательного отношения говорящего к этому. Поэтому пересказ (краткий или подробный) не может быть самоцелью. В реальной действительности имеет место передача друг другу содержания прочитанного, но такого, которое неизвестно собеседнику. В условиях урока домашнего чтения, когда все студенты читают одно и то же произведение, передача содержания книги (рассказа, отрывка) превращает общение в некое искусственное занятие. К тому же анализ реальной речевой практики показывает, что в чистом виде повествование, то есть устный рассказ о ряде последовательных действий, событий редко встречается; как правило, он сочетается с такими, как описание и рассуждение. Говорящий не просто повествует, а высказывает своё отношение, оценивает, сопоставляет, в чём-то убеждает. Чтобы студенты могли использовать те или иные фрагменты текста для своего высказывания, у них нужно развивать умение более гибкого оперирования текстовым материалом, правильного комбинирования и перекомбинирования отдельных языковых единиц, словосочетаний и предложений. Этому способствуют специальные упражнения, направленные на обучение приёмам смыслового свёртывания и расширения текста (сокращение и расширение предложения, перефраз, синонимичные замены). Итак, элементы повествования, включённые в цепь аргументов, являются составной частью рассуждения. Повествование несводится в этом случае к репродукции текста, а подчинено рассуждению, которое предполагает отбор фактов и фрагментов содержания, передачу их в сокращённом виде, группирование и перегруппирование фраз текста. Элементы повествования служат средством образования новых речевых связей, неподготовленной речи на облегчённом уровне, так как содержание в целом задано.


В восприятии художественного произведения участвует не только мышление, но и воображение - то есть способность отвлечься от конкретной ситуации, изменить её творчески, так как в опоре на фактацию легче пробудить умственную и речемыслительную инициативу студентов. Обсуждение художественного произведения также предполагает соотнесение этого произведения с личным опытом читающего в самом широком смысле этого слова - во-первых,со своим жизненным опытом, морально-этическими установками, а во -вторых, с ранее прочитанными книгами, близкими по жанру, или с другими видами искусства. Говоря о поступках героя, студенты невольно сравнивают себя с ним, устанавливая сходство и различие в своих и его действиях и переживаниях.


Заключительный этап работы над художественным произведением - его
оценка. Этот этап характеризуется самым высоким уровнем мыслительной и
речевой активности студентов. Он может иметь место и после изучения каждого конкретного отрывка, но абсолютно необходим после изучения произведения в целом. Оценивая художественные произведения, студенты должны уметь:

- охарактеризовать его, опираясь на известный библиографический материал (реакция читателей, оценка критиков);

- определить, насколько актуальным было произведение во время его появления;

- установить, что из изученного произведения представляется актуальным и сейчас;

- определить интеллектуальное и эмоциональное воздействие, оказываемое произведением на читателя;

- выразить своё личное отношение к прочитанному.


Подобные задания способствуют мобилизации хранящейся в долговременной памяти студентов оценочной и эмоционально-экспрессивной лексики, которая позволяет им адекватно выразить свои мысли по поводу произведения. Эффективность уроков домашнего чтения повышается использованием на завершающем этапе работы над художественным произведением ролевых игр.


Именно в них наиболее полно раскрываются творческие способности студентов.


Выбор художественного произведения для домашнего чтения имеет немаловажное значение, так как правильность выбора непосредственно связана с успешным совместным общением преподавателя и студентов (учащихся) при обсуждении прочитанного. Книга для домашнего чтения должна соответствовать возрастным особенностям обучающихся, их интересам, а также представлять интерес своими лингвистическими достоинствами, сохранять естественность современного разговорного английского языка. По степени трудности она должна относиться к определённому уровню подготовленности студентов. Так для студентов младших курсов мы можем предложить книги, снабжённые комментариями, алфавитным словарём, списком собственных имён и географических названий, системой упражнений и занимательных заданий, которые содержатся в специально выпускаемых к книгам «Рабочих тетрадях» (например, SirArthurConan-Doyle "TheHoundofTheBaskervilles"). Студенты старших курсов читают неадаптированную литературу, отвечающую тем же требованиям, что были перечислены выше. Также берётся во внимание наличие в текстах лексических единиц тем для устной речи программы по английскому языку. Читая роман С. Моэма «Театр», студенты 4 курса составляют списки лексических единиц по темам: «Внешность», «Черты характера», «Дом», «Театр».


Учёт личностных запросов каждого студента (учащегося) есть важный компонент современного подхода к обучающимся, а для этого нужно данные запросы выявить. Поэтому выявление мнений, интересов и пожеланий студентов обязательно учитывается при подборе художественного произведения.


Стремясь создать атмосферу общения на занятии, можно начать его с непринуждённой беседы, подобной той, какую можно услышать между несколькими приятелями, встретившимися на улице или в гостях. Такая беседа перерастает в задания урока, студенты вовлекаются в общение. Так урок презентации книги для чтения я начала с представления известной всем цитаты из романа «Театр»: "Alltheworld'sastage, andallthemenandwomenmerelyplayers" /«Весь мир - театр, и люди в нём - актёры» /После комментирования и обмена мнениями студенты уже подошли сами к определению основной идеи книги, которая предназначалась для домашнего чтения и которая вызвала интерес уже у большинства студентов. Тем более, что имя автора, С. Моэма, им хорошо известно. И этот же урок дал возможность поговорить о творчестве этого писателя.


Как уже говорилось, в основе работы на уроках домашнего чтения лежит обсуждение прочитанного, решение разных проблемных вопросов. Чтобы справиться с такими задачами, студентам требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом определённых интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений. Это умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из названных умений являются задачами обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят прежде всего умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях; умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям относятся прежде всего умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.

Поэтому на занятиях по домашнему чтению необходимо вести работу, направленную на формирование всех вышеперечисленных умений через упражнения и речевые задания, предлагаемые студентам, которые строятся на взаимодействии и сотрудничестве студентов и преподавателя, на принципе личностно ориентированной самостоятельной работы студентов.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*