Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация учебно-исследовательской работы в колледже (из опыта учебно-исследовательской работы, встроенной в учебный процесс, государственного профессионального образовательного учреждения «Ухтинский медицинский колледж»)

24.03.2015 2051 3584
Иевлева Ольга Дмитриевна
Иевлева Ольга Дмитриевна, преподаватель

Ухтинский медицинский колледж

Где господствует дух науки,

там творится великое и малыми средствами.

Н.И. Пирогов

Основной задачей коллектива преподавателей Ухтинского медицинского колледжа (УМК) является подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту.

Чтобы подготовить такого специалиста важно в ходе усвоения знаний поэтапно, в меру индивидуальных особенностей студента, развивать его творческие возможности. Одним из средств достижения этой цели является исследовательская работа студентов.

Существует и применяется два основных вида исследовательской работы студентов. Первый вид – это учебно-исследовательская работа студентов (УИРС), предусмотренная действующими учебными планами. Второй вид – это научно-исследовательская работа, т.е. работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.

В Ухтинском медицинском колледже УИРС встроена в учебный процесс, является обязательной организационной формой обучения студентов «Сестринское дело» и «Лечебное дело» и представляет собой систему учебно-воспитательных мероприятий, проводимых со студентами с первого до последнего курсов.

Базовой дисциплиной, обеспечивающей формирование исследовательских умений и навыков студентов, является учебная дисциплина «Основы научно-исследовательской деятельности».

В учебном процессе колледжа широко используются различные виды УИРС. Основными видами, выполняемыми в рамках освоения профессиональной и образовательной программы, являются:

  • работа с научной литературой,
  • подготовка устного и/или письменного сообщения, доклада, эссе,
  • написание рефератов по темам учебных дисциплин,
  • поиск и систематизация информации с использованием различных справочных изданий, электронных ресурсов и др.,
  • выполнение эксперимента,
  • наблюдение и анализ результатов УИРС,
  • выполнение учебных заданий, требующих применения усвоенных знаний в решении практических задач,
  • участие в предметной олимпиаде, в конкурсе по специальности,
  • написание курсовых и выпускных квалификационных работ с элементами научного поиска.

УИРС является обязательной составной частью процесса обучения по каждой из учебных дисциплин в УМК, включенных в образовательную программу. Преподаватели на занятиях объясняют студентам где, в каких источниках и как получить нужную информацию, как работать с журналами и книгами, как правильно составить список использованной литературы, обучают основам статистической обработки данных и математической обработки результатов, навыкам работы в глобальной информационной сети ИНТЕРНЕТ. Студенты выполняют УИРС в отведённое расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке под руководством преподавателя. Задание по УИРС формулируется так, чтобы оно имело исследовательский характер. В задании должна быть отражена поэтапно вся работа, необходимая для решения поставленной задачи.

Элементы исследовательской деятельности для студентов колледжа вводятся постепенно через различные виды самостоятельной работы. Задания исследовательской направленности предусмотрены в содержании учебных курсов и отражены в программах учебных дисциплин в разделе «Организация самостоятельной работы студентов». Так, например, на занятиях по профессиональному модулю МДК02.01 « Сестринская помощь при нарушениях здоровья». Раздел: «Сестринская помощь при нарушениях здоровья в педиатрии» в зависимости от изучаемой темы студентам предлагаются следующие задания:

  • подготовить сообщение по темам: «Врожденные пороки развития», «Гипотиреоз», «Фенилкетонурия», «Адреногенитальный синдром», «Влияние алкоголизма, наркомании, экологических факторов на частоту рождения детей с ВПС», «Средства, применяемые при кашле» и т.д.;
  • выполнить творческую работу на выбор: составить глоссарий, кроссворд, блок-схему, текст беседы, памятку для родителей: «Профилактика гнойно – септических заболеваний у новорожденных», «Уход за новорожденным ребенком дома», «Профилактика гипотрофии», «Профилактика железодефицитной анемии», «Профилактика гельминтозов», «Особенности ухода за ребенком с гемофилией», «Профилактика ОРВИ», «Мероприятия по снижению заболеваемости органов дыхания у детей» и т.д.:
  • составить дифференциально – диагностическую таблицу «Геморрагические диатезы», «Гипогликемические и гипергликемические комы», «Инфекционные экзантемы» и т.д.;
  • составить план оздоровительных мероприятий для часто и длительно болеющих детей и т.д.

Эта форма работы приобщает студентов к научному поиску, требует самостоятельной работы с литературой, повышает качество знаний, способствует формированию первых навыков исследовательской работы, формированию творческого мышления, развитию эрудиции, кругозора и дальнейшему профессиональному совершенствованию.

Во время прохождения учебной и производственной практики студенты закрепляют теоретические знания, овладевают навыками, манипуляциями, передовыми методиками труда медицинской сестры, фельдшера. Совместно с преподавателями они составляют подробный план проведения исследований, уточняют методики, знакомятся с литературой. Тематика исследований зависит от курса и профиля дисциплин.

 Учебный процесс в колледже организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу. Сначала студенты пишут работы реферативного характера по темам практических занятий и знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими дисциплинах. Далее на заключительном этапе изучения учебной дисциплины они выполняют курсовые работы. В течение всего периода обучения предусмотрено выполнение одной курсовой работы на отделении «Сестринское дело» (на третьем курсе) и двух курсовых работ на отделении «Лечебное дело» (на втором и третьем курсах). На выпускном курсе выполняется Выпускная квалификационная работа (ВКР). ВКР может являться продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовой работы. Выполнение данных работ предусмотрено Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования как обязательный вид аттестации студентов.

Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ ежегодно разрабатывается преподавателями колледжа, рассматривается и принимается соответствующими предметно-цикловыми комиссиями и методическим советом колледжа. Студентам предоставляется право выбора конкретной темы из предлагаемого списка в соответствии с их научными интересами. Кроме того, они могут сами предложить тему при условии обоснования целесообразности ее разработки.

Так, например, для выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ по профессиональному модулю МДК02.01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья». Раздел: «Сестринская помощь при нарушениях здоровья в педиатрии» студентам предлагаются следующие темы:

  • «Факторы, влияющие на заболеваемость рахитом у детей раннего возраста»;
  • «Факторы, влияющие на заболеваемость ОРВИ у детей раннего возраста»;
  • «Репродуктивные и соматические заболевания девочек - подростков»;
  • «Роль медсестры в реабилитации недоношенного ребенка на педиатрическом участке»;
  • «Роль медсестры в профилактике ветряной оспы у детей»;
  • «Роль медсестры в профилактике заболеваний верхних дыхательных путей у детей раннего возраста»;
  • «Роль медсестры в профилактике железодефицитной анемии»;
  • «Анализ состояния здоровья детского населения г. Ухты по результатам профосмотров»;
  • «Значение анатомо-физиологических особенностей детского организма при организации ухода за детьми. Особенности ухода за детьми грудного возраста» и т.д.

В процессе работы над курсовыми и дипломными работами студенты проявляют большую заинтересованность и приобретают умения излагать свои мысли, делать выводы, выступать перед аудиторией. Выполнение этих работ способствует усилению интереса к выбранной профессии, расширению кругозора студентов, адаптации их к будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, организация УИРС в колледже помогает решить целый комплекс учебных и воспитательных педагогических задач: формирование у студентов ключевых и профессиональных компетенций, воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала, формирование коммуникативной компетенции, чувство ответственности и самостоятельности.

Список использованных источников

  1. Иванова Ж. Г. Организация исследовательской работы студентов [Текст] / Ж. Г. Иванова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.).  — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 224-226.
  2. Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Сост. М.Е.Волчанский, А.В.Петров; ВолГМУ. – Волгоград, 2004. – 12с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*