Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация учебно-исследовательской работы в колледже (из опыта учебно-исследовательской работы, встроенной в учебный процесс, государственного профессионального образовательного учреждения «Ухтинский медицинский колледж»)

24.03.2015 709 1110
Иевлева Ольга Дмитриевна
Иевлева Ольга Дмитриевна, преподаватель высшей квалификационной категории, заведующая отделением по специальности

Ухтинский медицинский колледж

Где господствует дух науки,

там творится великое и малыми средствами.

Н.И. Пирогов

Основной задачей коллектива преподавателей Ухтинского медицинского колледжа (УМК) является подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту.

Чтобы подготовить такого специалиста важно в ходе усвоения знаний поэтапно, в меру индивидуальных особенностей студента, развивать его творческие возможности. Одним из средств достижения этой цели является исследовательская работа студентов.

Существует и применяется два основных вида исследовательской работы студентов. Первый вид – это учебно-исследовательская работа студентов (УИРС), предусмотренная действующими учебными планами. Второй вид – это научно-исследовательская работа, т.е. работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.

В Ухтинском медицинском колледже УИРС встроена в учебный процесс, является обязательной организационной формой обучения студентов «Сестринское дело» и «Лечебное дело» и представляет собой систему учебно-воспитательных мероприятий, проводимых со студентами с первого до последнего курсов.

Базовой дисциплиной, обеспечивающей формирование исследовательских умений и навыков студентов, является учебная дисциплина «Основы научно-исследовательской деятельности».

В учебном процессе колледжа широко используются различные виды УИРС. Основными видами, выполняемыми в рамках освоения профессиональной и образовательной программы, являются:

  • работа с научной литературой,
  • подготовка устного и/или письменного сообщения, доклада, эссе,
  • написание рефератов по темам учебных дисциплин,
  • поиск и систематизация информации с использованием различных справочных изданий, электронных ресурсов и др.,
  • выполнение эксперимента,
  • наблюдение и анализ результатов УИРС,
  • выполнение учебных заданий, требующих применения усвоенных знаний в решении практических задач,
  • участие в предметной олимпиаде, в конкурсе по специальности,
  • написание курсовых и выпускных квалификационных работ с элементами научного поиска.

УИРС является обязательной составной частью процесса обучения по каждой из учебных дисциплин в УМК, включенных в образовательную программу. Преподаватели на занятиях объясняют студентам где, в каких источниках и как получить нужную информацию, как работать с журналами и книгами, как правильно составить список использованной литературы, обучают основам статистической обработки данных и математической обработки результатов, навыкам работы в глобальной информационной сети ИНТЕРНЕТ. Студенты выполняют УИРС в отведённое расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке под руководством преподавателя. Задание по УИРС формулируется так, чтобы оно имело исследовательский характер. В задании должна быть отражена поэтапно вся работа, необходимая для решения поставленной задачи.

Элементы исследовательской деятельности для студентов колледжа вводятся постепенно через различные виды самостоятельной работы. Задания исследовательской направленности предусмотрены в содержании учебных курсов и отражены в программах учебных дисциплин в разделе «Организация самостоятельной работы студентов». Так, например, на занятиях по профессиональному модулю МДК02.01 « Сестринская помощь при нарушениях здоровья». Раздел: «Сестринская помощь при нарушениях здоровья в педиатрии» в зависимости от изучаемой темы студентам предлагаются следующие задания:

  • подготовить сообщение по темам: «Врожденные пороки развития», «Гипотиреоз», «Фенилкетонурия», «Адреногенитальный синдром», «Влияние алкоголизма, наркомании, экологических факторов на частоту рождения детей с ВПС», «Средства, применяемые при кашле» и т.д.;
  • выполнить творческую работу на выбор: составить глоссарий, кроссворд, блок-схему, текст беседы, памятку для родителей: «Профилактика гнойно – септических заболеваний у новорожденных», «Уход за новорожденным ребенком дома», «Профилактика гипотрофии», «Профилактика железодефицитной анемии», «Профилактика гельминтозов», «Особенности ухода за ребенком с гемофилией», «Профилактика ОРВИ», «Мероприятия по снижению заболеваемости органов дыхания у детей» и т.д.:
  • составить дифференциально – диагностическую таблицу «Геморрагические диатезы», «Гипогликемические и гипергликемические комы», «Инфекционные экзантемы» и т.д.;
  • составить план оздоровительных мероприятий для часто и длительно болеющих детей и т.д.

Эта форма работы приобщает студентов к научному поиску, требует самостоятельной работы с литературой, повышает качество знаний, способствует формированию первых навыков исследовательской работы, формированию творческого мышления, развитию эрудиции, кругозора и дальнейшему профессиональному совершенствованию.

Во время прохождения учебной и производственной практики студенты закрепляют теоретические знания, овладевают навыками, манипуляциями, передовыми методиками труда медицинской сестры, фельдшера. Совместно с преподавателями они составляют подробный план проведения исследований, уточняют методики, знакомятся с литературой. Тематика исследований зависит от курса и профиля дисциплин.

 Учебный процесс в колледже организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу. Сначала студенты пишут работы реферативного характера по темам практических занятий и знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими дисциплинах. Далее на заключительном этапе изучения учебной дисциплины они выполняют курсовые работы. В течение всего периода обучения предусмотрено выполнение одной курсовой работы на отделении «Сестринское дело» (на третьем курсе) и двух курсовых работ на отделении «Лечебное дело» (на втором и третьем курсах). На выпускном курсе выполняется Выпускная квалификационная работа (ВКР). ВКР может являться продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовой работы. Выполнение данных работ предусмотрено Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования как обязательный вид аттестации студентов.

Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ ежегодно разрабатывается преподавателями колледжа, рассматривается и принимается соответствующими предметно-цикловыми комиссиями и методическим советом колледжа. Студентам предоставляется право выбора конкретной темы из предлагаемого списка в соответствии с их научными интересами. Кроме того, они могут сами предложить тему при условии обоснования целесообразности ее разработки.

Так, например, для выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ по профессиональному модулю МДК02.01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья». Раздел: «Сестринская помощь при нарушениях здоровья в педиатрии» студентам предлагаются следующие темы:

  • «Факторы, влияющие на заболеваемость рахитом у детей раннего возраста»;
  • «Факторы, влияющие на заболеваемость ОРВИ у детей раннего возраста»;
  • «Репродуктивные и соматические заболевания девочек - подростков»;
  • «Роль медсестры в реабилитации недоношенного ребенка на педиатрическом участке»;
  • «Роль медсестры в профилактике ветряной оспы у детей»;
  • «Роль медсестры в профилактике заболеваний верхних дыхательных путей у детей раннего возраста»;
  • «Роль медсестры в профилактике железодефицитной анемии»;
  • «Анализ состояния здоровья детского населения г. Ухты по результатам профосмотров»;
  • «Значение анатомо-физиологических особенностей детского организма при организации ухода за детьми. Особенности ухода за детьми грудного возраста» и т.д.

В процессе работы над курсовыми и дипломными работами студенты проявляют большую заинтересованность и приобретают умения излагать свои мысли, делать выводы, выступать перед аудиторией. Выполнение этих работ способствует усилению интереса к выбранной профессии, расширению кругозора студентов, адаптации их к будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, организация УИРС в колледже помогает решить целый комплекс учебных и воспитательных педагогических задач: формирование у студентов ключевых и профессиональных компетенций, воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала, формирование коммуникативной компетенции, чувство ответственности и самостоятельности.

Список использованных источников

  1. Иванова Ж. Г. Организация исследовательской работы студентов [Текст] / Ж. Г. Иванова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.).  — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 224-226.
  2. Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Сост. М.Е.Волчанский, А.В.Петров; ВолГМУ. – Волгоград, 2004. – 12с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*