Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проектные подходы к организации работы проектанта

23.03.2015 361 492
Бедов Александр Николаевич
Бедов Александр Николаевич, преподаватель, зав.центром НИТ, канд.пед.наук

Романов Илья
Романов Илья, студент гр. 14НАП1

Костромской машиностроительный техникум

Сегодня без сомнения проектирование представляет собой особый вид мышления и деятельности. Это такой тип мышления, в котором сочетаются интуитивное угадывание тенденции в будущем, а главное – рассмотрение действительности сочетающееся с собственными шагами для его достижения.

Методология проектирования появилась и развивалась благодаря научной, философской, организационной и подвижнической деятельности Г. П. Щедровицкого, его соратников: Н. Г. Алексеева, Э. Г. Юдина, В. М. Розина и его учеников: С. В. Попове, П. Г. Щедровицкого, Ю В. Громыко и др.

Процесс проектирования предполагает наличие у проектанта деятельностных позиций. Позиция проектанта определяется способом связывания ценностно-смыслового и деятельностного пространств его специфических профессиональных норм и способа мышления, присущих ему.

В существующих условиях, при анализе проблемной ситуации обеспечивается формулировка задачи проектантом, представляющей собой проблему в собственном смысле этого слова. Задача - в отличие от проблемной ситуации - означает, что удалось проблему, хотя бы предварительно объективировать данное (известное) и искомое (неизвестное), что и представляется в форме словесной формулировки задачи. Эта ситуация фиксируется проектантом и доводится до представления (замысла) для себя конечного результата.

Само проектирование начинаем с мысленного моделирования, с определения ценностей для проектанта, а соответственно и в этом пространстве - целей. Осуществляя проектную деятельность проектанты доказывают свое видение целей и способов их достижения в определенных рамках системы ценностей проектируемого.

Приступая к проектированию будущего, нужно в достаточной степени понимать настоящее, а для этого проектант должен обладать способностью к рефлексии. Это на самом деле самая сложная и самая интересная фаза процесса проектирования, которая организуется руководителем проектной работы. Она включает в себя поиск решения путем изменения формулировки задачи.

В процессе проектной деятельности проектантов создаются собственные приоритеты деятельности, сообразные представлениям об идеалах, нравственных нормах, ценностях. Данный процесс в научной среде определяется как один из ведущих принципов субъектно-аксеологической направленности познания - социального проектирования реальности.

Важным является нормативно-деятельностная структура организации практики мышления в процессе проектируемой деятельности. Проектная деятельность (как и любая другая), совершаемая проектантом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразований и его результат.

Особым шагом при проектировании является проблематизация существующего положения вещей, (чего часто боятся административные структуры). Сама критическая позиция может исходить из: 1) других ценностных позиций; 2) наличия логического противоречия; 3) противоречия теоретических представлений фактам; 4) непонимания обыденным сознанием и др.

Очень часто создание нового связано с прохождением проектантом ситуации неопределенности, личной и командной проблемности и даже кризиса. Ситуация предполагает самоопределение в проблемной ситуации, как самих организаторов, так и проектантов (культурно-ценностного, организационно-управленческого и др.). Реальное проектирование начинается с организации некоторой ситуации, в которой у проектната появляется вопрос, который возникает и не «вытряхиваться», который заставляет проектанта самоопределяться в проблемном поле этого вопроса.

Для проектирования важным является выстраивание деятельности как сложноорганизованной, системной и коллективной. И только отстроив функциональную составляющую самой деятельность проектировщиков, можно переходить в режим развития деятельности.

Начало проекта всегда осложнено ценностным самоопределением проектанта, на грани остановки и "разбега" команды, но иначе работа может реализоваться как имитация, манипуляция, когда субъектная позиция проектанта, не подкреплена знанием, присвоением норм и правил той деятельности, в области которой развивается проект.

Важным для запуска проекта является предъявление уже существующих норм и образцов деятельности, анализа культурных форм каждым проектантом. При данном подходе приходится рассчитывать на готовность проектантов к возможным переменам. Присвоение норм деятельности происходит в момент их переоткрытия и осмысления; кроме готовности к изменению, проектантам необходимы и навыки взаимодействия, особенно профессионального взаимодействия.

Не менее важным является проблематизация норм деятельности проектанта, с выявлением разрывов между поставленной целью и используемыми нормами.

Основным является обеспечение условий позволяющих проектантам взглянуть иначе на привычные нормы, увидеть в них несовершенство и перейти в проектный режим деятельности.

Распределение инициатив между проектантами позволяет задать ритм деятельности, чтобы очередность их предъявления была гарантирована всем участникам, как и возможность отказаться от ее проявления, тем самым избежать оценки проектанта.

Ситуация экспертной позицией проектанта позволяет создать ситуацию: «Не их проверяют, а они: контролируют, проверяют, выбирают, интерпретируют, ранжируют, оценивают, подсчитывают, классифицируют, сравнивают и т.д.» Здесь может проявиться деятельностное основание каждого проектанта.

Вариативность смыслов предполагает оправданность смысла, его контекстуальную привязку к ситуации общей работы и при интерпретации или оценке деятельности должны быть представлены, произнесены или записаны (зафиксированы).

Реально   осуществляемый проект характеризуется рядом компонентов (далее выделено жирным): Позиция (субъект, ее актуализация) – Проблема (объективация, предъявление самоопределения) – Проектирование – Поиск (исследование, работа с ресурсами)Программирование (набор действий) — Планирование (деятельности, в том числе – бизнес-планирование) – Проба (реализация, профессиональные шаги в деятельности по осуществлению проекта) – Продукт (результат) – Проверка (экспертиза, на соответствие полученных результатов) – Принятие решения (выбор) – Презентация (публичное предъявление) – Прогнозирование (стратегирование будущего) – Портфолио (документирование этапов).

Проектная деятельность позволяет совершенствовать не только собственное мышление и креативность вообще, а быть направленной на развитие конкретного перечня умений, овладев которыми проектант будет способен:

  • исследовать (анализировать и синтезировать, доказывать и опровергать, сравнивать, обобщать, определять понятия, находить информацию);
  • проектировать (выстраивать свое целеполагание, замысел, проект и программу действий);
  • разрабатывать личную стратегию (актуализировать собственную проблематику, сценировать последствия собственных действий и своего будущего).

Приобретаемые проектные умения становятся средством и целью проектной деятельности.

За счет организации условий мыслительно-игрового апробирования различных видов проектной деятельности проектанты осваивают технологию реального проектирования.

Логика и последовательность реализации проектного подхода представлена на рис.

Суть этапов проектной деятельности в модели:

Актуализируя позицию проектанта - «Я»-субъект (S), собственного отношения и объективации (1.1) через разворачивание процесса проблематизации личностного выбора проекта.

На этапе целеполагания (1.2) фиксируется то, что определил, что хочет проектант по отношению к своим целям и предполагаемой деятельности.

Следующим этапом является разработка собственного проекта – проектирование (1.3), в рамках которого подростком отрабатываются все основные технологические этапы проектирования.

Обязательным является этап практической реализации самого проекта (1.4). По результату выполняемой деятельности проектант получает (достигает или не достигает) результат (продукт), запланированный на этапе проектирования. Задача самого проектанта проверить себя в реальных условиях, взять на себя ответственность за выполнение конкретных операция и действий, которые бы позволили ему оценить себя в деятельности. Для такой собственной оценки требуется не только собственный взгляд, рефлексивное осмысление, но и оценка со стороны окружающих не только предъявленного конечного продукта, но и самой деятельности, которую осуществлял он. Данные действия относятся к этапу экспертизы (1.5).

По результату экспертизы могут быть несколько вариантов действий: в первом случае, когда выявлено негативное отношение к реализуемой деятельности, выясняются моменты такого отношения, и выдвигаются некоторые стратегии изменения этого отношения, что требует возвращения к этапу целеполагания. В случае позитивного отношения к полученным результатам и стремлению к продолжению проработки своих ранее поставленных целей осуществляется шаг выбора (1.6) и далее продолжается работа по проектированию стратегического плана своей профессиональной карьеры (1.7), который погружает проектанта в процесс проектной деятельности в стратегическом аспекте.

В ходе проектной деятельности развиваются когнитивный, эмоциональный, волевой и практический компоненты профессионального интереса проектанта, им осуществляется самоанализ собственных профессиональных возможностей, формируется адекватная самооценка, формируются первоначальные профессиональные умения. Успешность проектной деятельности обеспечивается через развитие разнокачественных процессов деятельности самого проектанта: самоанализ, саморазвитие, самоопределение, – которые и являются основой проектной деятельности.

Нами представлен один из вариантов реализации проектного подхода в реализации собственных проектов. Схема и модели используемые на практике показали, что именно углубленный подход к проектированию позволяет реально посмотреть на свои возможности и реально их осуществить.

 

Список использованных источников:

  1. Алексеев Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения // Материалы научно- практической конференции, ИПИ РАО, М., 1994г.
  2. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления // Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук, МПГУ, М., 2002г.
  3. Бедова А.Н. Диссертация "Проектный подход В ПРОЦЕССЕ АКТИВИЗАЦИИ профессионального самоопределения подростков" 00.01 – общая педагогика,история педагогики и образования
  4. Дамирчари, Эрна Робертовна. Развитие профессионально-логического мышления у студентов экономических специальностей с помощью коммуникативно-мыслительной технологии погружения в профессию: диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07. - Ростов-на-Дону, 2005. - 197 с. + Прил. (187 с.).
  5. Проектирование и организация предпринимательской деятельности в условиях образовательного учреждения. Выпуск 2: сб. материалов Научн.-практ.конф./ - М.: Колледж предпринимательства, 2006



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*