Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ данной работе рассматриваются процессы духовного развития личности в молодежной среде, где становление духовных ценностей в процессе обучения носит свободный характер, также рассмотрим необходимость и актуальность патриотического воспитания.
Целью исследования явилась проводимая работа в учебном заведении, направленная на патриотическое воспитание молодежи и изучение специфики и динамики формирования нравственно-этического слоя личности студентов техникума и его развития во временном контексте, а также формирование личности в процессе профессионального обучения и в условиях технологического прогресса. Оценим нравственно-этические характеристики человека в их связи с другими особенностями характера и постараемся убедиться, что в ряду личностных параметров существует нравственно-этический компонент, характеризующий социальные и антисоциальные тенденции и то, что набор конкретных личностных черт претерпевает заметные изменения начиная со школьной скамьи, и процесс этот не останавливается на любом жизненном этапе.
В настоящее время при переходе к новым социально-экономическим отношениям формируются новые требования как по отношению к человеку в общем, так и к студентам, обладающим высокой профессиональной подготовкой. Стоит отметить, что не всегда с ростом уровня этой подготовки, в силу ряда объективных и субъективных причин, сложившихся в нашем обществе, растет и уровень общей духовности. Проявляющееся несоответствие уровня профессиональных знаний уровню духовного и культурного развития, особенно среди молодежи, появление резких перекосов в данном направлении является серьезной проблемой, которую необходимо не только просто осознавать, но и находить приемлемые решения для изменения текущей ситуации.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно- нравственной консолидации российского общества.
Вопрос о духовности в образовательном процессе возникает задолго до непосредственно процесса обучения в ВУЗах и техникумах, и своими корнями уходят еще в начальную школу. Процесс духовного воспитания не должен начинаться в зрелом возрасте, после окончания школы, а должен сопровождать человека на всем пути развития и в семье, и в детском саду, и в школе. Единственное, что должно отличаться на всех этапах обучения – это вопросы и темы, которые должны соответствовать временному периоду жизни человека. В этом направлении не бывает не нужных или не важных тем. Нельзя прерывать духовное воспитание, пропускать информацию нравственного воспитания мимо себя. Если на каком-то этапе забросить и пустить на самотек вопросы становления личности, то спустя время, возможно, будут возникать серьезные, трудноразрешимые проблемы.
Специальных исследований нравственно-этических и духовных характеристик личности в отечественной психологии представлено крайне мало, и, тем более, не выявлялись влияние и взаимосвязь духовного становления личности с процессом обучения в условиях бурного развития технологий и инноваций в производстве. Лишь в последние годы возникла потребность в нашем обществе понять и объяснить утрату духовного начала.
Основы морали, нравственности, этики, духовности закладывает чтение хороших книг, а читать в России больше не модно. По статистике молодежь редко появляется в библиотеках, а если и берет художественную литературу, то лишь ту, которая входит в образовательную программу. Главные причины нелюбви современной молодежи к чтению, по мнению социологов, - это ускорение ритма жизни и принятие русскими людьми западного менталитета. В наш век компьютеризации характерно общее стремление социума к оптимизации временных затрат. Люди стремятся делать все быстро, поэтому сейчас фильмы актуальнее книг. А что касается нынешних идеалов, то культурно-духовные ценности уступили пальму первенства стремлению к обогащению и потреблению. В СМИ не пропагандируется необходимость личностного и интеллектуального развития, зато с размахом рекламируются атрибуты красивой жизни: шикарные автомобили, дома, наряды, путешествия, вечеринки и пр. А герои популярных фильмов и сериалов редко держат в руках книги, журналы и практически не рассуждают о классической или современной литературе.
Для того, чтобы сформировать образ библиотеки как современный образовательно-культурный и информационный центр, в нашем учебном заведении проводятся различные мероприятия с использованием технических средств – таких, как телемосты, виртуальные конференции, “круглые столы”, литературные гостиные с презентациями, библиотечные проекты. Новейшие информационные технологии делают нашу библиотеку более привлекательной для так называемого “цифрового поколения” и позволяют выполнять библиотекарям свою работу лучше, интереснее, оставляя при этом чтение на первом месте. Взаимодействие традиционной библиотеки с новейшими электронными технологиями выводит библиотечно-информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный, чем прежде, уровень.
Наряду с духовным воспитанием и осмыслением нравственно-этических характеристик важную роль играет процесс патриотического воспитания молодого поколения. События последнего десятилетия прошлого века изменили устой российского общества, сменили приоритеты, обозначили новые критерии значимости личности в семье, государстве, мире. Урбанизация массовой культуры, компьютеризация сознания, подмена истинных духовных ценностей не миновали нашу страну.
Все эти процессы в большей степени коснулись самой незащищенной части общества – детей. Сегодняшним молодым людям трудно понять величие своего народа, а наше непростое время заставляет их взглянуть на прошлое страны через призму современной жизни. Допущенные послабления, а порой и отказ от воспитательной работы, привели к тому, что молодое поколение растет в среде, где такие понятия, как Родина, дом, народ, честь, любовь к своему народу и своей истории стали не престижными.
Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотическое воспитание обучающихся – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание в нашем учебном заведении направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. К основным целям работы в этом направлении относится развитие у обучающихся и студентов гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности.
При работе в данном направлении перед преподавателями стоят следующие задачи:
В заключение хочется процитировать нашего президента Владимира Владимировича Путина на церемонии вручения государственных премий: «Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ».
Библиографический список
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.