Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание

18.03.2015 452 641
Шевцова Ольга Сергеевна
Шевцова Ольга Сергеевна, преподаватель спецдисциплин

Калачеевский аграрный техникум

В данной работе рассматриваются процессы духовного развития личности в молодежной среде, где становление духовных ценностей в процессе обучения носит свободный характер, также рассмотрим необходимость и актуальность патриотического воспитания.

Целью исследования явилась проводимая работа в учебном заведении, направленная на патриотическое воспитание молодежи и изучение специфики и динамики формирования нравственно-этического слоя личности студентов техникума и его развития во временном контексте, а также формирование личности в процессе профессионального обучения и в условиях технологического прогресса. Оценим нравственно-этические характеристики человека в их связи с другими особенностями характера и постараемся убедиться, что в ряду личностных параметров существует нравственно-этический компонент, характеризующий социальные и антисоциальные тенденции и то, что набор конкретных личностных черт претерпевает заметные изменения начиная со школьной скамьи, и процесс этот не останавливается на любом жизненном этапе.

В настоящее время при переходе к новым социально-экономическим отношениям формируются новые требования как по отношению к человеку в общем, так и к студентам, обладающим высокой профессиональной подготовкой. Стоит отметить, что не всегда с ростом уровня этой подготовки, в силу ряда объективных и субъективных причин, сложившихся в нашем обществе, растет и уровень общей духовности. Проявляющееся несоответствие уровня профессиональных знаний уровню духовного и культурного развития, особенно среди молодежи, появление резких перекосов в данном направлении является серьезной проблемой, которую необходимо не только просто осознавать, но и находить приемлемые решения для изменения текущей ситуации.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно- нравственной консолидации российского общества.

Вопрос о духовности в образовательном процессе возникает задолго до непосредственно процесса обучения в ВУЗах и техникумах, и своими корнями уходят еще в начальную школу. Процесс духовного воспитания не должен начинаться в зрелом возрасте, после окончания школы, а должен сопровождать человека на всем пути развития и в семье, и в детском саду, и в школе. Единственное, что должно отличаться на всех этапах обучения – это вопросы и темы, которые должны соответствовать временному периоду жизни человека. В этом направлении не бывает не нужных или не важных тем. Нельзя прерывать духовное воспитание, пропускать информацию нравственного воспитания мимо себя. Если на каком-то этапе забросить и пустить на самотек вопросы становления личности, то спустя время, возможно, будут возникать серьезные, трудноразрешимые проблемы.

Специальных исследований нравственно-этических и духовных характеристик личности в отечественной психологии представлено крайне мало, и, тем более, не выявлялись влияние и взаимосвязь духовного становления личности с процессом обучения в условиях бурного развития технологий и инноваций в производстве. Лишь в последние годы возникла потребность в нашем обществе понять и объяснить утрату духовного начала.

Основы морали, нравственности, этики, духовности закладывает чтение хороших книг, а читать в России больше не модно. По статистике молодежь редко появляется в библиотеках, а если и берет художественную литературу, то лишь ту, которая входит в образовательную программу. Главные причины нелюбви современной молодежи к чтению, по мнению социологов, - это ускорение ритма жизни и принятие русскими людьми западного менталитета. В наш век компьютеризации характерно общее стремление социума к оптимизации временных затрат. Люди стремятся делать все быстро, поэтому сейчас фильмы актуальнее книг. А что касается нынешних идеалов, то культурно-духовные ценности уступили пальму первенства стремлению к обогащению и потреблению. В СМИ не пропагандируется необходимость личностного и интеллектуального развития, зато с размахом рекламируются атрибуты красивой жизни: шикарные автомобили, дома, наряды, путешествия, вечеринки и пр. А герои популярных фильмов и сериалов редко держат в руках книги, журналы и практически не рассуждают о классической или современной литературе.

Для того, чтобы сформировать образ библиотеки как современный образовательно-культурный и информационный центр, в нашем учебном заведении проводятся различные мероприятия с использованием технических средств – таких, как телемосты, виртуальные конференции, “круглые столы”, литературные гостиные с презентациями, библиотечные проекты. Новейшие информационные технологии делают нашу библиотеку более привлекательной для так называемого “цифрового поколения” и позволяют выполнять библиотекарям свою работу лучше, интереснее, оставляя при этом чтение на первом месте. Взаимодействие традиционной библиотеки с новейшими электронными технологиями выводит библиотечно-информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный, чем прежде, уровень.

Наряду с духовным воспитанием и осмыслением нравственно-этических характеристик важную роль играет процесс патриотического воспитания молодого поколения. События последнего десятилетия прошлого века изменили устой российского общества, сменили приоритеты, обозначили новые критерии значимости личности в семье, государстве, мире. Урбанизация массовой культуры, компьютеризация сознания, подмена истинных духовных ценностей не миновали нашу страну.

Все эти процессы в большей степени коснулись самой незащищенной части общества – детей. Сегодняшним молодым людям трудно понять величие своего народа, а наше непростое время заставляет их взглянуть на прошлое страны через призму современной жизни.  Допущенные послабления, а порой и отказ от воспитательной работы, привели к тому, что молодое поколение растет в среде, где такие понятия, как Родина, дом, народ, честь, любовь к своему народу и своей истории стали не престижными.

 Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотическое воспитание обучающихся – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание в нашем учебном заведении направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. К основным целям работы в этом направлении относится развитие у обучающихся и студентов гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности.

При работе в данном направлении перед преподавателями стоят следующие задачи: 

  • воспитание в обучающихся и студентах качеств нравственно-устойчивой и духовно-богатой цельной личности;
  • формирование патриотических чувств и сознания на основе понимания исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
  • воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
  • формирование гражданского самосознания, проявляющегося в ценностном отношении к личности, обществу и государству;
  • воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности.

В заключение хочется процитировать нашего президента Владимира Владимировича Путина на церемонии вручения государственных премий: «Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ».

Библиографический список

  1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
  2. Быстрицкая Е.В. Диалог и сотворчество в образовательном процессе / С.В. Дмитриев, Е.В. Быстрицкая, С.Д. Неверкович // Мир психологии. – 2011
  3. Мухлаева Т.В. Международный опыт неформального образования // Человек и образование. – 2010 – № 4.
  4. Ильинский И.М. Молодёжь и молодёжная политика. Философия. История. Теория. – М.: Голос, 2001.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*