Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование творческой системы организации самостоятельной работы студентов

17.03.2015 343 516
Лунина Наталья Викторовна
Лунина Наталья Викторовна, преподаватель основ латинского языка с медицинской терминологией

Амурский медицинский колледж

Когда мы с коллегами обсуждали данную тему на заседании ЦМК, был задан очень простой вопрос, вскрывающий, на мой взгляд, суть проблемы: "С какого возраста нужно начинать обучать детей самостоятельной работе?" Ответ, как говорится, очевиден, а констатация того факта, что студенты приходят в колледж, не умея работать самостоятельно, увы, не внушает оптимизма.

Однако это вовсе не означает, что нужно смириться с такой действительностью. Основной задачей среднего профессионального образования является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Признаться, это очень сложная задача. Но тем не менее, каждому преподавателю необходимо разработать и планомерно внедрять в образовательный процесс систему самостоятельной работы студентов.

Во-первых, необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае, это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента, связан с самостоятельной работой. (По большому счету, самостоятельная мысль может "пробудиться" даже на классическом лекционном занятии, если заданы вопросы: почему ___ что главное? ваше мнение по поводу ____?)

В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

Самостоятельная работа реализуется непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ; в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.; в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются.

При изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм: внеаудиторная самостоятельная работа;аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы; выполнение домашних заданий разнообразного характера; перевод и пересказ текстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; подбор дидактического материала на определенную тему; составление тестов, кроссвордов, выполнение других индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы.

Кроме того, это может быть выполнение зачетных проектов и работ; подготовка к участию в научно-практических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Аудиторная самостоятельная работа включает следующие виды работы: лекция с проблемными вопросами; составление конспекта, плана, таблицы, схемы; самостоятельное решение определенных задач (например, перевод текстов); тестирование; обсуждение материалов (печатных, видео, аудио); создание текстов определенных стилей и жанров; деловая игра и т.д.

Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.

Сущность самостоятельной работы заключается не в том, что студент выполняет задания без помощи преподавателя, а в том, что он самостоятельно управляет собственной академической деятельностью.

Деятельность преподавателя по организации СРС очень ответственна.

Важно правильное планирование самостоятельной работы. При составлении учебной программы преподаватель указывает количество часов, выделенных на внеаудиторную самостоятельную работу, определяет темы, виды и формы работы. При этом необходимо помнить, что СРС эффективна, если проводится в системе. Необходимо информирование студентов.Начиная предметный курс, нужно довести до сведения студентов следующую информацию: общее количество часов и количество часов на самостоятельную работу; виды и формы работ в процессе освоения курса; можно предоставить заранее составленный список тем докладов, рефератов, сообщений (при этом эффективно использование различных стендов со сменной информацией). Также заранее сообщаются вопросы для самоподготовки к зачетам, контрольным работам и др.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор, к которому нужно стремиться в идеале, - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Среди внутренних факторов, способствующих активизации самостоятельной работы, можно выделить следующие: полезность выполняемой работы; участие студентов внаучной и творческой деятельности; интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. Я используюмотивирующие факторы контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Они при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

Один из факторов - поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (возможность выбора формы зачета, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.

Преподаватель должен создавать условия для эффективной самостоятельной работы, органично включать СРС в процесс освоения содержания дисциплины.

Самостоятельная работа будет эффективна тогда, когда студенты ясно представляют себе, что от них требуется. Поэтому необходима четкая постановка целей и задач работы, стоит заранее оговаривать объем самостоятельновыполняемой работы, регламент, в некоторых случаях - план, даже способ выполнения (например, доклад с презентацией на 5 минут).

Немаловажное значение имеет правильное распределение времени: например, для подготовки творческих работ требуется достаточно много времени, поэтому такие задания нужно давать заранее и при необходимости проводить промежуточные консультации. Время на выполнение аудиторных самостоятельных работ определяется в зависимости от целей, задач, типа и содержания занятия.

Необходимо также, чтобы результаты внеаудиторной самостоятельной работы так или иначе были представлены и обсуждены на занятии в аудитории: это повышает ответственность студентов, а при обсуждении выполненной работы устраняются ошибки и формируются правильные навыки СРС.

В любом случае нужно помнить о реализации личностно-ориентированного подхода в обучении: задания для самостоятельной работы должны соответствовать уровню интеллектуального развития, но в то же время будить и повышать познавательную активность студента.

Одна из важнейших задач преподавателя - научить студентов общеучебным и специальным умениям и навыкам самостоятельной работы: работе с текстом; правильно строить свое выступление; оформлению мультимедиапрезентаций. Большинство дополнительной информации студенты сейчас берут из Интернет-источников, очень часто содержащих непроверенные факты, сомнительную аргументацию и т.д. Поэтому задача преподавателя - научить критическому отношению к подобной информации. Для этого стоит указывать проверенные источники для самостоятельной работы (словари, справочники, учебные пособия, печатные периодические издания, а также ссылки на полезные Интернет-сайты). Кроме того, необходимо убеждать учащихся, что любую информацию, особенно взятую в Интернете, нужно проверять.

Побуждение к активным поискам материала и самостоятельным исследованиям - важнейший момент в организации СРС. На первых порах студентам полезно привести примеры такой деятельности (уже апробированной другими студентами): социологический опрос в группе, в социальных сетях, тематические интервью с интересными людьми - и показать, что такая информация может быть не менее, а иногда даже более интересна и познавательна, чем просто взятая из сторонних источников. Можно предлагать темы проектов, основанных на "местном" материале: например, "Ошибки в вывесках, объявлениях и рекламе в нашем городе" и др.

Наконец, важно отрабатывать и узкоспециальные умения и навыки: так, для эффективного самостоятельного заучивания иностранных слов полезно познакомить учащихся с методом звуковых ассоциаций.

Самостоятельная работа принесет свои результаты, если она будет систематически и своевременно оцениваться. Формы и методы контроля могут быть самыми разнообразными: от текущего и итогового контроля до рейтинговой системы оценивания.

Итак, деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студентов достаточно многоаспектна, и предложенные в данной статье пути и формы этой работы - лишь обобщение индивидуального опыта. Несомненно то, что каждому преподавателю необходимо для эффективной педагогической деятельностисформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*