Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности студентов

13.03.2015 2829 4938
Яковлева Ирина Валентиновна
Яковлева Ирина Валентиновна, преподаватель истории и обществознания

Кумертауский горный колледж

На своих уроках я стараюсь находить новые подходы к обучению, обеспечить самостоятельную познавательную активность студентов в освоении нового материала на уроке, а не дома. Если после объяснения нового материала не предусмотрены различные виды проявления активности студентов для его осмысления, такое построение учебного процесса надо считать малоэффективным. Активная позиция студента на учебном занятии приводит к тому, что центр познавательных усилий учащегося переносится на время учебного обучения. Объем домашнего задания сокращается, работа дома носит вариативный характер, включает задания на выбор. Домашнее задание приобретает творческий характер.

Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного урока:

  • Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта студента, включая опыт его предшествующего обучения.
  • Изложение знаний в учебнике (преподавателем) должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого студента.
  • В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта студента с научным содержанием задаваемых знаний.
  • Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы студент имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.
  • Необходимо стимулировать студента к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.
  • Важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения.

Личностно ориентированные технологии обучения.

Личностно ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Цель такого обучения - создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей студентов.

Личностно ориентированный урок - это не просто создание преподавателем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту студентов как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта студентов по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»).

Готовясь к уроку, преподаватель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте студентов (как результат их предшествующего обучения у разных преподавателей и собственной жизнедеятельности).

Важна при этом и форма обсуждения юношеских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно - неправильно»). Задача преподавателя - выявить и обобщить «версии» студентов, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.

Сегодня можно выделить наиболее важные профессионально-педагогические умения преподавателей истории:

  • определять уровень личностного развития учащихся (формирование их личностных функций);
  • ставить педагогические цели разной масштабности с учетом гуманитарных возможностей изучаемой темы;
  • видоизменять формы проведения урока, учебные задания и виды деятельности студентов с учетом поставленных перед уроком личностно-развивающих задач;
  • использовать разнообразные гуманитарные факторы обучения истории: побуждать учащихся к осмыслению философско-мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала, создавать педагогическую ситуацию с методологическим, нравственно-эстетическим содержанием, применять дискуссионные формы обучения, проявлять высокую культуру, личное обаяние, эрудицию при изложении материала, поддерживания тем самым высокий авторитет исторических знаний, идей, принципов и др. 

Основные особенности личностно ориентированного урока.

Цель - создание условий для проявления познавательной активности студентов.

Средства достижения преподавателем этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы;
  • стимулирование студентов к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
  • использование дидактического материала, позволяющего студенту выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • оценка деятельности студента не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других студентов в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения студента.

Современный урок должен быть «вмонтирован» в жизнедеятельность учащегося, потому что на учебе студент проводит значительную часть своей жизни. На уроке в большей степени осуществляется его познание: создается фундамент образования, происходит воспитание, развитие, общение, раскрывается его творческая индивидуальность, складываются интересы, формируется личность. Именно поэтому к уроку следует подходить не как к застывшей форме организации обучения, а как к источнику развития молодежи, раскрытия их способностей и возможностей в обучении.

Современное молодое поколение использует особый способ освоения мира: с трудом поворачивается их сознание к тотальному, объективному взгляду на мир, вместе с тем, эти юноши и девушки имеют направленность на субъективные мыслительные построения. Именно сама жизнь пробуждает их сознание, создает условия для его саморазвития, отпечатывается в душе. Урок истории должен быть призван обращаться к реальным жизненным тенденциям. Большую роль в этом процессе может сыграть личностно-ориентированная технология урока.

Система новых типов уроков в личностно-ориентированной технологии возникает как совокупность образовательных условий, нацеленных на пробуждение тенденции детского сознания в форме конструкций, моделей, проектов, смысловых переживаний.

Существует целостная технология личностно-ориентированного урока, которая развивается в пространстве предметной темы и имеет пять этапов, каждому из которых соответствует определенный тип личностно-ориентированного урока:

  1. урок-образ, предваряющий изучение темы, дающий заряд энергии для ее изучения, и должный непременно заинтересовать студента;
  2. урок логического мышления, позволяющий максимально глубоко изучить тему, проводящий учебный материал через сердце, мысли, чувства студента;
  3. урок настроения, погружающий современного подростка в изучаемую эпоху, позволяющий прочувствовать переломные моменты в жизни стран, народов, людей, протянуть ниточку от сердца подрастающего поколения к сердцу исторической персоны;
  4. урок жизнетворчества, максимально погружающий в сферу практической деятельности, напряженной работы ума;
  5. урок актуализации и проповеди подводит итоги личностно-смыслового типа уроков.

Личностно-ориентированная технология рождается в сознании подростков и возвращается в это же сознание, обогащая и совершенствуя душу современного учащегося. Значимость современных обществоведческих знаний особенно возрастает в связи с происходящими в стране и мире изменениями, оказывающими нередко негативное влияние на самоощущение растущего человека. Без обществоведческого образования невозможно в полной мере выполнить требования закона о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. Решение этой задачи предполагает усвоение учащимися гражданской культуры, которая включает в себя и политическую, и правовую, и экономическую и нравственно-патриотическую составляющие.

Список использованной литературы

  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. М., 2006 г.
  2. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. Серия «Здравствуй, школа!». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005 г.
  3. Шоган В.В. Технология личностно-ориентированного урока. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007 г.
  4. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007 г.
  5. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. -М., 2000 г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*