Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ нынешних условиях производства разработка инновационных технологий очистки железнодорожной техники при эксплуатации и ремонте подвижного состава приобретает важное значение. Новые технологии необходимы это для того чтобы, повысить производительность труда и качество ремонта, а также для экономии энергетических ресурсов.
В процессе работы локомотива все его узлы, агрегаты и детали подвергаются обильному загрязнению, от которого избавляются почти при всех видах текущего ремонта и технического обслуживания подвижного состава. На долю очистных работ приходится не менее 5 ÷ 8 % общей трудоемкости ремонта в депо. Обычно,такие работы наиболее грязные и тяжелые.
В настоящее время используемая в депо и на локомотиво-вагоноремонтных заводах моечная техника физически и морально устарела. Ее явно недостаточно для автоматизации и механизации всех моечных и очистных операций.
Главным средством механизации мойки и очистки загрязненных деталей служат струйные моечные машины, в которых обмывка ведется раствором кальцинированной или каустической соды. Здесь используются универсальные тупиковые и проходные машины ММД-12, ММД-6 и др., в которых струйным способом моются узлы и агрегаты локомотивов.
Данные моечные машины расходуют высокое количество пара, воды и электроэнергии. Наряду с этим качество очистки является неудовлетворительным, в особенности для агрегатов со сложной конструкцией и прочными нагарными загрязнениями. В некоторых депо дорог на протяжении долгого времени используются самодельные моечные машины.
При струйной очистке эффективно удаляются загрязнения в зоне прямого действия струи моющей жидкости. Экранированные и закрытые поверхности очищаются намного хуже. Из-за сильного пенообразования в струйных машинах запрещено применять моющие растворы с высокой концентрацией поверхностно-активных веществ.
Всё это подтверждает надобность улучшения средств очистки железнодорожной техники, состояние которой естественно влияет на решение экологических, производственных и социальных проблем наших предприятий.
В данное время ВНИИЖТом разработана новая ресурсосберегающая технология мойки и очистки железнодорожной техники. Процесс обработки очищаемых объектов технологически высокоэффективен и происходит универсальными моющими средствами нового поколения.
Различие новой технологии состоит в том, что на узлы и агрегаты подвижного состава моющий раствор наносится перед процессом очистки и выдерживается в течение установленного времени в зависимости от типа и степени загрязненности.
Моющий раствор наносится с помощью специальных пневмораспылителей стационарного или передвижного исполнения. Наиболее результативным (особенно для крупных объектов) является пенный способ нанесения моющей жидкости. Пенный раствор дольше находится на поверхности и обладает повышенной моющей способностью. Подобный технологический процесс даёт возможность сократить потребление моющих средств в 8 ÷10 раз.
Для следующей операции используют агрегаты высокого давления, они позволяют очистить объект мощными струями воды. Новый гидродинамический способ очистки обусловлен такими технико-экономическими преимуществами перед обычной обмывкой в струйных моечных машинах:
Благодаря этому струя жидкости приобретает большую разрушающую силу, что позволяет удалять прочные загрязнения с очищаемых объектов без подогрева воды и применения моющих средств.
За счет большого увеличения рабочего давления воды (с 5 до 200 кгс/) в 15 ÷ 20 раз сокращается необходимый для очистки расход воды и в 5 ÷ 10 раз потребляемая мощность. Благодаря сокращению расхода электрической и тепловой энергии происходит значительный экономический эффект.Так же значительно повышается качество мойки, упрощается очистка стоков, которые содержат намного меньше вредных веществ.
Для нового метода очистки узлов и деталей используют другие водорастворимые, нетоксичные, пожаробезопасные и биоразлагаемые моющие средства.
В данное время процесс очистки железнодорожной техники происходит вручную с использованием керосина, бензина, дизельного топлива и других летучих органических растворителей.Этот технологический процесс наиболее опасен и в экологическом отношении, так как служит постоянным источником образования сильно загрязненных сточных вод, вредных парогазовых выбросов в атмосферу, нефтеотходов, повышенной загазованности и пожароопасности рабочей зоны.
Новые очищающие средства, используемые по разработанной технологии очистки, более эффективны, чем используемые в производственных процессах традиционные технологические моющие материалы.
Все эти средства производятся в виде порошков или жидких концентратов. Для приготовления рабочих растворов используют воду, чтобы исключить взрыво- и пожароопасность при их применении. Такие концентраты моющих средств относятся к малоопасным веществам, не обладают аллергенным и кумулятивным действиями. В составе этих веществ отсутствуют хлор, фтор, и фосфорсодержащие соединения.
Данные препараты биоразлагаемые. По заключению научно-практического центра (НПЦ) по чрезвычайным ситуациям и санитарно-гигиенической экспертизе допускается сброс в канализацию рабочих растворов таких используемых очищаемых средств.
В конце статьи, необходимо отметить, что новые технологии обеспечиваются целым комплексом средств и оборудования, состоящими из:
Дезактивация — удаление радиоактивных веществ с поверхностей или из массы различных объектов внешней среды (одежды, зданий, воды, техники, пищевых продуктов и т. п.). Главной задачей дезактивации является снижение уровня загрязнения радиоактивными веществами до допустимых концентраций или уровней. Важнейшее значение при этом имеет удаление и собирание радиоактивных отходов.
Основные методы дезактивации:
Для дезактивации поверхностей используют механические способы: увлажненными тряпками собирают порошки, растворы — фильтровальной бумагой и т. п., далее обрабатывают поверхности специальными моющими растворами.
Дезактивацию оборудования производят теми же способами. При дезактивации оборудования из нержавеющей стали применяют плавиковую и азотную кислоты. Ценное оборудование дезактивируют растворами щавелевой и лимонной кислот (0,1÷0,2%).
Дезактивация спецодежды происходит при многоступенчатой обработке различными моющими средствами с включением в технологию стирки лимонной кислоты, трилонаБ и других средств.
Руки обрабатывают в теплой воде с мылом при помощи щеток. При загрязнении радиоактивным торием или фосфором следует вымыть руки повторно мылом с трилоном Б, гексаметафосфатом или моющим порошком, при загрязнении радием — каолиновым мылом.
Для удаления других радиоактивных веществ применяют 1÷2% раствор лимоннокислого натрия или смачиватель ОП-10.
Применяя комплексный метод, проводят дезактивацию воды и жидких радиоактивных отходов. Он включает в себя механическую (фильтры) и биологическую (биофильтры) очистку, коагуляцию и ионообменные фильтры, а также пенообразование, выпаривание и др.
Проверка за качеством дезактивации осуществляется с помощью радиометрических и дозиметрических приборов.
При проведении дезактивации необходимо выполнять правила работы с радиоактивными веществами, включая дозиметрический контроль и санитарную обработку людей, осуществляющих эти работы.
Благодаря сокращению расхода моющих средств, воды, электрической и тепловой энергии использование новых технологических процессов очистки приносит значительный экономический эффект. Кроме того, значительно упрощается очистка стоков, которые содержат меньше вредных веществ. Сравнительный расчет затрат по обычной моечной машине и оборудованию с применением агрегатов высокого давления показывает, что годовой экономический эффект составляет около 150 тыс. рублей.
Новая технология и оборудование очистки и мойки узлов и деталей подвижного состава уже внедряются во многих депо ОАО «РЖД». В настоящее время оборудование и моющие средства выпускаются различными предприятиями России, обеспечиваются сервисным и гарантийным обслуживанием.
Библиографический список
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.