Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаК выполнению научного отчета и реферата студенты педагогического колледжа привлекаются, уже начиная со второго курса. В процессе выполнения этих форм научных работ студентам следует изучить исследования предшествующих поколений, а этот материал представлен в библиотеках, научных центрах, в банке данных компьютера и т.д. Источниками информации по исследуемому вопросу выступают монографии, диссертации, статьи, научные сборники, научно-методические издания.
Изучение литературных источников предполагает использование таких методов сборов информации по интересующей проблеме, как: составление библиографий, аннотирование, составление тезисов, реферирование, цитирование, конспектирование и пр.
Следует отметить, что в процессе написания научного доклада, реферата, у студентов формируется ряд исследовательских умений: библиографические умения, навыки работы со справочной литературой, умение вести записи по прочитанному, умение систематизировать материал и др., что является важном в становлении студента-исследователя.
Цель написания курсовых и квалификационных работ состоит в систематизации, закреплении, углублении педагогических знаний и практических умений студентов при овладении дисциплинами психолого-педагогического блока. Занятия научной работой вырабатывают у студентов умение критически анализировать педагогические и социальные явления современной системы образования; глубоко изучать историю педагогических идей, иметь самостоятельное суждение о каждом из них. Последнее возможно лишь творческом овладении студентами педагогической теорией и умении использовать ее данные для анализа состояния педагогической практики.
В процессе учебно-исследовательской деятельности у студентов развивается интерес к научному поиску, понимая связи науки и практики, появляется уверенность в организации собственного педагогического опыта.
Курсовые работы на отделении дошкольного образования среднего профессионального учебного заведения выполняются на 3 курсах. Цель этих работ состоит в углублении теоретических знаний студентов, развитии некоторых навыков исследовательской работы и развития интереса к ней. Выполняя работу, студенты учатся анализу теоретических данных по выбранной проблеме, умению изучать педагогический опыт, проводить опытно-экспериментальную работу, обобщать полученные данные, давая их оценку, высказывать собственные суждения, делать выводы.
Обычно курсовая работа студента представляет собой эмпирическое исследование. В работе может изучаться и обобщаться педагогический опыт. Курсовая работа студента может вносить новое в теорию педагогики и практику воспитания и обучения детей.
До недавнего времени единственной выпускной работой студентов среднего профессионального учебного заведения являлась защита курсовой работы. В связи с повышением качества среднего профессионального образования к числу выпускных работ студента колледжа стало относиться и дипломное проектирование.
По сравнению с курсовой дипломная работа представляет собой следующую ступень во владении студентами навыками и умениями проводить исследования. В ней совершенствуется аппарат исследования, выявляется проблема, решение которой существенно для теории и практики, углубляется цель и задачи, повышается уровень разработки педагогического эксперимента.
Как показывает практика, у большинства студентов педагогического колледжа отмечается неготовность к проведению теоретического исследования, поэтому в основном квалификационная работа носит характер опытно-экспериментального исследования или исследования, связанного с обобщением передового педагогического и личного опыта. В заключении квалификационной работы излагаются тенденции развития исследовательской проблемы, возможности выхода полученных данных в практику.
Следует отметить, что привлечение всех студентов к написанию квалификационной работы на выпускном курсе – существенное достижение в плане совершенствования их профессиональной подготовки, умения ориентироваться в существующих формах работы педагогических учреждений и творчески организовывать воспитательно-образовательный процесс.
Таким образом, опытно-исследовательская работа включает студентов в
решение конкретно педагогических задач учебно-воспитательной работы в различных
типах дошкольных учреждений. В процессе этой работы у них формируются умения и
навыки анализа и обобщения опыта работы педагогов с детьми, воспитателями,
родителями и др. кроме того, приобщение к научной работе развивает умение
работать с такими литературными источниками, как монографии, авторефераты,
статьи; вырабатывает умение пользоваться справочной литературой, статистическими
материалами и научно излагать полученные данные.
Важным фактором профессионального становления личности студента педагогического колледжа является педагогическая практика. Как субъект педагогической деятельности личность формируется в этой деятельности. Такая постановка вопроса вытекает из деятельно-личностного подхода, развиваемого в отечественной психологии и педагогике. (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, Г.И. Щукина и др.)
Роль педагогической практики в профессиональном становлении педагога стала предметом ряда исследований (О.А. Абдулина, Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, Э.И. Моносзон, В.А. Сластенин и др.). На роль педагогической практики в формировании педагогических, в том числе исследовательских умений, указывали В.К. Розов, А.И. Щербаков и др.
Анализ программ педагогической практики студентов колледжа показывает, что ею предусматривается формирование целого ряда педагогических умений. Большое внимание уделяется вооружению студентов умениями наблюдать и анализировать процесс, планировать и осуществлять воспитательно-образовательную работу с детьми, опираясь на знания детской психологии, дошкольной педагогики, физиологии детей, на знание методик дошкольного воспитания. Работая с детьми, студенты должны получить некоторые навыки проведения опытно-экспериментальной работы в связи с курсовыми работами.
В ходе практики возникают реальные жизненно важные для студента проблемные ситуации, для решения которых уже недостаточно имеющихся знаний и навыков. Такие ситуации стимулируют студента к творчеству, к поиску, в том числе научному.
Вопросы повышения эффективности педагогической практики в подготовке специалистов дошкольного профиля к будущей профессиональной деятельности рассматриваются в работах Л.В. Поздняк, Н.Е. Праховой, В.И. Ядэшко и др.
Анализ педагогической литературы и программных документов позволяет отметить, что вопросам педагогической практики как важному средству формирования педагога, отвечающего современным требованиям, в колледже уделяется достаточное внимание.
Таким образом, в условиях среднего профессионального учебного заведения важное направление в подготовке специалистов дошкольного образования заключается не только в овладении комплексом психолого – педагогических знаний, но и в формировании навыков учебно – исследовательской деятельности.
Литература:
1. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования, - М., 1984.
2. Антонова А. Дифференциация и интеграция содержания образования. // Дошкольное воспитание, 1996, №7.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии, - М., 1989.
4. Буряк В.К. Формирование исследовательских умений и навыков. // Среднее профессиональное образование, 1988, №9.
5. Ермакова Н.О. О профессиональной подготовке педагогических кадров. // Дошкольное воспитание, 1996, №10.
6. Ибрагимова У., Комарова Т. Совершенствование подготовки специалистов. // Дошкольное воспитание, 1985, №10.
7. Карпова Т. Подготовка специалистов в колледже. // Дошкольное воспитание, 1993, №5.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь, - М., 2000.
9. Непомнящая Т. Профессионально-педагогическая подготовка студентов педагогического колледжа. // Дошкольное воспитание, 1996, №6.
10. Потапенко Т. Исследовательская работа студентов педагогического колледжа: методические рекомендации. // Дошкольное воспитание, 1994, №4.
11. Потапенко Т. Научно-исследовательская работа студентов педагогического колледжа. // Дошкольное воспитание, 1995, №5.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, - М., 1998.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.