Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

План-конспект урока по теме: Портрет в контексте истории

16.03.2011 1820 6966
Суркова Галина Владимировна, учитель

Лебедева Екатерина Борисовна
Лебедева Екатерина Борисовна, учитель ИЗО и черчения

БОУ Гимназия № 12, г. Омск

Цель урока:

Обобщить знания о жанре портрета, проанализировать творческую индивидуальность художника в созданных им художественных образах в контексте истории и продолжить формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной.

 

Задачи урока:

- продолжить работу над овладением практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;

- воспитание интереса и уважения к личности каждого человека;

- формирование умений находить красоту и гармонию прекрасного во внутреннем и внешнем облике человека.

 

Обучающиеся должны уметь:

- объяснять основные понятия изобразительного искусства (портрет и его виды);

- аргументировать свои ответы и высказывать собственную точку зрения. 

 

 Оборудование урока:

- техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ к Интернету;

- программное обеспечение:

Мультимедийные учебные пособия «Древний Египет», «Древняя Греция»,    «Древний Рим» (ООО «Видеостудия «КВАРТ»);

мультимедийная презентация;

- дидактический материал:карточки и индивидуальные задания.

 

  Художественные материалы, используемые на уроке:

- гуашевые краски, палитра, кисти, бумага.

 

 Тип урока: интегрированный урок в рамках исследовательской деятельности обучающихся 6 класса.

 

 Учебные предметы: изобразительное искусство, история.

 

 Ход урока:

   

Организационный момент

 

Вступительное слово учителя. Постановка цели урока.

   

1. Вводная беседа о портрете и его роли в истории общества.

 

Мотивация и актуализация темы.

 

Вопрос обучающимся: Из предложенного стихотворения Н.Заболоцкого выберете фразы  посвящённые портрету, которые более всего соответствуют вашему мнению. Свой выбор объясните, выделив ключевые слова в избранной цитате.

   

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.


Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас.

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?


Её глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.


Соединенье двух загадок.

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

 

Когда потёмки наступают

И приближается гроза.

Со дна души моей мерцают

Её прекрасные глаза.

 

Обучающиеся выделяют ключевые слова.

 

Затем учитель просит их, объединив все прозвучавшие идеи, завершить фразу: Портрет – это…

 

Итог: формулировка понятия портрет.

 

Учитель сообщает:

Веками мыслители и художники пытались найти всеобщие критерии красоты. Красоту не измерить научными методами, она дана нам в ощущениях. Самым прекрасным творением природы является человек. В разное время художники по-разному изображали людей, пытаясь оставить в веках красоту и гармонию. Человек стремился рассказать о себе потомкам, остаться в истории.

 

Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли магическую функцию: душа умершего должна покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно.

 

Вопрос обучающимся: что вы помните об особенностях этих портретов?

 

Традиция возвеличивания выдающихся людей была распространена в Древней Греции. Но формирование жанра «портрет» произошло в римском изобразительном искусстве. Именно там персональное внимание уделялось изображению индивидуальных черт.

 

Вопрос обучающимся: почему это произошло?

 

Средневековье стало периодом унификации личности, подчинение ей определённым правилам и нормам. В это время появляется групповой портрет.

 

Вопрос обучающимся: каковы особенности такого портрета?

 

Эпоха Возрождения определила специфику портрета: человек стал высшим началом и центром бытия. Изображение внутреннего мира стало основой основ живописи.

 

Вопрос обучающимся: почему мир чувств и переживаний стал на первое место?

 

В России складывалась своя школа портрета, отличающаяся жанровым разнообразием.

 

Вопрос обучающимся: что вы знаете об особенностях портрета русской живописной школы?

 

  

2. Закрепление пройденного материала.

 

Учитель сообщает основную информацию и задаёт вопросы на понимание.

 

Вопрос обучающимся:

- Какие виды портрета есть в изобразительном искусстве?

- Что мы называем детским, групповым, парадным, сказочным и автопортретом?

 

Групповое обсуждение проблемы и формулировка ответов на вопросы.

 

Вопрос обучающимся:

- Бывает ли исторический портрет?

- Что такое историческая картина?

 

В качестве итоговой работы обучающимся предлагается решить практические задачи: определить по предложенным образцам виды портретов (для анализа предлагаетсямультимедийный слайд-фильм).

    

3. Игра: «По страницам истории».

 

Вопрос обучающимся: необходимо узнать историческую личность по словесному описанию и вспомнить исторические события связанные с этим деятелем?

 

Могучий и суровый, в стальных воинских доспехах, в шлеме, панцире и латах, стоит он, опираясь на тяжкий меч. Над головой его грозно темнеет военное знамя с образом святого. Лицо исполнено твёрдой решимости, от облика веет непоколебимой мощью. За ним - широкая река, на берегу твердо стоят крепкие белые стены собора. В отдалении - ряды воинов с красными щитами и черными копьями. Ненастное, сумрачное небо, тяжелые рваные облака, сквозь них проглядывает лишь один клочок чистой лазури. Встревоженные черные птицы вьются вокруг куполов храма. Во всём - настороженность, напряжение, суровость.

 

Правильный ответ: Александр Невский.

   

Дополнительная информация для обучающихся:

 

   В 2008 году стартовал конкурс "Имя Россия», в проекте первое место занял Александр Невский - патриот, дипломат, гениальный полководец, который за всю жизнь не проиграл ни одной битвы. А. Невский сыграл исключительную роль в истории России. В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, он сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой.

 

   В 1775 г. Екатерина I учредила орден Александра Невского с девизом «За труды и Отечество» - одну из высших наград Российской империи. Так почитание святого князя приняло государственную форму. В годы Великой Отечественной войны имя Невского приобрело особое значение: в 1942 г. был учреждён орден Александра Невского.

 

   В Омском государственном историко-краеведческом музее открыта выставка «Александр Невский», которая посвящена жизненному пути этого государственного деятеля, его роли в истории Отечества. На выставке можно увидеть иконы и оклад Святого благоверного князя Александра Невского (XIX в),  орден Александра Невского и материалы об  омичах, награжденных этим орденом.

 

 4. «В мастерской художника».

 

Учитель сообщает:

На сегодняшнем уроке мы продолжаем работу в группах. (И в истории искусств есть примеры, когда группа художников создаёт одно произведение. Например: Кукрыниксы).

 

Задача практической работы - использовать цвет в создании портрета современного человека. Необходимо обратить особое внимание, что выбор цветового решения должен зависеть от вида портрета.

   

5. Выставка и анализ работ.

 

Показ готовых работ и анализ полученных результатов.

    

6. Подведение итогов.

 

Просмотр работ современных художников (обучающимся предлагается мультимедийная презентация).

 

Вопрос обучающимся: какие факторы влияют на создание портрета?

  

После получения ответов, учитель просит ответить детей на вопросы:

 

Я узнал на уроке…, Меня удивило, что…, Мне кажется… (Рефлексия)

  

Домашнее задание:   

 

Написать сочинение – эссе на тему: «Мой любимый портрет».




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*