Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЦель урока:
Обобщить
знания о жанре портрета, проанализировать творческую индивидуальность художника
в созданных им художественных образах в контексте истории и продолжить
формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части
культуры духовной.
Задачи урока:
- продолжить работу над овладением практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
- воспитание интереса и уважения к личности каждого человека;
-
формирование умений находить красоту и гармонию прекрасного во внутреннем и
внешнем облике человека.
Обучающиеся должны уметь:
- объяснять основные понятия изобразительного искусства (портрет и его виды);
- аргументировать свои ответы и высказывать собственную точку зрения.
Оборудование урока:
- техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ к Интернету;
- программное обеспечение:
Мультимедийные учебные пособия «Древний Египет», «Древняя Греция», «Древний Рим» (ООО «Видеостудия «КВАРТ»);
мультимедийная презентация;
- дидактический материал:карточки и индивидуальные задания.
Художественные материалы, используемые на уроке:
- гуашевые краски, палитра, кисти, бумага.
Тип урока: интегрированный урок в рамках исследовательской деятельности обучающихся 6 класса.
Учебные предметы: изобразительное искусство, история.
Ход урока:
Организационный момент
Вступительное слово учителя. Постановка цели урока.
1. Вводная беседа о портрете и его роли в истории общества.
Мотивация и актуализация темы.
Вопрос обучающимся: Из предложенного стихотворения Н.Заболоцкого выберете фразы посвящённые портрету, которые более всего соответствуют вашему мнению. Свой выбор объясните, выделив ключевые слова в избранной цитате.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас.
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок.
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье
смертных мук.
Когда потёмки наступают
И приближается гроза.
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
Обучающиеся выделяют ключевые слова.
Затем учитель просит их, объединив все прозвучавшие идеи, завершить фразу: Портрет – это…
Итог: формулировка понятия портрет.
Учитель сообщает:
Веками мыслители и художники пытались найти всеобщие критерии красоты. Красоту не измерить научными методами, она дана нам в ощущениях. Самым прекрасным творением природы является человек. В разное время художники по-разному изображали людей, пытаясь оставить в веках красоту и гармонию. Человек стремился рассказать о себе потомкам, остаться в истории.
Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли магическую функцию: душа умершего должна покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно.
Вопрос обучающимся: что вы помните об особенностях этих портретов?
Традиция возвеличивания выдающихся людей была распространена в Древней Греции. Но формирование жанра «портрет» произошло в римском изобразительном искусстве. Именно там персональное внимание уделялось изображению индивидуальных черт.
Вопрос обучающимся: почему это произошло?
Средневековье стало периодом унификации личности, подчинение ей определённым правилам и нормам. В это время появляется групповой портрет.
Вопрос обучающимся: каковы особенности такого портрета?
Эпоха Возрождения определила специфику портрета: человек стал высшим началом и центром бытия. Изображение внутреннего мира стало основой основ живописи.
Вопрос обучающимся: почему мир чувств и переживаний стал на первое место?
В России складывалась своя школа портрета, отличающаяся жанровым разнообразием.
Вопрос обучающимся: что вы знаете об особенностях портрета русской живописной школы?
2. Закрепление пройденного материала.
Учитель сообщает основную информацию и задаёт вопросы на понимание.
Вопрос обучающимся:
- Какие виды портрета есть в изобразительном искусстве?
- Что мы называем детским, групповым, парадным, сказочным и автопортретом?
Групповое обсуждение проблемы и формулировка ответов на вопросы.
Вопрос обучающимся:
- Бывает ли исторический портрет?
- Что такое историческая картина?
В качестве итоговой работы обучающимся предлагается решить практические задачи: определить по предложенным образцам виды портретов (для анализа предлагаетсямультимедийный слайд-фильм).
3. Игра: «По страницам истории».
Вопрос обучающимся: необходимо узнать историческую личность по словесному описанию и вспомнить исторические события связанные с этим деятелем?
Могучий и суровый, в стальных воинских доспехах, в шлеме, панцире и латах, стоит он, опираясь на тяжкий меч. Над головой его грозно темнеет военное знамя с образом святого. Лицо исполнено твёрдой решимости, от облика веет непоколебимой мощью. За ним - широкая река, на берегу твердо стоят крепкие белые стены собора. В отдалении - ряды воинов с красными щитами и черными копьями. Ненастное, сумрачное небо, тяжелые рваные облака, сквозь них проглядывает лишь один клочок чистой лазури. Встревоженные черные птицы вьются вокруг куполов храма. Во всём - настороженность, напряжение, суровость.
Правильный ответ: Александр Невский.
Дополнительная информация для обучающихся:
В 2008 году стартовал конкурс "Имя Россия», в проекте первое место занял Александр Невский - патриот, дипломат, гениальный полководец, который за всю жизнь не проиграл ни одной битвы. А. Невский сыграл исключительную роль в истории России. В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, он сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой.
В 1775 г. Екатерина I учредила орден Александра Невского с девизом «За труды и Отечество» - одну из высших наград Российской империи. Так почитание святого князя приняло государственную форму. В годы Великой Отечественной войны имя Невского приобрело особое значение: в 1942 г. был учреждён орден Александра Невского.
В Омском государственном историко-краеведческом музее открыта выставка «Александр Невский», которая посвящена жизненному пути этого государственного деятеля, его роли в истории Отечества. На выставке можно увидеть иконы и оклад Святого благоверного князя Александра Невского (XIX в), орден Александра Невского и материалы об омичах, награжденных этим орденом.
4. «В мастерской художника».
Учитель сообщает:
На сегодняшнем уроке мы продолжаем работу в группах. (И в истории искусств есть примеры, когда группа художников создаёт одно произведение. Например: Кукрыниксы).
Задача практической работы - использовать цвет в создании портрета современного человека. Необходимо обратить особое внимание, что выбор цветового решения должен зависеть от вида портрета.
5. Выставка и анализ работ.
Показ готовых работ и анализ полученных результатов.
6. Подведение итогов.
Просмотр работ современных художников (обучающимся предлагается мультимедийная презентация).
Вопрос обучающимся: какие факторы влияют на создание портрета?
После получения ответов, учитель просит ответить детей на вопросы:
Я узнал на уроке…, Меня удивило, что…, Мне кажется… (Рефлексия)
Домашнее задание:
Написать сочинение – эссе на тему: «Мой любимый портрет».
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.