Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка классного часа "Час общения – рассуждение о смысле и цене жизни «Смысл жизни»"

11.03.2015 1309 1949
Ещенко Юлия Алексеевна
Ещенко Юлия Алексеевна, преподаватель информационных технологий высшей категории

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Данный час общения предназначен для студентов 1- 4 курсов. Размышления вместе со студентами над одним из сложнейших вопросов, волновавших человека во все времена: СМЫСЛ ЖИЗНИ. Главное внимание уделяется нравственному воспитанию.

 

Слайд 1. Когда у человека есть цель в жизни, смерть ему не страшна.

К/ф «Человек с бульвара капуцинов»

Отсутствие ясной цели жизни действует угнетающе.

Дж. Рейнуотер


Слайд 2. Жизнь – это то, что с вами случается как раз тогда когда у вас совсем другие планы.

Джон Леннон

Каждый сам является хозяином своего жизненного пути.

 Народная мудрость

Имеет человек в жизни зацепку – и хорошо ему.

     А.П.Чехов


Слайд 3. Поверь в тот факт, что есть ради чего жить и твоя вера поможет этому факту свершиться.

У.Джеймс

Всю жизнь последовательно идти к цели можно, если она постоянно отодвигается.

Ежи Лец

Горе людям, не знающим смысла своей жизни.

Паскаль

Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить.

                           Бергман И.

В каждом человеке есть солнце, только дай ему светить.


Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос.

     Франкл В.


Слайд 4. В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.

Фромм Э.

Цель: развитие способности к познанию себя и других людей; формирование ценностного отношения учащихся к жизни.

Задачи:

  • развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
  • содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
  • сориентировать на ценности человеческой личности;
  • формировать представление о смысле и цене жизни.

Методическая цель:

  • Использование на классном часе следующих технологий:
  • Технология творческого развития.
  • Технология развития рефлекторного мышления.
  • Технология развития критического мышления (мозговой штурм).
  • Технология коммуникативно-диалоговые. 

Форма: Час общения.

Методы: коммуникативные, рефлексия, дискуссия, обяснительно-иллюстрированные. 

Оформление:

  1. Высказывание древних философов о жизни.
  2. Плакаты «Жизнь – это…», «Счастье людей…».
  3. Презентация: «Смысл жизни».

Оборудование: видеопроектор, компьютер, программа PowerPoint, МovieMaker. 

Участники: Классный руководитель, студенты группы.

Подготовительный этап: 

  • Творческой группе студентов  дается задание подобрать высказывания знаме­нитых людей о жизни.
  • Подготовить презентации о жизни в их понимании.
  • Подобрать стихи, притчи, легенды о жизни.
  • Подобрать песни и музыку о жизни. 

План классного часа:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка темы и цели классного часа.
  3. Выступления творческой группы.
  4. Групповое задания, работа по группам.
  5. Подведения итогов.
  6. Рефлексия.

Ход классного часа:

Кл. рук.: Добрый день ребята, уважаемые гости нашего классного часа.

Сегодня мне бы хотелось вас пригласить к разговору, который, на мой взгляд, волнует всех: О смысле, и цене жизни «Каков путь к себе?».


Слайд 5. Еще древние говорили, что самый загадочный сфинкс  на Земле – это Человек. А философы тысячелетиями пытались разгадать феномен своего «Я».

Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно вздыхают и говорят «Слава богу, вот и все родился человек!» и  улыбаются новой жизни. А женщина – мать, качая головой, говорит «Нет, это только начало. Начало новой жизни, начало нового человека».


Слайд 6. Клип «Ангелы»

(Автор клипа Коровина И.Н. Сайт http://www.proshkolu.ru/club/opk/file2/3559236/. Песня «А над ней парили ангелы» Вячеслава Тюльканова, исполнитель Аурика Мгои, солистка вокально - эстрадной студии "Мечта". Клип пробуждает светлые, добрые чувства)


Слайд 7. Ведущий 1: «Четвертая планета»

Ведущий говорит:

– Есть такой фильм «Четвертая планета». В этом фильме космонавты попали на Марс и столкнулись с чем-то (или кем-то), что исполняло их самые заветные желания, это нечто проникало в мозг космонавтов и само выбирало то, чего им хотелось больше всего. Причем желания эти в реальном земном мире были неисполнимыми. Например, один из героев фильма встретился с дедушкой, который уже умер, другой получил возможность изменить свое прошлое. Я прошу вас подумать, а что выполнило бы это нечто для вас. Учащимся дается время подумать. Желающие делятся своими мыслями.

 

Слайд 8. Ведущий 2: «Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть - иначе будет не жизнь, а прозябание.

Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, его цели в жизни, в его принципах, в его поведении: Надо прожить жизнь с достоинством, что - бы не стыдно было вспоминать.

Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже…

Уметь извиняться, признавать перед другими ошибки - лучше, чем юлить и врать.

Жизнь - прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, что бы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого – то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть творчество. Творчество – оно беспрерывно. Так что жизнь – это и есть вечное созидание.

Человек рождается и оставляет по себе память? Об этом нужно заботится уже не только с определённого возраста, но, я думаю, с самого  начала, так человек может уйти в любой момент и в любой миг. И вот очень важно, какую память он о себе оставляет».

Д. С. Лихачев


Слайд 9. Кл. рук.: Мыслители говорили, что человек  - это самое простое и самое сложное. Как научиться  понимать самого себя?  Если спросить об этом каждого из вас, то получим разные ответы, и все вы по – своему будете правы, потому что каждый из вас индивидуален и неповторим.

На столе лежат белые листы. Возьмите их и сделайте что хотите: нарисуйте что – нибудь, просто сложите  или сомните, проведите линию, разорвите и т. д.

      

Слайд 10. Вот так и жизнь человеческая: белый лист, когда он родился. Потом,  мы сами можем ее так прожить, как вы поступили со своими листочками.

Давайте попробуем сделать свой выбор       

 

Слайд 11. Ведущий 3: Ведущий читает стихотворение Э. Асадова «Счастье».

В глазах секретарш плененных

И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье –

Это большое участье:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

По мненью четвертых, это –

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться. 

Еще есть такое мнение, 

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

 

Слайд 12. Кл. рук.:– Наверное, нет человека, который хоть раз не задумался бы о том, зачем он живет. Для чего? От ответа на этот вопрос зависит многое в жизни человека. В чем же он, этот смысл жизни? Для разных людей он в разном. Для одного это любовь, для другого – дом, дача, квартира, для третьего – любимая работа, для кого-то – семья. Кто-то живет для других, кто-то из любопытства. Одни стремятся к власти, другие живут в общении.

Давайте попробуем поразмышлять над некоторыми из этих существующих смыслов жизни.

1) Я прошу вас разбиться на 4 группы. После жеребьевки, каждая группа стремится защитить ту точку зрения, которая ей досталась, независимо от того, как вы сами к ней относитесь. Постарайтесь привести как можно больше аргументов в ее пользу.

Через 5-7 минут идет общее обсуждение в кругу.

2) То же самое, но теперь группа старается найти аргументы против. Как и в первом случае после обсуждения в группах идет обсуждение в кругу.

 

Слайд 13. Вот материал для обсуждения, который получают группы: Приложение 1.

Ведущий 2: Австрийский психотерапевт В. Франкл утверждал, что для развития индивидуальности человека, для его физического и психического здоровья необходимо соотносить свою жизнь, свои решения и поступки с чем-то внеличным, ради чего стоит жить, чему можно посвятить свою жизнь.

В. Франкл обнаружил это в фашистском концлагере. «Когда я заболел тифом, – вспоминает он, – то лежа на нарах, я записал на маленьких листочках много разных заметок, важных при переделке рукописи, как будто я уже дожил до освобождения. Я уверен, что эта переработка потерянной рукописи в темных бараках концентрационного лагеря Баварии помогла мне преодолеть опасный коллапс». Он заметил, что в лагере выживали те, кому было для чего жить.

Очень часто неврозы, депрессии, апатии порождаются тем, что человек не понимает смысла своей жизни.

Ведущий 1: Существует немало проповедников, предлагающих людям некий единый, одинаковый для всех смысл жизни. Но смысл своей жизни нельзя получить готовым из чужих рук. Человек вынужден сам обнаружить смысл жизни.


Слайд 14. «Смысл жизни различается от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Поэтому важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент времени…

Ведущий 3: читает стихотворение.

Как в этой жизни преуспеть? 
Как получить то, что желаем? 
Как воплотить, 
о чем мечтаем? 
Ответ простой – 
позвольте сметь! 
Позвольте сметь 
себя любить, 
Обидам места не давая, 
Любовь повсюду раздавая, 

И жизни каждый миг ценить! 
Себе позвольте быть собой, 
Живя, а 
не играя роли 
Своей быть выраженьем воли, 
А не раздавленным судьбой! 
Позвольте сметь себя менять! 
Смотря кино, 
читая книжки, 
Учась и набивая шишки, 

Себе позвольте сметь расти, 
Все время поднимая планку! 
Не надо вовсе наизнанку, 
Но смейте быть всегда в пути! 
Себе позвольте сметь мечтать, 
Мечтам не подрезая крылья, 
Боясь лишь своего бессилья 
В мечтах под облака летать! 
Посмейте не переживать, 
О том, что изменить не в силах! 

Но коль хотите жить красиво, 
Имейте силы жизнь менять! 
Посмейте жизнью управлять! 
Свои решенья принимая, 
Мечты в реальность воплощая, 
Посмейте жизнь преображать! 
Себе позвольте жизнь любить! 
Всем в этой жизни восхищаясь, 
Мгновеньем каждым наслаждаясь,  
Посмейте полноценно жить! 


Слайд 15. Кл. рук.: Мы не должны искать абстрактного смысла жизни…
У каждого свое собственное призвание и предназначение в жизни, каждый должен выносить его в своей душе и попытаться реализовать. Жизнь конкретного человека неповторима.
Наш кл. час мне хочется закончить следующими словами.

 

Слайд 16.

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям

Рефлексия.


Слайд 17. Клип «Книга жизни»

(Автор идеи социальный педагог МОУ «ООШ» г. Дубровки Пахомова Наталья Юрьевна. Сайт: http://viki.rdf.ru/author/178/. Клип на песню «Лети моя душа» - группа «Ночные снайперы», заставляет задуматься о человеческих ценностях, направлен на профилактику вредных зависимостей).

 

Литература:

  1. «Цель и смысл жизни человека» - урок обществознания - учитель истории и обществознания Фимина Любовь Степановна МАОУ  «СОШ №25  с углубленным изучением отдельных предметов имени В.А. Малышева». г. Сыктывкар, 2014 год
  2. «Путь к себе» - классный час - Киреевой Н.А., МОУ лицей №16 г. Ставрополь;
  3.  Жирова Т.М.. Твоя жизнь – твой выбор: развитие ценностей здорового образа жизни –  М.: «Панорама», 2012г
  4.  Савченко Е.В. Классные часы - М.: «ВАКО», 2010 г.

Приложение: презентация классного часа «Смысл жизни»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*