Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Портфолио как инструмент мониторинга и оценки общих компетенций студентов колледжа

10.03.2015 1843 1 3006
Пояркова Ольга Николаевна
Пояркова Ольга Николаевна, зам. директора по УМНР, преподаватель

Жемалутдинова Гульнара Измаиловна
Жемалутдинова Гульнара Измаиловна, методист, преподаватель

Томский экономико-промышленный колледж

С принятием и внедрением в образовательную практику федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения образовательные учреждения столкнулись с новыми требованиями к результатам профессионального образования, сформулированными в виде профессиональных и общих компетенций.

Создание системы формирования общих компетенций у студентов, а также системы мониторинга их сформированности и оценки является одной из актуальных проблем, стоящих перед образовательным учреждением среднего профессионального образования.

В федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования общие компетенции присутствуют во всех учебных дисциплинах и профессиональных модулях, соответственно они должны развиваться в течение всего процесса обучения.

Одно из обязательных требований федерального государственного образовательного стандарта – формирование образовательным учреждением не только профессиональных, но и общих компетенций. С одной стороны, закладка и формирование общих компетенций начинается в раннем детстве, когда этим занимается семья, родственники, друзья и продолжается в школе. В учебное заведение профессионального образования студент приходит с уже сформированными чертами характера, привычками, понятиями о нормах социального поведения. С другой стороны, невозможно представить себе процесс подготовки профессионала без развития таких качеств как мобильность, готовность к профессиональному и личностному саморазвитию, стремление к творческому самовыражению, осознание социальной значимости будущей профессии, без развития таких способностей как организация собственной деятельности, способности принимать решения и нести за них ответственность, работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за работу членов команды.

Важно не просто сформировать общие компетенции, но и измерить уровень их сформированности. В связи с этим возникает другая задача – как зафиксировать те результаты, по которым можно определить, сформированы у студента общие компетенции или нет. Поэтому в колледже мы обратились к такой технологии оценивания как портфолио.

Процессу внедрения в колледже портфолио предшествовала серьёзная аналитическая работа. Были рассмотрены различные формы мониторинга и оценки общих компетенций:

  1. через создание и ведение службами образовательной организации базы данных, отражающих достижения студентов в различных областях деятельности,
  2. через организацию и проведение квалификационных экзаменов,
  3. через ведение портфолио.

Различные учебные заведения используют различные измерители, которые позволяют выявить позитивную динамику изменений подготовленности, активность обучаемых в усвоении знаний, рост их компетентности, степень освоения профессиональных и общих компетенций.  Некоторые образовательные учреждения пошли по пути ведения обучающимися портфолио как  индивидуальную, персонально подобранную совокупность разноплановых материалов, которые представляют результаты студента в образовательной, спортивной, творческой и других сферах деятельности. То есть портфолио в данном случае представляет папку-накопитель достижений студента в различных областях деятельности. Но такое портфолио не даёт ответа на основной вопрос: как выявить по этим материалам, какие конкретно компетенции сформированы, кто будет в этом случае «переводчиком» представленных результатов в виде документов на язык соотнесения с конретными компетенциями.

Введению портфолио в колледже были посвящены заседания Методического Совета, проводились совещания, круглые столы с участием воспитательной службы, заведующих отделениями, психологами, руководителями методических объединений, представителями студенческого самоуправления колледжа и все участники этих мероприятий задавались одним вопросом: И ВСЁ-ТАКИ ЗАЧЕМ? На наш взгляд:

1) Портфолио позволяет вовлечь студентов в процесс оценивания собственных образовательных достижений и разделить ответственность с педагогами колледжа за достижение результатов обучения.

2)  Помимо соблюдения нормативного требования федерального государственного образовательного стандарта (п. 8.5.) портфолио  может послужить студентам основой для разработки хорошего резюме, а педагогам – основой для составления характеристик, рекомендательных писем, выдвижения студентов колледжа для участия в различных конкурсах, назначения специальных и именных стипендий.

Мы предлагаем рассматривать портфолио достижений студента как комплект  документов, отзывов, работ, позволяющий обучающемуся  в альтернативной форме предъявить образовательные и профессиональные достижения, определить направления профессионально–личностного саморазвития.

В макет портфолио достижений обучающегося Томского экономико-промышленого колледжа заложен принципиально иной подход: портфолио должно отражать сформированность конкретных компетенций.

Поэтому основными категориями, заложенными в основу портфолио, являются общие компетенции (Приложение 1).

Студент, оформляя портфолио достижений с помощью педагогов, куратора, является активным творцом знаний, решений, информации и т.п. Такое портфолио создаёт условия, определяющие мотив деятельности, формирует систему знаний на основе самоуправления процессом обучения, стимулирует активность студентов, обеспечивает дифференцированный подход в процессе обучения. Работа с портфолио помогает студенту критически оценить результаты своей учебно-профессиональной деятельности. Портфолио позволяет фиксировать изменения и рост студента за определенный период времени, а также обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году.

Подборка и формирование портфолио обязательно осуществляется с участием самого обучаемого.

Помимо накопительной функции, портфолио выполняет модельную функцию:

  • отражает динамику развития студента, результатов его самореализации;
  • демонстрирует стиль обучения, свойственный студенту, показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта;
  • помогает студенту проводить рефлексию собственной учебной работы;
  • служит формой самооценки результатов работы студента,
  • помогает студенту самостоятельно установить связи между усвоенными ранее и новыми знаниями.

В действующем в колледже Положении о портфолио достижений студентов прописан механизм формирования портфолио на протяжении всего периода обучения. Работа студентов над портфолио достижений начинается в самом начале обучения, когда они на специальных занятиях в рамках учебной дисциплины «Введение в специальность» знакомятся с целями и задачами использования, функциями портфолио и технологией работы с ним. На этом этапе они имеют возможность получить обозримую программу своего профессионального становления, увидеть ступени формирования необходимых компетенций и критерии их оценки, что должно настроить их на серьёзную работу для достижения успехов в учебной деятельности и стремление к постоянному самосовершенствованию. Уже на этом этапе студенту предоставляется возможность начать работу по выбору индивидуальной траектории обучения в соответствии с анализом предыдущих достижений студента, степенью его готовности к освоению образовательной программы по специальности.

Обновление и дополнение материалов портфолио производится  в соответствии с видами учебной деятельности, а также по мере выполнения различных видов работ.

Следующим ключевым элементом оценки сформированности общих компетенций являются квалификационные экзамены, на которых студенты представляют портфолио. Результаты мониторинга заносятся в ведомости сформированности общих компетенций, заранее подготовленные куратором группы на основании анализа портфолио.

В учебных группах, зачисленных на базе основного общего образования, в которых, как правило, на первом году обучения не проводятся квалификационные экзамены, представление портфолио студентом осуществляется один раз в два месяца по графику, установленному куратором группы, на классных часах или других групповых мероприятиях. Кураторы учебных групп один раз в семестр сдают заведующему отделением ведомости сформированности общих компетенций.

Завершающим этапом по формированию портфолио и презентации его на ГИА является дисциплина «Планирование карьеры», где также организуется работа с портфолио: студенты приобретают навыки формирования резюме на основании собственных портфолио.

Таким образом, процесс создания портфолио не только демонстрирует усилия студента и его прогресс или достижения в конкретном виде практики, но и помогает будущему специалисту в развитии способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать свои умения.

Несмотря на отдельные нерешенные организационные проблемы и дополнительные трудозатраты со стороны педагогов, преимущества портфолио несомненны. В целом портфолио обеспечивает:

  • непрерывный процесс формирования общих компетенций, отслеживания и оценивания качества учебных и внеучебных достижений, на основе которого можно принимать решения об эффективности учебного процесса и реализовывать индивидуальный подход к обучению;
  • многомерные представления о различных учебных достижениях и учебной деятельности;
  • оценки мыслительной деятельности студента, его междисциплинарных умений, умений постановки проблем, решения нестандартных задач, понимания учебных дисциплин и овладения соответствующими компетенциями и навыками.

Приложение «Показатели оценки»

 

Список литературы

  1. Портфолио студента образовательного учреждения СПО: Методические рекомендации по структуре, технологии организации и оценке (рейтингованию) «портфеля достижений студента». - М.: Е-медиа, 2007. - с. 48
  2. Разработка и сертификация аттестационных тестов: учебное пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова / Государственный университет управления. - М.: ГУУ, 2007 - 91с.
  3. Федеральный государтсвенный образовательный стнадарт среднего профессионального образования.
  4. Словарь-справочник современного российского професстионального образования / авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. – Выпуск 1. – М.: ФИРО, 2010.



Назад к списку

Комментарии
Очень полезный материал. Примем к сведению, попробуем применить в своей работе.
Сидоренко Марина Александровна
зам. директора по НМР,
ГАУ АО ПОО "Амурский медицинский колледж"

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*