Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование инновационных технологий в образовательном процессе

04.03.2015 414 2 646
Пономарев Владимир Михайлович
Пономарев Владимир Михайлович, директор, Отличник здравоохранения, преподаватель высшей категории

Рубцовский медицинский колледж

В современном профессиональном образовании в РФ происходят существенные изменения, обусловленные развитием основных тенденций. Во-первых, профессиональное образование приобретает деятельностную направленность и нацелено на конкретную профессиональную деятельность, согласно запросам работодателей, на реализацию которой образовательным стандартом определена вариативная часть. Во-вторых, профессиональное образование направлено на реализациюидеи «образование в течение всей жизни», обеспечивающей конкурентоспособность специалистов. И соответственно, педагогическое со­общество переходит на качественно новый уровень инновационной деятельности.

Федеральным государственным образовательным стандартом по медицинским специальностям выдвинуты требования к условиям реализации ППССЗ по применению активных иинтерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования у обучающихся  общих и профессиональных компетенций: осуществлять поиск и использование информации, анализировать и оценивать информацию, приме­нять информационно-коммуникационные технологии, работать в команде, быть ответственным за результат выполнения заданий и др.

Этому способствуют деловые и ролевые игры, семинарские занятия, дискуссии, уроки-конференции, уроки-экскурсии, видеоуроки, уроки кейс-стади, лекции-консультации, проблемные лекции, занятия с использованием тьютерской функции преподавателя, работа в микрогруппах, использование электронных учебников, электронно-обучающих программ, манекенов-симуляторов, элементов дистанционного обучения, реализация метода проектов.

Но на первый план в подготовке высококвалифицированных специалистов выступает компьютеризация образования и использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Это радикально меняет характер учебного процесса, дает возможность виртуального воспроизводства реальных производственных ситуаций.

В Рубцовском медицинском колледже цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) оказывают помощь преподавателям и студентам при подготовке к занятиям, дают возможность обратиться к дополнительной и справочной литературе, электронной библиотеке при подготовке курсовых и дипломных работ, творческих заданий и проектных заданий.

Традиционным стало компьютерное тестирование при проведении промежуточной и итоговой аттестации студентов. Все кабинеты колледжа оснащены медиаоборудованием.

Использование новых образовательных технологий, в том числе информационных, является приоритетным в управлении учебным процессом колледжа. Оборудован современный компьютерный класс, введен в эксплуатацию класс информационно - мультимедийных технологий, где могут готовиться к занятиям преподаватели и студенты в свободное время, пользоваться электронными информационными ресурсами. Для рубежного и промежуточного контроля знаний имеется мобильный компьютерный класс.

Во 2-ой половине прошлого века началось использование симуляционного обучения в тех отраслях, где ошибки при обучении на реальных объектах могут привести к трагическим последствиям. Это авиация, атомная энергетика, ж/д транспорт.

В медицине симуляционное обучение упоминается в XVIIIв. с момента изобретения во Франции фантома родов. В последние годы были четко определены преимущества симуляционного обучения в медицине:

  • приобретение навыков без риска для пациентов;
  • не ограничено число повторов для отработки навыков и ликвидации ошибок;
  • объективная оценка выполнения  манипуляций;
  • возможность изучения состояний, вмешательств;
  • нет стрессовых ситуаций ни для студентов, ни для пациентов.

Новые требования к профессиональной компетентности медицинских работников определяют необходимость усиления практического аспекта подготовки специалистов. Высокие риски осложнений при выполнении медицинских манипуляций, ограничения правового и этического характера делают симуляционные технологии обучения актуальными в процессе преподавания в медицинском колледже.

Именно поэтому с 2012 года в РМК идет создание подобных симуляционных лабораторий.

Учитывая тот факт, что принципиальным отличием ФГОС стал явный акцент на практико-ориентированный подход в обучении, на новые компетентностно-ориентированные педагогические технологии, в РМК были созданы симуляционные лаборатории терапевтического, хирургического профиля, профиля ГО и ЧС, «учебная фирма» по ПМ «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Учебная фирма это – модель элементов лечебно – профилактического учреждения, в которой реальная ситуация имитируется в соответствии с образовательными целями. В состав фирмы входят типовые структурные подразделения любого ЛПУ: приемное отделение, процедурный кабинет, палата интенсивной терапии, стерилизационное отделение, кабинет зондовых манипуляций. Для эффективной работы учебной фирмы большое значение имеет оборудование помещения, в котором проходят занятия. Помещения, в которых располагается учебная фирма, светлые, удобные, оборудованные в соответствии с табелем оснащения. Для обеспечения практического обучения  студентов постоянно приобретаются и обновляются фантомы, медицинские приборы, инструменты.

В течение 2011, 2012, 2013 года для организации практического обучения в колледже приобретено следующее оснащение:

Название

ПМ, МДК и дисциплина, где используется

Реанимационный фантом «Максим» (2 шт)

ПМ 04, 07 «Сестринское дело», «Лечебное дело»

ПМ 02 «Сестринское дело»

Манекен – симулятор (компьютеризированный) взрослого для отработки навыков проведения СЛР

Безопасность жизнедеятельности,

ПМ03 «Сестринское дело»

ПМ03 «Лечебное дело»

Улучшенный манекен – симулятор травмы

ПМ 02 «Сестринское дело»

ПМ01,02 «Лечебное дело»

Детский манекен – симулятор для аускультации

ПМ01,02 «Лечебное дело»

Манекен – симулятор грудного ребенка для отработки сестринских манипуляций

ПМ 02 «Сестринское дело»

Цифровой манекен – симулятор аускультации сердца и легких с пультом

ПМ01,02 «Лечебное дело»

Анатомия, основы патологии

Цифровой манекен – симулятор с пультом для пальпации живота

ПМ01,02 «Лечебное дело»

Тренажер для отработки навыков акушерской помощи в родах

ПМ 02, 01 «Сестринское дело»

Здоровый человек и его окружение

ПМ01,02 «Лечебное дело»

Электрическая модель кровообращения

ПМ01,02 «Лечебное дело»

Анатомия, основы патологии

Электрическая модель дыхания

Анатомия, основы патологии

ПМ01,02 «Лечебное дело»

Электрифицированный стенд – тренажер «Этапы оказания первой помощи»

Безопасность жизнедеятельности,

ПМ03 «Сестринское дело»

ПМ03 «Лечебное дело»

Электрифицированный трехсекционный стенд – тренажер «Травмы. Кровотечения. Ожоги»

Безопасность жизнедеятельности,

ПМ03 «Сестринское дело»

ПМ03 «Лечебное дело»

МОС «Сестринское дело в хирургии»

ПМ 02 «Сестринское дело»

ПМ01,02 «Лечебное дело»

МОС «Обезболивание»

ПМ 02 «Сестринское дело»

ПМ01,02 «Лечебное дело»

Созданы кабинеты реанимационно–хирургического и кардиологического профиля, симуляционная лаборатория «Пропедевтика клинических дисциплин».

Активно используются в образовательном процессе мультимедийные обучающие системы, электрифицированные стенды – тренажеры.

В соответствии с требованиями ФГОС в начале 2013-2014 учебного года введен в действие новый кабинет «Медицина катастроф». Кабинет оснащен многофункциональным учебно-тренажерным комплексом для обучения оказания первой помощи на месте происшествия: мультимедийная обучающая система «Медицина катастроф».

Но все - таки, симуляционное обучение-это не альтернатива «живого» общения с пациентом, а средство сделать это общение более эффективным и комфортным для больного и студента, потому что для реализации освоения основных видов профессиональной деятельности для медицинского работника необходимы не манекены, а настоящие, реальные пациенты.




Назад к списку

Комментарии
Уважаемый Владимир Михайлович, что такое реанимационный фантом «Максим»?
Елена Звездная
Преподаватель
Это всем известно - тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации!!! ))))))))
Курпатов Михаил Александрович

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*