Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование информационных технологий на уроках математики (из опыта работы)

04.03.2015 338 485
Астраханцева Ирина Вячеславовна
Астраханцева Ирина Вячеславовна, преподаватель математики

Лысьвенский политехнический колледж (ГБПОУ)

В XXI веке информационная революция вызвала широкое применение новых информационных технологий и Интернет в образовании. Информационные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают возможность для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Компьютер вместе с информационными средствами в образовательном процессе открывает новые возможности в работе преподавателя и в учебной деятельности студента. Информационные технологии (ИТ) становятся основными инструментами в профессиональной практической деятельности человека.

Под информационными технологиями понимают процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств.

Сегодня внедрение информационных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений, особенно сейчас в рамках ФГОС при реализации компетентностного подхода к обучению, который является усилением прикладного, практического характера предметного обучения.

Сейчас в сети Интернет можно найти всевозможные программные продукты, которые могут быть использованы преподавателями при проведении занятий с применением новых информационных технологий. Такие занятия позволяют повысить мотивацию обучаемых в изучении предметов естественно-математического цикла, активизировать их познавательную деятельность, формировать общее мировоззрение на современном научном уровне.

Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. В связи с этим большое внимание сегодня уделяется проектной деятельности обучаемых. Самостоятельная работа студентов с компьютером, работа над самим информационным объектом, использование материалов различных CD, ресурсов Интернет, некоторых программ и утилит, позволит им за короткое время создавать небольшие собственные работы.

Общепризнанно, что математика является трудоемкой учебной дисциплиной, требующей от студентов постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем, весьма специфичной и разнообразной. Кроме того, математика является базой для изучения общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов. Поэтому одной из главных задач преподавателя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления.

Одной из причин использования новых информационных технологий в образовательном процессе является то, что преподаватели вынуждены постоянно решать дилемму – как «уложить» растущий объём изучаемого материала в небольшое число часов, которое имеет тенденцию к сокращению. С другой стороны, существует необходимость в тщательно подобранных учебно-методических материалах и пособиях, которые могут быть использованы при проведении учебных и практических занятиях.

Увеличение умственной нагрузки на занятиях математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес студентов к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего занятия. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс нами на уроках активно используются информационные технологии.

Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет преподавателю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, познавательную активность студентов.

В своей работе я использую информационные технологии в следующих направлениях:

  1. демонстрация слайдов (использование презентаций);
  2. работа в математической среде MathCad;
  3. реализация математических моделей в программе Microsoft Excel;
  4. использование электронных учебников для самостоятельной работы студентов;
  5. использование студентами сетевых ресурсов для подготовки сообщений по темам;
  6. использование интерактивной доски.

Мультимедийные презентации прочно вошли в учебный процесс. Практически каждый преподаватель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. Наиболее эффективно использовать презентации и интерактивную доску при проведении лекции, практического занятия, самостоятельной работы, тестирования.

Для проведения уроков я создаю учебные презентации в программе Microsoft Power Point по различным темам («Векторы», «Линейная алгебра», «Графический метод решения систем линейных неравенств с двумя переменными», «Математическое моделирование», «Чтение свойств функции по графикам», «Различные случаи вычисления площадей», «Тригонометрические функции числового аргумента», «Графики тригонометрических функций» и другие) или беру готовые презентации, например, с сайта www.rusedu.ru.

При подготовке к Федеральному Интернет-экзамену занятия веду с использованием программного тестового модуля «Интернет-тренажер», который можно использовать на разных этапах учебного занятия и в разных формах. Это и домашние проверочные работы по выборочным темам, и тестирование в учебной аудитории в режиме он-лайн, это и объяснение каких-либо трудных моментов учебного материала. Данные функциональные возможности модуля удобны с точки зрения контроля за освоением материала, так как каждый студент получает свой вариант работы.

С помощью мультимедийного проектора и демонстрационного экрана представляю созданные слайды на соответствующих занятиях. Презентация позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока. По ходу занятия поэтапно выводится необходимый материал на экран, и рассматриваются основные вопросы данной темы. В случае необходимости я могу заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретное занятие в конкретной группе студентов.

На занятиях математики использую готовый программный продукт MathСad. Это программное средство, среда для выполнения на компьютере разнообразных математических и технических расчетов, снабженная простым в освоении и в работе графическим интерфейсом, которая предоставляет пользователю инструменты для работы с формулами, числами, графиками и текстами. В среде MathСad студенты выполняют практические работы на вычисления значений выражений, задание функций и нахождения значения функции в некоторой точке, выполнение действий над матрицами, решение систем линейных уравнений, решение простейших задач линейного программирования.

При изучении математического моделирования использую программу Microsoft Excel. В частности, студенты решают задачи линейного программирования симплексным методом, решают транспортные задачи, используя огромные возможности данного программного продукта. Также данный программный продукт очень продуктивно использовать при отработке темы «Элементы математической статистики».

В настоящее время преподавание математики невозможно себе представить без использования различных электронных учебников и книг, которые, подобно бумажным, содержат только изложение материала, но в электронном виде. В основном электронные учебники по математике используются студентами для самостоятельной подготовки к занятиям.

Таким образом, применение электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

  • экономию времени при объяснении нового материала;
  • представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
  • воздействие на разные системы восприятия студентов, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
  • возможность анализировать результаты и давать графическое представление полученного;
  • дифференцированный подход к обучению студентов, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;
  • увеличение количества различных заданий и упражнений на отработку практических навыков;
  • постоянный оперативный контроль усвоения материала студентами.

Это, в целом, стимулирует разнообразие творческой деятельности студентов, дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету.

Применение интерактивной доски особенно облегчает труд преподавателя при изучении стереометрии, задач на построение сечений, задач, связанных с применением сложной формулы, задач на построение графика и многое другое.

Информационные технологии позволяют повысить качество самостоятельного обучения. Все, что добыто собственным трудом, имеет огромную познавательную ценность. Таким образом, успех обучения определяется отношением обучаемых к учению,стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.

Несмотря на многообразие и возможности компьютерных образовательных технологий – это всего лишь средства, которые при грамотном и умелом использовании становятся помощником для преподавателя. Современному преподавателю необходимо научиться умело использовать информационные технологии, тогда наши обучающиеся станут чуть самостоятельнее, активнее, а главное творчески мыслящими, и тогда не преподаватель будет заполнять собой все пространство учебного занятия, а его студенты.

Каждый преподаватель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый преподаватель обязан работать во благо развития человека.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*