Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Результативность применения современных технологий в образовательном процессе

27.02.2015 296 424
Пасько Лариса Васильевна
Пасько Лариса Васильевна, заместитель директора по УМР, преподаватель русского языка и литературы

Тарко-Салинский профессиональный колледж

Актуальность проблемы применения современных технологий в образовательном процессе вызвана интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

Для быстрого и эффективного обучения требуются максимально реалистичные интерактивные обучающие технологии и системы.

Благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффективностью, наглядностью и с меньшими расходами производить различные эксперименты, лабораторные, а также отрабатывать те или иные специальные навыки. В виртуальной среде можно симулировать любые законы материального мира, при этом не затрачивая каких- либо реальных материалов.

Так, для проведения тех или иных экспериментов вовсе не нужна реальная лаборатория или какие-либо материалы. Достаточно воссоздать их компьютерные модели и производить те или иные действия над ними в интерактивной среде. Хороший пример использования компьютерных технологий для отработки специальных навыков можно посмотреть на примере тренажёров.

Благодаря современным мультимедийным и интерактивным технологиям в виртуальном окружении воспроизводятся реальные ситуации и объекты, что позволяют обучаемому персоналу отработать свои профессиональные навыки и свести к минимуму риск возникновения критических и аварийных ситуаций.

Кроме того, благодаря современным мультимедийным технологиям, эффективность обучения в такой форме может в значительной степени превосходить эффективность классических методов обучения. Ведь обучаемый может без ограничений и без тех или иных рисков производить различные действия, многократно воспроизводить которые в реальном мире может быть проблематично. Автоматизированные обучающие системы достаточно тесно связаны с системами интерактивного обучения.

Выпускнику учреждения среднего профессионального образования важно не только дать знания, но и научить самостоятельно их добывать и пополнять в течение всей своей жизни. Необходимость внедрения в образовательный процесс современных технологий продиктована тем, что к нам ежегодно поступают подростки с низким уровнем базовой подготовки, познавательной активности, навыками учебной деятельности, отрицательной мотивацией к изучению дисциплин  общеобразовательного цикла.

В отличие от традиционных технологий обучения инновационные технологии являются личностно-ориентированными, что способствует развитию креативных способностей обучающихся, их  творческой личности.

Так, проблема развития у обучающихся познавательной активности решается преподавателями дисциплин общеобразовательного цикла и мастерами производственного обучения нашего училища в рамках темы «Деятельность профессиональной образовательной организации, реализующей компетентности обучающихся для обеспечения кадрового потенциала округа». Применяя высокотехнологичное оборудование, мастера производственного обучения активно внедряют игровые технологии профессионального обучения: сюжетно-ролевые, учебно-технологические. Такие технологии позволяют обеспечить связь предметного содержания с реальным технологическим процессом, развивают у обучающегося чувство ответственности, профессиональной грамотности и этики, погружают его в технологию производства и производственных отношений.

Так, разработанные и успешно внедренные в учебный процесс разноуровневые электронные тесты, электронные учебники, практические работы по производственному обучению обеспечивают дифференцированный подход в обучении и выводят обучающихся на индивидуальные программы обучения. Именно это инновационное направление сегодня  для преподавателей училища стало основным. Ими активно используются технологии индивидуального обучения, организуются групповые занятия, где происходит формирование профессиональной речи обучающихся, оттачивается их предметная компетентность, происходит приобщение к использованию возможностей современных мультимедиасистем.

Значительный успех приносит занятие инновационной деятельностью в рамках интегрирования учебных разделов курса физики и электротехники, электроматериаловедения и химии, УиТОТС и английского языка, УиТОТС и цементирование скважин.  Мастера используют возможности компьютерных программ Мультисим и Логософт Комфорт с целью конструирования электрических схем и их автоматического анализа регулирования процессов, что обеспечивает развитие аналитического мышления, формирование исследовательских навыков обучающихся, укрепление профессиональных навыков выполнения технологических процессов. Создание электронной версии лабораторно-практических работ развивает навыки алгоритмических действий при выполнении операционных профессиональных действий. Комментируя происходящее на экране, обучающийся отрабатывает профессиональную терминологию, учится анализировать правильность выполняемых технологических операций.

Очевидной положительной стороной использования современных информационных технологий является применение электронных учебников, которые делают изучаемый материал более наглядным (а значит и запоминаемым), позволяют не только воспроизводить на экране сложные, многомерные объекты и процессы, но и активно участвовать в этом самому обучающемуся.

Многие преподаватели используют их на всех этапах обучения. Объяснение нового материала на уроках сопровождается при помощи компьютера моделями и видеофрагментами. Компьютерные модели оживляют изложение материала, обеспечивают демонстрацию того, что не удается показать в натуральном эксперименте и трудно воспринимается на статичных рисунках. Электронные учебники применяются также при закреплении (повторении) учебного материала, при подготовке к экзаменам.

Таблица 1

Современные образовательные технологии и их результативность

Технология

Цель

Результативность использования

Прогнозируемый результат

Технология уровневой дифференциации

Создание оптимальных условий  для выявления интересов и способностей

Отработка образовательных стандартов, предупреждение неуспеваемости

Повышение качества обученности

Развитие исследовательских навыков

Обеспечить развитие критического мышления, направленного на поиск и обработку информации

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке или на нескольких уроках

Презентация результатов работ в виде рефератов, исследовательских работ, участие в конференциях для обучающихся

Проектные методы обучения

Развитие исследовательских умений и системного мышления

Развитие у обучающихся умений в создании социальных проектов

(Интеллектуальная игра.

Социальное проектирование).

Погружение в будущую профессиональную деятельность

Модульное обучение

Приспособление к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки

Индивидуальный темп обучения

Развитие самостоятельности обучающихся

Обучение в сотрудничестве

Организация активности обучающихся, отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений

Разработка новых подходов к объяснению темы,

организация активности обучающихся

Развитие взаимоответственности, моделирование содержания учебной деятельности

Кейс-метод

Обучение анализу предложенной практической ситуации и нахождению путей ее решения

Ориентир на формулировку проблемы и поиск вариантов ее решения

Выработка программных действий по преодолению проблемы

Технология коммуникативного обучения

Обучение пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми

Целостное осмысление и обобщение полученной информации

Развитие языковых коммуникативных навыков, чувства взаимоуважения партнеров

Концентрированное обучение

Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса

Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки

Динамика работоспособности обучающихся

Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности  обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, способных успешно осваивать новые профессиональные области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.

 

Список литературы

1. Никишина И.В., Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. «Учитель», - Волгоград, 2007г.

2. Профессиональное образование, № 8, 2011г., с.44-45.

3. Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения.- Методический лекторий, Москва, 2009.

4. Эрганова, Н.Е. Введение в технологии профессионального обучения.- Екатеринбург: РГППУ, 2009.- 152 с.

5. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения.- М: Академия, 2008.- 160 с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*