Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Обеспечение условий для раскрытия дарований с целью их реализации в профессиональной деятельности

27.02.2015 843 1427
Пасько Лариса Васильевна
Пасько Лариса Васильевна, заместитель директора по УМР, преподаватель

Тарко-Салинский профессиональный колледж

Аннотация

Как выявить одаренных детей и построить их сопровождение? В статье речь идет о создании творческой среды, возможностях дистанционного обучения для детей с повышенной мотивацией к обучению.

Представленный материал может быть использован в ходе семинара, производственного совещания, заседании методической (цикловой) комиссии, на которых рассматриваются вопросы организации работы с одаренными детьми.

Ключевые слова

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.

Профессиональная деятельность – деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства.

Креативные способности – творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных  и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта преподавателя и обучающегося.

 

Необходимость поддержки и сопровождения талантливых детей, создание условий для раскрытия их творческого потенциала и формирования психологической готовности к профессиональной деятельности – одно из основных направлений инновационного образовательного учреждения.

Основные задачи сопровождения одаренных детей заключаются в следующем:

  1. Изучение динамики развития одаренного ребенка.
  2. Создание условий для гармоничного развития личности.
  3. Создание условий для раскрытия его творческого потенциала.
  4. Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению.

Функциональное обеспечение работы с одаренными детьми для преподавателя – предметника состоит в:

  1. Корректировке программ для работы с одаренными детьми, подготовке заданий творческого и исследовательского характера.
  2. Организации индивидуальной работы.
  3. Подготовке к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям.
  4. Создание контрольно-измерительных материалов повышенного уровня.

От правильной организации системы контроля знаний во многом зависят эффективность управления образовательным процессом и качество подготовки специалиста.

Использование инновационных технологий в образовательном процессе способствуют развитию креативных способностей обучающихся, их творческой личности. Преподаватели дисциплин общеобразовательного цикла особое внимание уделяют планированию контроля качества знаний и умений, разработке форм и методов его проведения. Так, изучение дисциплины «Литература» является важным и необходимым при овладении любой профессией, так как высококвалифицированный рабочий должен уметь аргументировать свою точку зрения, анализировать, сопоставлять и строить свои собственные высказывания. А всему этому учат на занятиях по литературе.

Оценка знаний и умений осуществляется на основе показателей оценки результата и их критериев (см. таблица 1).

 

Таблица 1

Показатели оценки результата

Результаты освоения

Основные показатели оценки результата

Критерии

Знание основных закономерностей историко-литературного процесса и особенностей литературных направлений

Установление взаимосвязи литературы с общественно-историческим процессом.

Знание особенностей основных литературных направлений

Охарактеризовать взаимосвязь литературного процесса с историческими событиями.

Раскрыть отличительные черты литературных направлений. Назвать их представителей.

Умение воспроизводить содержание литературного произведения (прозаического и поэтического)

Воспроизведение сюжета произведения, построения композиции

Назвать героев произведения, места происхождения событий. Раскрыть события в хронологической последовательности.

Чтение стихотворения наизусть.

Как правило, устойчивые интересы обучающихся к своей будущей деятельности, к предмету изучения возникают в процессе исследовательской, творческой деятельности. Ребята с повышенной мотивацией к обучению излагают изученный материал с использованием компьютера видеофрагментами. Компьютерные модели оживляют изложение темы, создают образное восприятие, усиливают эмоциональное воздействие  на зрителя.

Развитие исследовательской деятельности обучающихся является одним из основных направлений модернизации системы профессионального образования. Особое внимание уделяется участию одаренных детей в проектной деятельности, в результате которой происходит становление компетентностного профессионала, обладающего потребностью в профессиональном самосовершенствовании.

В условиях информатизации современного общества особую значимость приобретает формирование информационной культуры личности. Занятия литературой помогают обучающимся в овладении умениями работы с различными источниками информации. Творческо-поисковый уровень предполагает осмысление данного источника, определение его роли в системе других документов, сравнение описываемых событий с позиции автора текста. На этом этапе происходит аналитическая работа в соответствии с поставленной преподавателем задачей. Сопоставление происходит в форме творческого отчета, доклада, сочинения, презентации проекта.

Значимость такой работы с одаренными детьми заключается в том, что происходит обучение поисковым методам работы. Творческий уровень заключен в самостоятельном добывании фактов, формировании собственных взглядов и доказательств, отличных от авторской позиции.

В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск форм, средств и методов обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности саморазвития и самореализации одаренной личности. Одной из таких форм стало дистанционное обучение. Дистанционные занятия для этой группы обучающихся носят рекомендательный характер. Тематика тренировочных упражнений разнообразна: флеш-карточки для заучивания вопросов по теории литературы, тесты на соответствие и понимание с выбором правильных вариантов, практикумы, соответствующие уровню их знаний. Дистанционные задания должны быть оценены преподавателем в форме краткой рецензии с исправлениями или рекомендациями.

При использовании дистанционного обучения при  организации работы с одаренными детьми необходимо:

  1. Применение активных методов и способов мотивации.
  2. Группировка учебного материала в модули.
  3. Создание обучающимися продукта своей деятельности.
  4. Наличие обратной связи.

Дистанционный урок включает в себя материал повторения и нового содержания, формы которого разнообразны: тексты, видеоматериалы, фотографии, ссылки на другие источники. Цель – дать не только конкретные знания, но и научить принципам работы с информацией, грамотно ее проанализировать и использовать при создании своего собственного продукта (текста, высказывания, тезисов, таблиц, создание художественного образа).  

Основные организационные формы и конечный результат при работе с одаренными детьми представлены в таблице 2.

Таблица 2

Организационные формы работы

Форма

Результат

Научное общество обучающихся

Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с дополнительной и  справочной литературой.

Привлечение к исследовательской и проектной деятельности при участии в НПК, интеллектуальных марафонах, Днях науки.

Сформированность аналитического мышления в процессе творческого поиска.

Сформированность информационной культуры.

Предметные декады

Повышение мотивации к изучению дисциплин.

Развитие творческих способностей.

Факультативы

Раскрытие индивидуальных возможностей обучающихся.

Расширение познавательных возможностей обучающихся.

Сформированность навыков творческой деятельности.

Мастерская профессионала

Организация работы по содействию в профессиональной ориентации и самореализации в профессиональной деятельности

Кружки, объединения

Сформированность навыков творческой деятельности.

Умение работать в коллективе.

 

Список литературы

  1. Методист. Научно-методический журнал. № 3, 2013 г.
  2. Практика административной работы в школе. № 1, 2013 г.
  3. Практика административной работы в школе. № 4, 2013 г.
  4. Справочник заместителя директора школы. № 8, 2011 г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*