Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проектная деятельность как развитие творческой самореализации личности обучающихся

27.02.2015 388 566
Пасько Лариса Васильевна
Пасько Лариса Васильевна, заместитель директора по УМР, преподаватель русского языка и литературы

Тарко-Салинский профессиональный колледж

Аннотация

В данной работе определены условия, этапы, критерии развития творческих способностей обучающихся и проектных компетенций в образовательной деятельности.

Разработаны рекомендации по реализации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся в учебном процессе на основе использования метода проектов.

Разработанные этапы проектной деятельности и алгоритм реализации проектов могут использоваться для активизации творческой деятельности обучающихся.

 

Ключевые слова

Компетенция -способность, базирующаяся на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые человек развивает при взаимодействии с образовательной практикой; способность использовать знания в практической деятельности, это квалификация, полученная в результате образования.

Творческие способности – способности порождать необычные идеи; отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Проект - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках презентации.

Метод проектов –педагогическая технология, основанная на широком внедрении в процесс обучения учебных проектов, обладающих социальной и личностной значимостью, включающая совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов.

Проектная деятельность - способ развития творческих способностей, обеспечивающий развитие профессиональных компетенций студентов при разрешении проблемных (производственных) ситуаций с использованием знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии.

Проектные компетенции– группа компетенций, проявляющихся при разработке проекта как конкретного результата профессиональной деятельности.

 

В настоящее время в системе профессионального образования происходят существенные изменения, цель которых – не только подготовка  высококвалифицированных рабочих, служащих, но и становление личности, способной к творческой профессиональной деятельности, самоопределению и саморазвитию.

Проектная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса, а ее продукт – результат целенаправленной, четко спланированной работы.

Исследования состояния современных подходов к построению образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях выявил противоречия между:

  • требованиями работодателей к уровню профессиональной компетентности специалиста и сформированным профессионализмом выпускника;
  • предметной подготовкой в профессиональных образовательных организациях и научно-педагогическим обеспечением творческой и исследовательской деятельности будущего выпускника.

Решение этих противоречий возможно при формировании умений и навыков проектирования и реализации профессиональной деятельности на основе развития самостоятельности обучающихся в учебном процессе и организации проектной деятельности.

Под проектной деятельностью понимается способ развития творческих способностей, обеспечивающий развитие профессионально важных качеств обучающихся при разрешении проблемных (производственных) ситуаций с использованием знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии.

Развитие творческих способностей в условиях профессионального обучения стимулируют следующие педагогические условия:

  • ситуации незавершенности или открытости;
  • разрешение множества вопросов;
  • создание благоприятной среды для общения и  коллективной работы;
  • стимулирование ответственности и самостоятельности при разработках, наблюдениях, обобщениях.

Как же грамотно организовать проектную деятельность, ведь она требует предварительной подготовки участников проекта? Чтобы добиться результата практически значимой проблемы, необходимо:

  1. Создать условия, в которых обучающиеся решают проблемы, используя знания из разных областей.
  2. Научить обучающихся самостоятельно мыслить.
  3. Сформировать способность прогнозировать результаты.
  4. Выработать умение формировать причинно-следственные связи.

Этапы проектной деятельности:

I. Поисково-исследовательский.

  • Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблем.
  • Актуализация и новизна выбранной темы.
  • Формулирование цели и задач проектирования.
  • Сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов.

II. Технологический.

III. Заключительный:

  • Оценка качества реализации проекта.
  • Анализ результатов выполнения темы проекта
  • Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности в практической деятельности, реального спроса на рынке труда.
  • Защита (презентация) проекта.
  • Участие в конкурсах и выставках проектов.

Развитие проектных компетенций в образовательной деятельности выпускников профессиональных образовательных организаций по профессии предусматривается в период прохождения государственной итоговой аттестации во время защиты письменной экзаменационной работы. Выполнение этой работы должно выявить высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его владение исследовательскими умениями. Цель письменной экзаменационной работы – углубление теоретических и практических знаний по избранной профессии, приобретение навыков самостоятельной работы, логическое изложение изученного материала. Будущему специалисту необходимо умело осуществлять поиск и переработку информации, уметь применить ее на практике.

В письменной экзаменационной работе обучающийся должен отразить:

  1. Теоретические знания по избранной теме.
  2. Умение обобщать информацию из разных источников.
  3. Навыки проведения расчетов и владение информационными технологиями.
  4. Умение грамотно применять методы экономической эффективности предлагаемого проекта.

Развитие исследовательской деятельности обучающихся является одним из основных направлений модернизации системы профессионального образования.

Максимальная эффективность проектной деятельности достигается за счет:

  • целеполагания (позитивной мотивации проектной деятельности);
  • развивающих технологий (ориентир на опережающее обучение);
  • личностно-ориентированных технологий (сравнение достижений обучающихся);
  • диалогического взаимодействия;
  • информационных технологий.

В результате использования проектной технологии в рамках образовательного процесса происходит становление компетентностного профессионала, обладающего потребностью в профессиональном самосовершенствовании.

 

Список литературы

  1. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход./Э.Ф.Зеер. – М.: Академия, 2009. – 142 с.
  2. Морозова, Ж.В. Формирование компетенций и выявление уровней сформированности профессионально-технологической культуры студентов в образовательном пространстве/ Среднее профессиональное образование. – 2011.- № 6
  3. Сумина, Т.Г. Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития. Том 1. Материалы VI Всероссийской НПК. г. Екатеринбург, 2013. – 273 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*