Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование общих компетенций для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» на занятиях по инженерной графике

27.02.2015 8150 21000
Шевцова Ольга Сергеевна
Шевцова Ольга Сергеевна, преподаватель

Калачеевский аграрный техникум

Образовательный процесс – это диалог между преподавателем и студентом, каждая учебная дисциплина участвует в становлении и формировании именно тех специалистов, в которых нуждается работодатель, и именно эту цель ставит перед нами новый ФГОС.

В этой статье я попробую рассмотреть ключевые этапы, моменты формирования каждой компетенции и виды работы, обеспечивающие этот процесс.

Если компетенция – это система ценностей, личностных качеств, знаний и умений человека, обеспечивающая его готовность к выполнению профессиональных обязанностей, то задачей учреждений НПО и СПО становится формирование общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников.

В структуре ОПОП в результате изучения практически всех учебных дисциплин и модулей студенту необходимо овладеть общими компетенциями 1-10. Учебная дисциплина «Инженерная графика» входит в профессиональный цикл, знакомство студентов с ней происходит в 3-м семестре 2-го курса, а это значит, что «Инженерная графика» - одна из первых дисциплин, формирующих у студента профессиональную техническую направленность.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. При формировании этой компетенции в цели каждого занятия нужно формулировать актуальность будущей профессии; выявлять у студентов новые способности, склонности, интересы и направлять их к самореализации; информировать о выбранной профессии; делать установку студента на учебу, чтобы заинтересовать в обучении; обязательно проводить параллель между изучаемой дисциплиной и применением на практике полученных знаний.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Чтобы реализовывать ОК 2 при организации практических занятий можно применять разноуровневые индивидуальные задания для студентов с хорошей и недостаточной подготовкой, формировать из них микрогруппы, чтобы повысить интерес к занятиям вообще и к тем ситуациям, которые моделируются и разыгрываются; в процессе занятия таким образом изменяется самооценка студентов, увеличивается уверенность в собственных силах, в своих знаниях, развивается чувство коллективизма.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Отличительной особенностью выполнения графических работ является необходимость их публичной защиты в присутствии группы. Защищая результаты выполнения заданий, студент учится излагать свои принятые решения перед коллективом. Здесь могут быть заданы любые вопросы по теме выполненной работы. Если студент умеет отвечать на вопросы, то он может свободно ориентироваться в изучаемом предмете.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Реализация этих компетенций во многом зависит от мастерства и подготовленности преподавателя к работе в условиях нарастания потока информации, преподавателю необходимо быть на уровне современных методов представления, поиска и переработки информации. Подготовленность педагогов к работе в новом информационном пространстве, прогрессивность их взглядов являются необходимым условием разработки и внедрения новых форм и технологий обучения. Если организовывать самостоятельную работу с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора, то можно быть уверенным что происходит формирование и повышение информационной культуры, овладение современными информационными технологиями.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Использование новых мультимедийных технологий и Интернета с целью улучшения качества обучения путем обеспечения доступа к ресурсам и услугам, а также к удаленному обмену данными. Работа студентов с различными базами информации, способность определения, структуризации необходимой основы, фундамента  для выбора  и принятия различных решений, будет являться определяющим фактором. Доступ к информационным ресурсам является лишь ступенькой на пути совершенствования профессиональных навыков, основной же задачей будет научить свободно ориентироваться в этом потоке.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Важным этапом, оказывающим непосредственное влияние на становление личности в целом, является процесс подготовки и закрепления навыков командной работы. Если организовывать участие студентов  в «Неделях строителя», в подготовке к открытым мероприятиям, конкурсам между группами, то они не только будут совершенствовать свой профессионализм, но и учиться работать вместе. Студент должен знать, что именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе работы в группе. Индивидуальная ответственность не только помогает развивать и воспитывать профессиональное мастерство, самообладание и сосредоточенность, но и придает уверенность в том, что успех всей команды во многом зависит от вклада каждого участника и предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Студенты индивидуально и по группам за определенное время должны уметь выполнить задание. Их задача - решить научную и технологическую проблему.Методы, которые применяются при отработке приемов сотрудничества: дискуссия, мозговой штурм, моделирование ситуаций.Для четкой постановки цели существует, наверное, самый известный управленческий инструмент – модель SMART. Работа с этой моделью помогает нас не только четко сформулировать задачу, но и вложить в ее формулировку механизм ее реализации.В этом и заключается секрет успеха модели.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Ответственно относиться к делу должны все студенты, независимо от уровня успеваемости и личного статуса. Выявление и вывод на более высокий уровень развития основополагающих принципов командной работы, ответственность за результат должны параллельно идти с процессом профессионального обучения. Студенты учатся не только у преподавателя, но и в процессе анализа реальных проблем, участвуя в их решении и обсуждении. Опыт, полученный непосредственно при моделировании и нахождении правильного решения поставленной задачи дает четкое понимание важности, актуальности принимаемых усилий, как команды, так и личности. 

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Самостоятельная работа студентов - существенный, даже решающий компонент системы подготовки специалиста. Ведь только знания, приобретенные упорным самостоятельным трудом, могут в дальнейшем превратиться в реальную движущую силу научно-технического прогресса. Наиболее выдающие результаты, как в работе, так и в процессе обучения достигаются при помощи определенной совокупности факторов, оказывающих по силе воздействия неравнозначное влияние. Не заставить изучать, а сформировать твердое желание достигать поставленных целей при помощи личностного развития – вот то направление, на которое следует делать акцент.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Выработка у студентов практических навыков применения знаний, полученных в процессе образования для того, чтобы по окончании учебного заведения у выпускника было как можно меньше проблем при трудоустройстве. Если студент будет обладать такими качествами как целеустремленность, деловитость, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, то он будет конкурентоспособным на рынке труда, поэтому перед преподавателем стоит задача развивать эти качества.

Моделировать проблемы, возникающие на производстве, чтобы студенты принимали действенное участие в их разрешении; включать в учебный процесс задания, приближенные к реальным задачам производства.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Для юношей-студентов актуальным остается воспитание их как культурных, грамотных специалистов, а также как будущих защитников Отечества. Именно качественное, профессиональное обучение создает надежную основу становления студентов не только как профессионалов-строителей, но и как гармонично развитых личностей, социально ответственных граждан. Каждый студент должен быть готов к прохождению военной службы, и работа преподавателя на занятиях должна быть направлена на формирование личности юноши как мужчины, гражданина, как будущего главы семьи, отца, супруга. Чтобы юноша учился понимать, думать, действовать как мужчина, а потом уж, если придется, был готов с оружием в руках защитить Родину.

Компетентностный подход призван повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда и нужно применять современные педагогические приемы, направленные на развитие навыка взаимодействия, гарантирующие успешную деятельность в разных сферах.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*