Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль самостоятельной работы в формировании общих и профессиональных компетенций будущего специалиста (по дисциплине «Техническая механика»)

27.02.2015 656 1 1085
Слободянникова Инна Владимировна
Слободянникова Инна Владимировна, заведующая учебной частью

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Современный этап модернизации образования характеризуется изменениями его результативно - целевой основы, содержания и структуры. Результативно-целевая основа среднего образования в последнее десятилетие рассматривается в контексте компетентностного подхода, что находит отражение в федеральных государственных образовательных стандартах.

Отличительной особенностью ФГОС третьего поколения заключается в том, что они нормируют не только общие вопросы обучения и воспитания, но и вопросы подготовки компетентного специалиста к самостоятельной профессионально - ориентированной деятельности, ориентированной на формирование системы знаний, на личностные и профессиональные качества.

Формирование у обучающихся системы таких качеств, включает компетенции нового ФГОС СПО: общая компетенция (ОК) и профессиональная компетенция (ПК), что требует нового подхода к формированию специалиста.

Компетенции в технической механике это способности, позволяющие применять знания, умения и личностные качества для расчета простейших элементов конструкций и деталей машин на прочность, жесткость и устойчивость.

Схема показывает компетенции, которыми должен обладать обучающийся по специальности «Сварочное производство»:

 


Одним из условий формирования общих и профессиональных компетенций будущего специалиста является самостоятельная работа. В требованиях к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы написано, что «при формировании ОПОП образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей».

Существует множество определений понятия самостоятельной работы обучающихся, но по сути они сводятся к тому, что самостоятельная работа – это планируемая индивидуальная или коллективная учебная и научная работа, выполняемая в рамках образовательного процесса под методическим и научным руководством и контролем со стороны преподавателя. Самостоятельная работа рассматривается как высшая форма учебной деятельности, которая носит интегральный характер и по сути есть форма самообразования.

Итак, при выполнении любого вида самостоятельной работы по технической механике обучающийся проходит следующие этапы:

– определение цели самостоятельной работы;

– конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;

– самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;

– выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи;

– планирование самостоятельной работы по решению задачи;

– реализация программы выполнения самостоятельной работы;

– осуществление в процессе выполнения самостоятельной работы управленческих актов: контроль за ходом самостоятельной работы, самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, корректировка на основе результатов самоконтроля программ выполнения работы, устранение ошибок.

Надо помнить, что преподаватель излагает только наиболее важные, фундаментальные, устоявшиеся знания. Другую часть информации, необходимую для изучения технической механики обучающийся должен добыть самостоятельно, используя учебные пособия, рекомендованные рабочей программой.

С чего начать? Этот вопрос задаёт мне каждый обучающийся, начинающий выполнять самостоятельную работу. На основе федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 150415 «Сварочное производство» мною разработано учебно–методическое пособие для обучающихся «Методика выполнения и оформления самостоятельной работы». Данное пособие включает следующие разделы: пояснительная записка, общие сведения, тематический план изучения дисциплины, технологическую карту самостоятельной работы, перечень тем и рекомендаций по выполнению самостоятельной работы, порядок оформления видов и форм отчетности по самостоятельной работе, контрольно – измерительные материалы, критерии результатов знаний и умений обучающихся.

В разделе «Общие положения» представлены цель, задачи, функции методического пособия, указано необходимое количество часов, рекомендуемое по учебному плану, а так же, что обучающийся должен уметь и знать в результате освоения учебной дисциплины «Техническая механика».

Во втором разделе представлен тематический план по дисциплине, с указанием количества часов на самостоятельную внеаудиторную работу.

В разделе 3 «Технологическая карта самостоятельной работы обучающихся» указаны: наименование темы, тематика самостоятельной работы, количество часов, виды самостоятельной работы (обязательная, по выбору), информационное обеспечение, формы контроля.

Самостоятельная работа начинается с простых заданий, например, составить план ответа, законспектировать тему, затем задания усложняются. Одним из таких заданий является написание рефератов. В начале учебного года до обучающихся доводится тематика рефератов, излагаются требования, которых следует придерживаться, рекомендуется учебная, справочно-информационная литература, устанавливаются объемы работ.

Особое внимание я уделяю видам самостоятельной работы, именно с их помощью происходит формирование профессиональных компетентностей будущего специалиста.

Виды работ, при изучении технической механики.

 

В процессе внедрения ФГОС НПО и СПО, при изменении приоритетов в профессиональном образовании с формирования знаний на формирование компетенций, опыта практической деятельности, значение лабораторных и практических занятий, безусловно, возрастает. Качество организации лабораторных и практических занятий является одним из основных условий формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.

В разделе 4 «Перечень тем и рекомендаций по выполнению самостоятельной работы» подробно описан примерный план изучения темы, этапы выполнения самостоятельной работы и вопросы для самоконтроля, с помощью которых обучающийся может проверить свои знания по данной теме.

Обучающиеся поступают в колледж с различным уровнем общеобразовательной подготовки. Многие испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыков самостоятельной работы, умения четко и ясно излагать свои мысли. Поэтому в разделе 5 «Порядок оформления видов и форм отчётности по самостоятельной работе обучающихся» мною описаны методические рекомендации по всем видам самостоятельной работы.

Раздел 6 «Контрольно – измерительные материалы» включает тесты и перечень вопросов к итоговому зачёту. Содержание КИМов соответствует федеральным государственным образовательным стандартам, составлены на основе рабочей программы по дисциплине «Техническая механика». Предложенные контрольно – измерительные материалы служат для контроля и самоконтроля качества текущих и остаточных знаний по дисциплине. В завершении представлены критерии знаний и умений обучающихся.

После проверки, я всегда высказываю свое мнение о работе обучающегося, подчеркиваю, в какой степени усвоен материал, какие и почему были допущены ошибки и какой материал следует повторить.

Издавна существует распространённое студенческое заблуждение «Сдал теормех – можно влюбиться, сдал сопромат – можно жениться». Я уверена, что разработанное мною учебно – методическое пособие поможет обучающимся успешно сдать экзамен по технической механике. Проблема самостоятельности обучающихся сегодня как никогда актуальна, так как самостоятельность человека определяет продуктивность работы. В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции человек, умеющий самостоятельно мыслить, быстрее ориентируется и продуктивнее действует.


Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт.
  2. Рубаник, А. Самостоятельная работа студента/ А. Рубаник, Г. Большакова, Н. Тельных // Высшее образование в России. -– 2005.-№6.
  3. Белоновская, И. Д. Формирование профессиональной компетентности специалиста / И.Д. Белоновская. — М.: Дом педагогики, 2005.



Назад к списку

Комментарии
Работа профессиональная !!!
Кожевникова Ирина Алексеевна

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*