Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала“Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай сделать – и я пойму”
Китайская притча
Каждый преподаватель регулярно задает себе вопрос: “Как сделать эффективным процесс обучения?”
Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р. Карникау и Ф. Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного; 20% – услышанного; 30% – увиденного; 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, до чего дошел в деятельности.
Наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активной включенности студентов в деятельность на учебном занятии. Это достигается через использование интерактивных форм и методов, которые позволяют создавать комфортные условий обучения для студентов.
На занятиях мною используются различные интерактивных формы организации учебной деятельности:
Учитывая, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами, поэтому на своих занятиях я часто использую работу в группах. Работа в малых группах дает возможность всем студентам участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия, т.е. формировать такие общие компетенции как умение работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.).
Работу в группах очень эффективна при проведении уроков-исследований.
При проведении урока-исследования «Безопасность информации в сети Интернет» студенты работали в группах по интересам, которые исследовали наличие конфиденциальной информации в сети интернет, делали выводы, обменивались полученными результатами.
В ходе проведения исследовательского занятия «Криптографические алгоритмы защиты информации» студенты работали в группах, сформированных случайным образом, каждой группе было дано задание для проведения исследования криптостойкости различных видов шифров.
Использование на занятиях деловых и ролевых игр является очень продуктивным. Например можно провести «Суд над информационными технологиями» или игру «Магазин компьютерной техники». Роли для проведения ролевой игры распределяются между студентами при подготовке к учебному занятию или во время проведения. При проведении ролевой игры «Магазин компьютерной техники» ситуация проигрывается несколько раз с разными участниками и некоторыми изменениями в ситуации. Участниками игры являются:менеджер по продаже компьютерной техники; человек, который хочет купить компьютер; старший менеджер. Роли распределяются, каждому участнику выдается инструкция, описывающая его роль, и заготовленные буклеты. Каждый участник должен четко сформулировать цель беседы.
Например, клиент должен купить компьютер, который будет для него максимально комфортным; или он выберет компьютер исходя из своего финансового состояния. Именно это и входит в «легенду». Менеджеры должны сравнивать требования клиента и информацию из буклетов с целью выбора наиболее подходящего компьютера. Для этого они должны уметь на основе сравнения 6 источников сопоставить содержание буклетов, выявить основные параметры объектов «возможная модель компьютера», оценить информацию на ее полноту, актуальность и полезность.
Очень эффективным является метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций). Перед студентами ставится реальная производственная ситуация. Они должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Например, при изучении темы:«Инфологическая модель данных» перед студентами ставилась следующая задача: «Вы являетесь сотрудниками фирмы по разработке программного обеспечения. Поступил заказ на написание программного обеспечения для автоматизации работы турфрмы «Вояж». Вам небходимо разработать инфологическую модель данных. База данных должна содержать сведения о следующих объектах:
- Клиент турагентства (ФИО, паспортные данные);
- Предлагаемые путевки (название тура, в какую страну/город, стоимость, длительность и т.д.);
- Заявки на путевки
- Продажа путевок.
Студенты делятся на три группы. Инфологические модели представляются в табличной форме. Каждой команде нужно было собрать сведения и о деятельности турфирмы. Затем каждая команда доказывает правильность содержания информации в таблице. Преподаватель выбирает те информационные модели, которые они можно использовать. После чего подводят итоги игры.
Основу уроков-дискуссий применяемых мною составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решении заданий и т.д. Урок-дискуссия на тему: «Выбор антивирусной программы». Цель занятия: определить в ходе дискуссии (обсуждение мнений нескольких групп студентов) какие из современных антивирусных программных средств являются наиболее эффективными и востребованными пользователями. На уроках дискуссиях мною используются методики «Займи позицию» и ПОПС-формула.
Использование на занятиях методики «Займи позицию» позволяет выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса. Обсуждение начинается с постановки дискуссионного вопроса, т.е. вопроса, предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы (например, «Вы за или против использования информационных технологий?», «Антивирусные программы надежно защищают компьютер от заражения»). Ребята, подумав над вопросом, подходят к одной из четырех табличек, размещенных в разных частях аудитории:
Абсолютно за Абсолютно против Скорее за Скорее против |
Полностью согласен Полностью не согласен Скорее согласен Скорее не согласен |
Заняв позицию, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме и приводят аргументы в поддержку своей позиции. Любой участник может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов.
Использование методики «ПОПС - формула» позволяет помочь студентам аргументировать свою позицию в дискуссии, развивать такие компетенции будущего специалиста как понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях. Краткое выступление в соответствии с ПОПС - формулой состоит из четырех элементов:
П – позиция (в чем заключается точка зрения) |
я считаю, что … |
О – обоснование (довод в поддержку позиции) |
… потому, что … |
П – пример (факты, иллюстрирующие довод) |
… например … |
С – следствие (вывод) |
… поэтому … |
Выступление обучаемого занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Самое главное, что дает применение данной технологии, учащиеся высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме. ПОПС-формула может применяться для опроса по пройденной теме, при закреплении изученного материала, проверке домашнего задания. Например, при изучении темы «Безопасность информации в сети Интернет» обучающимся предлагалось выдвинуть свои гипотезы с использованием ПОПС – формулы о безопасности размещения личной информации в сети Интернет.
Очень эффективными являются учебные занятия, где используется методика «Дерево решений». Использование методики «дерево решений» позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения, действия. Построение «дерева решений» - практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов. Дерево решений, используемое при разработке баз данных на МДК 02 02 Разработка и защита баз данных по проблеме выбора архитектуры базы данных для разрабатываемого приложения, выглядит следующим образом:
Вариант 1: Архитектура файл-сервер |
Вариант 2: Архитектура клиент-сервер |
Вариант 3: Трехзвенная архитектура |
|||
Плюсы |
Минусы |
Плюсы |
Минусы |
Плюсы |
Минусы |
|
|
|
|
|
|
В ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению учебного материала студентами.
Для проведения занятия по теме «Методы обнаружения и удаления компьютерных вирусов» группа была разделена на мини-группы - роли, каждой группой было получено исследовательское задание, результат которого ребята должны были представить на уроке в виде мини-сайтов. При проведении учебного занятия использовался метод работы в малых группах (каждая группа рассматривала проблему с различных точек зрения), компьютерное моделирование и практический анализ результатов (проводился анализ различных вредоносных программ), метод проектов (каждая группа оформляла результаты своих исследований в виде сайта), дискуссия
На каждом учебном занятии необходимо решать вопросы формирования общих и профессиональных компетенций. В таблице 1 представлены интерактивные формы и методы проведения занятий и формируемые общепрофессиональные компетенции.
Таблица 1.
Интерактивные формы и методы |
Общепрофессиональные компетенции |
Работа в группах |
ОК 6 Умение работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
Деловые и ролевые игры |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Работа в группах на уроках-исследованиях |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Методика «ПОПС - формула» Методика «Займи позицию» |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, преподаватель лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Я нахожусь в постоянном поиске применения таких технологий, которые более близки к особенностям практико-ориентированного обучения студентов которые бы эффективно позволяли формировать ПК и ОК.
Список использованной литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.