Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование интерактивных форм проведения занятий в целях реализации компетентностного подхода

27.02.2015 300 402
Краскова Ольга Владимировна
Краскова Ольга Владимировна, преподаватель специальных дисциплин

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

“Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай сделать – и я пойму”

Китайская притча

Каждый преподаватель регулярно задает себе вопрос: “Как сделать эффективным процесс обучения?”

Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р. Карникау и Ф. Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного;  20% – услышанного; 30% – увиденного; 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, до чего дошел в деятельности.

 Наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях  активной включенности студентов в деятельность на учебном занятии. Это достигается через использование интерактивных форм  и методов, которые   позволяют создавать комфортные условий обучения для студентов.

На занятиях мною используются различные интерактивных формы организации  учебной деятельности:

  • творческие задания;
  • работа в малых группах;
  • дискуссия;
  • обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
  • лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция - пресс-конференция,
  • разработка проекта (метод проектов);
  • экскурсии (вводная, заключительная, приглашение специалиста)
  • обсуждение и разрешение проблем («мозговой штурм», ПОПС-формула, «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»);
  • тренинги;
  • метод кейсов.

Учитывая, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами, поэтому на своих занятиях я часто использую работу в группах. Работа в малых группах дает возможность всем студентам участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия, т.е. формировать такие общие компетенции как умение работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.).

Работу в группах очень эффективна при проведении уроков-исследований.

При проведении урока-исследования «Безопасность информации в сети Интернет» студенты работали в группах по интересам, которые исследовали наличие конфиденциальной информации в сети интернет, делали выводы, обменивались  полученными  результатами.

В ходе проведения исследовательского занятия «Криптографические алгоритмы защиты информации» студенты работали в группах, сформированных случайным образом, каждой группе было дано задание для проведения исследования криптостойкости различных видов шифров.

Использование на занятиях деловых и ролевых игр является очень продуктивным. Например можно провести «Суд над информационными технологиями» или  игру «Магазин компьютерной техники». Роли для проведения ролевой игры распределяются между студентами при подготовке к учебному занятию или во время проведения. При проведении ролевой игры «Магазин компьютерной техники» ситуация проигрывается несколько раз с разными участниками и некоторыми изменениями в ситуации. Участниками игры являются:менеджер по продаже компьютерной техники; человек, который хочет купить компьютер; старший менеджер. Роли распределяются, каждому участнику выдается инструкция, описывающая его роль, и заготовленные буклеты. Каждый участник должен четко сформулировать цель беседы.

Например, клиент должен купить компьютер, который будет для него максимально комфортным; или он выберет компьютер исходя из своего финансового состояния. Именно это и входит в «легенду». Менеджеры должны сравнивать требования клиента и информацию из буклетов с целью выбора наиболее подходящего компьютера. Для этого они должны уметь на основе сравнения 6 источников сопоставить содержание буклетов, выявить основные параметры объектов «возможная модель компьютера», оценить информацию на ее полноту, актуальность и полезность.

Очень эффективным является метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций).  Перед студентами ставится реальная производственная ситуация. Они должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Например, при изучении темы:«Инфологическая модель данных» перед студентами ставилась следующая задача: «Вы являетесь сотрудниками фирмы по разработке программного обеспечения.  Поступил заказ на написание программного обеспечения для автоматизации работы турфрмы «Вояж». Вам небходимо разработать инфологическую модель данных. База данных должна содержать сведения о следующих объектах:

- Клиент турагентства (ФИО, паспортные данные);

- Предлагаемые путевки (название тура, в какую страну/город, стоимость, длительность и т.д.);

- Заявки на путевки

- Продажа путевок.

Студенты делятся  на три группы. Инфологические модели представляются в табличной форме. Каждой команде нужно было собрать сведения и о деятельности турфирмы. Затем каждая команда   доказывает правильность содержания информации в таблице. Преподаватель  выбирает те информационные модели, которые они можно использовать. После чего подводят итоги игры.

Основу уроков-дискуссий применяемых мною составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решении заданий и т.д. Урок-дискуссия  на тему: «Выбор антивирусной программы». Цель занятия: определить  в ходе дискуссии (обсуждение мнений нескольких групп студентов) какие из современных  антивирусных программных средств являются наиболее эффективными и востребованными пользователями. На уроках дискуссиях мною используются методики «Займи позицию» и ПОПС-формула.

Использование на занятиях методики «Займи позицию» позволяет выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса. Обсуждение начинается с постановки дискуссионного вопроса, т.е. вопроса, предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы (например, «Вы за или против использования информационных технологий?», «Антивирусные программы надежно защищают компьютер от заражения»). Ребята, подумав над вопросом, подходят к одной из четырех табличек, размещенных в разных частях аудитории:

Абсолютно за

Абсолютно против

Скорее за

Скорее против

Полностью согласен

Полностью не согласен

Скорее согласен

Скорее не согласен

Заняв позицию, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме и приводят аргументы в поддержку своей позиции. Любой участник может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов.

Использование методики «ПОПС - формула» позволяет помочь студентам аргументировать свою позицию в дискуссии, развивать такие компетенции будущего специалиста как понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях.  Краткое выступление в соответствии с ПОПС - формулой состоит из четырех элементов:

П – позиция (в чем заключается точка зрения)

я считаю, что …

О – обоснование (довод в поддержку позиции)

… потому, что …

П – пример (факты, иллюстрирующие довод)

… например …

С – следствие (вывод)

… поэтому …

Выступление обучаемого занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Самое главное, что дает применение данной технологии, учащиеся высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.  ПОПС-формула может применяться для опроса по пройденной теме, при закреплении изученного материала, проверке домашнего задания. Например, при изучении темы «Безопасность информации в сети Интернет» обучающимся предлагалось выдвинуть свои гипотезы с использованием ПОПС – формулы о безопасности размещения личной информации в сети Интернет.

Очень эффективными являются учебные занятия, где используется методика «Дерево решений». Использование методики «дерево решений» позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения, действия. Построение «дерева решений» - практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов. Дерево решений, используемое при разработке баз данных на МДК 02 02 Разработка и защита баз данных по проблеме выбора архитектуры базы данных для разрабатываемого приложения, выглядит следующим образом:

Вариант 1: Архитектура файл-сервер

Вариант 2:

Архитектура клиент-сервер

Вариант 3: Трехзвенная архитектура

Плюсы

Минусы

Плюсы

Минусы

Плюсы

Минусы

 

 

 

 

 

 

В ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению учебного материала студентами.

Для проведения занятия по теме «Методы обнаружения и удаления компьютерных вирусов» группа была разделена на мини-группы - роли, каждой группой было получено исследовательское задание, результат которого ребята должны были представить  на уроке в виде мини-сайтов. При проведении учебного занятия  использовался метод работы в малых группах (каждая группа рассматривала проблему с различных точек зрения), компьютерное моделирование и практический анализ результатов (проводился анализ различных вредоносных программ), метод проектов (каждая группа оформляла результаты своих исследований в виде сайта), дискуссия

На каждом учебном занятии необходимо решать вопросы формирования общих и профессиональных компетенций. В таблице 1 представлены  интерактивные формы и методы проведения занятий и формируемые общепрофессиональные компетенции.

Таблица 1.

Интерактивные формы и методы

Общепрофессиональные компетенции

Работа в группах

ОК 6 Умение работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Деловые  и ролевые игры

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Работа в группах на уроках-исследованиях

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Методика «ПОПС - формула»

Методика «Займи позицию»

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, преподаватель лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Я нахожусь в постоянном поиске применения таких технологий, которые более близки к особенностям практико-ориентированного обучения студентов которые бы  эффективно позволяли формировать ПК и ОК.

Список использованной литературы:

  1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013.
  2. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе. Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии : активное обучение: учеб. пособие / А. П. Панфилова. – М. : ИЦ «Академия», 2009.
  4. Современные образовательные технологии: коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской. – М.: КноРус. – 2011.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*