Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Новые подходы к организации государственной итоговой аттестации в рамках реализации ФГОС нового поколения

27.02.2015 1480 1 2368
Пилипенко Светлана Михайловна
Пилипенко Светлана Михайловна, преподаватель

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Всем известно, что введение выпускной квалификационной на ГИА стало для СПО радикальным преобразованием, которое по сути дела должно вывести  компетенции студента на более высокий качественный уровень. В связи с этим каждое учебное заведение, в том числе и наш колледж определили соответствующий порядок проведения ГИА, в частности по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) Настоящий Порядок разработан на основании следующих нормативных  документов: части 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, N 2326), Приказа Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 г. № 464  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; Приказа Минобрнауки РФ от 16 августа 2013г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»; Приказа Минобрнауки РФ от 31 января 2014 г. № 74 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968», ФГОС СПО по специальности 080114. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), регистр. № 282 от 06 апреля 2010г.

На основании вышеуказанных документов  и Положения об организации ГИА нами были разработаны:

  • Программа ГИА;
  • Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите дипломной работы.

Я не буду останавливаться на структуре этих документов, этапах проведения ГИА. Они известны всем. Остановлюсь на некоторых новых аспектах. Итак, в соответствии с п.8.6. ФГОС СПО государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). На основании решения кафедры «Экономических дисциплин» нами определена форма государственной итоговой аттестации – защита выпускной квалификационной работы и вид выпускной квалификационной работы – дипломная работа.

Тематика выпускной квалификационной работы  соответствует содержанию следующих модулей: ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации»; ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»; ПМ.03«Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»; ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности». То есть соблюдено обязательное требование ФГОС.

При разработке программы государственной итоговой аттестации определены:

Не только вид государственной итоговой аттестации, но и:

  • объём времени на подготовку и проведение государственной итоговой аттестации;
  • сроки проведения государственной итоговой аттестации;
  • условия подготовки и процедура проведения государственной итоговой аттестации;
  • необходимые экзаменационные материалы;
  • форма проведения государственной итоговой аттестации;
  • критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника.

Обращено внимание на форму и вид проведения государственной итоговой аттестации:

Форма государственной итоговой аттестации - защита выпускной квалификационной работы.

Вид выпускной квалификационной работы – дипломная работа.

На заседании кафедры нами определен порядок проведения ГИА.

На заседание ГЭК согласно Положения об организации ГИА нами представляются следующие документы:

  • ФГОС СПОпо специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям);
  • образовательная программа по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям);
  • приказ Минобрнауки России от 16.08.2013 г.№ 968 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  • приказ Минобрнауки РФ от 31 января 2014 г. № 74 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968», 
  • положение о проведении государственной итоговой аттестации, утвержденное директором колледжа;
  • приказ директора колледжа о допуске студентов к государственной итоговой аттестации;
  • приказ директора колледжа о закреплении за выпускниками тем дипломных работ;
  • приказ директора колледжа о закреплении руководителей и внешних рецензентов дипломных работ;
  • программа государственной итоговой аттестации;
  • методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите дипломной работе.
  • сводная ведомость успеваемости;
  • протоколы заседания ГЭК;
  • график поэтапного выполнения дипломных работ;
  • зачетные книжки обучающихся;
  • отчеты по производственной практике.

В тематике дипломных работ предусмотрено отражение профессиональных модулей.

Тема выпускной квалификационной работы

Наименование профессиональных модулей, отражаемых в работе

1.

Учет и анализ  себестоимости  продукции на производстве (на  примере…).

ПМ 04. «Составление и использование бухгалтерской отчетности.

ПМ 01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета

ПМ 03. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

2.

Учет и анализ затрат на производство, их влияние на финансовый результат и финансовое состояние организации (на примере…).

ПМ 04. «Составление и использование бухгалтерской отчетности»

ПМ 01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.

ПМ 03. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

3.

Учет формирования финансового результата организации, анализ рентабельности (на примере…).

ПМ 04. «Составление и использование бухгалтерской отчетности»

ПМ 01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.

ПМ 03. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

4.

Учет и  анализ финансовых результатов (на примере…).

ПМ 04. «Составление и использование бухгалтерской отчетности»

ПМ 01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.

ПМ 03. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Мы знаем, что целью выпускной квалификационной работы является установление соответствия уровня сформированности компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификацию и уровень образования обучающихся Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в части освоения видов профессиональной деятельности специальности.

В связи с этим, на этапе защиты дипломной работы нами предусмотрена оценка профессиональных компетенций  в рамках вышеуказанных модулей. Наряду с критериями оценки результатов  разработаны в табличной форме ведомости оценки профессиональных компетенций при выполнении и защите дипломных работ.

Для того чтобы не допускать дублирования компетенций  по каждой теме дипломной работе темы объединены в один логический блок

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ - ОЦЕНКА ДИПЛОМНОЙ  РАБОТЫ

По темам:

  1. Учет и анализ себестоимости продукции на производстве (на примере…).
  2. Учет и анализ финансовых результатов  (на примере...).
  3. Учет и анализ формирования, распределения и использования прибыли (на примере...).
  4. Учет формирования финансового результата организации, анализ рентабельности  (на примере...).
  5. Учет основных средств и анализ состояния, движения и эффективности их использования (на примере...).
  6. Бухгалтерский учет основных средств и анализ их использования (на примере...).
  7. Учет расчетов с персоналом по оплате труда, анализ эффективности использования трудовых ресурсов (на примере…).
  8. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженностей (на примере…).
  9. Учет денежных средств, анализ их движения (на примере…).
  10. Учет и анализ материально-производственных запасов (на примере…).
  11. Учет расчетов с персоналом по оплате труда, анализ эффективности использования трудовых ресурсов (на примере…).

ФИО

Коды проверяемых

компетенций

Показатели оценки результата

Оценка

 

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы

 

Составление и обработка бухгалтерских документов с применением бухгалтерской программы «1C: Предприятие-Бухгалтерия предприятия 8.О.»; Использование основных элементов системы ведения бухгалтерского учёта: документирование, в соответствии с Положением о документах и документообороте и бухгалтерском учете

 

 

ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

Определение номера и типа счета бухгалтерского учёта Построение двойной записи на счетах бухгалтерского учета, формирование баланса и отчётности .с применением программы 1C- бухгалтерия предприятия 8.0 Определение рациональности учётной политики и рабочего плана счетов организации на основе Плана счетов и Инструкции по его применению

 

 

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

Заполнение первичных кассовых документов и порядок отражения на счетах операций по кассе (ПКО и РКО, кассовая книга, отражение кассовых операций на синтетических счетах, ведомость №1 и журнал-ордер №1, корреспонденция счетов).

Составление авансовых отчётов, журнала-ордера №7, заполнение журнала- ордера, ведомости №2 Отражение на счетах операций по движению средств на валютном счёте

 

 

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

Формирование проводок, отражающих хозяйственные операции в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально- производственных запасов" 11БУ 5/01. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.06. 2001 г. №44н. и Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01

 

 

ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

 

Составление и обработка бухгалтерских документов с применением бухгалтерской программы «1C: Предприятие - Бухгалтерия предприятия 8.0.»; Использование основных элементов системы ведения бухгалтерского учёта: документирование в соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете утвержденным Минфином РФ, Использование специальной терминологии при проведении инвентаризации имущества. Формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения

выполнение работы по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках.

 

 

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

Формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленных в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

-формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;

-составление  акта по результатам инвентаризации;

 

 

ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.

Выполнение требований нормативных документов РФ по расчету с бюджетом и внебюджетными фондами;

Формирование бухгалтерских проводок по налогам и сборам;

 Выполнение расчетов по расчету налогов и сборов к перечислению их в бюджеты РФ.

 

 

ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.

 Оформление платежных документов по перечислению налогов и сборов в бюджет в соответствии с требованиями законодательства РФ по заполнению платежных документов. Правильность заполнения всех налоговых реквизитов в платежных документах.

 

Согласовано: зам. директора по УР _________________  Е. В. Андрушко

Зав. кафедрой экономических дисциплин ____________ С. М. Пилипенко

Рассмотрено на заседании Педагогического Совета протокол №__от_________20__г

Присутствие работодателя на ГИА обязательно. По итогам заседания ГЭК заполняется протокол.

 

Список литературы

  1. ФГОС СПО по специальности 080114. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), регистр. № 282 от 06 апреля 2010г.
  2. Приказа Минобрнауки РФ от 16 августа 2013г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».
  3. Приказа Минобрнауки РФ от 31 января 2014 г. № 74 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968».



Назад к списку

Комментарии
Уважаемые коллеги!
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 августа 2013 г. N 968 г. Москва, "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования":

11. Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по профессии или специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе (1).
ФГОС
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся. (обратите внимания, что отсутствует слово «уровень»).
Т.К. «тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей» - оцениваем компетенции: «освоил», «не освоил».
Следовательно, можно сделать вывод,что на защите ВКР оценка ставится за систематизацию и закрепление знаний выпускника по профессии или специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе (1).

Бусыгин Валерий Викторович
заместитель директора по УР,
ГБПОУ МО "Московский областной профессиональный колледж"

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*