Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

К вопросу об интеграционных связях в учебном заведении искусства (из опыта работы преподавателя русского языка и литературы)

21.11.2011 265 1513
Якимова Антонина Сергеевна, зав. секцией общеобразовательных дисциплин

Забайкальское краевое училище искусств

На современном этапе изучения общеобразовательных предметов отбор содержания обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда, политическую и экономико-правовую, духовную и физическую культуру, культуру межнационального и межличностного общения. Без системы знаний и умений, составляющих содержание базовой культуры, невозможно понять тенденции современного цивилизационного процесса. Такой подход к преподаванию предметов называется культурологическим, с одной стороны создаются условия для сохранения и развития культуры, а с другой – создаются благоприятные возможности для творческого овладения той или иной областью знаний.


В научных работах последних лет настойчиво звучит мысль о связях, взаимовлиянии разных видов искусства, взаимодействии их, которое не уничтожает, а подчеркивает своеобразие, специфику каждого вида.


На уроках литературы в Забайкальском техникуме искусств я часто обращаюсь к музыке и живописи и не потому, что не верю в самостоятельность литературы и силу ее воздействия, но потому, что надеюсь: в союзе с другими искусствами она скорее найдет путь к сердцу студента, разбудит его мысль, оживит воображение, взволнует его чувства. От преподавателя зависит, будут ли его учащиеся обогащены знанием и хорошим пониманием культуры, так и не узнав, что рядом с Гоголем, Островским творил Федотов, рука об руку с Чеховым работал Левитан, создавали свою музыку композиторы «Могучей кучки». Произведения искусства формируют отношение человека к действительности, к себе, помогают ответить на волнующие вопросы бытия. Уровень образования наших современников не позволяет нам назвать целое поколение людьми интеллигентными, воспитанными на высоких культурных традициях, так как культура – это понятие очень емкое, впитывающее философию, науку, живопись, музыку, сценическое искусство, эстетику определенной эпохи – изучение какой-то одной сферы, одной стороны данного понятия не дает возможности воспитать интеллигентного человека. Для того, чтобы хотя чуть-чуть восполнить этот пробел, я пытаюсь на уроках и во внеклассной работе показать взаимосвязь, взаимовлияние, взаимопроникновение культур.


Сплав поэзии, музыки, изобразительного искусства содействует возникновению яркого образа в сознании студентов. Поэтому на уроках по изучению творчества А.П.Чехова очень важно сказать о политической и литературной обстановке 80-х годов 19 века. При этом важно, чтобы студенты не просто представляли себе проблемы эпохи, но и живо почувствовали ее дух, ее своеобразие. Если прослушать отрывок из финала Шестой симфонии П.И.Чайковского и прочесть начало 2 главы поэмы А.Блока «Возмездие», показать портрет Победоносцева работы В.Серова и статую Александра III, сделанную Паоло Трубецким, то студенты в течение 10-15 минут представят образ эпохи с ее трагическим оцепенением, отчаянием и страстными поисками выхода.


Близость между литературой и изобразительным искусством позволяет широко использовать наблюдения над произведениями живописи при анализе литературных произведений, хотя, само собой разумеется, что при этом нельзя забывать о специфических чертах того и другого вида искусства.


Опыт показывает, что наиболее удачно взаимопроникновение литературы и музыки, когда речь идет о поэзии. Так, при изучении поэзии Ф.Тютчева и А.Фета на I курсе начинаю с самого доступного, но не простого – романса.

Романс – это один из самых популярных музыкальных жанров. В нем слились русский лирический стих и высокая задушевная мелодия. Прослушивание романсов обычно сопутствует изучению лирической поэзии, потому что музыка способна оттенить красоту и искренность чувства, выраженного поэтическим произведением. Так при разговоре с учащимися I курса о поэзии Ф.Тютчева мы вспоминаем романс «Я встретил Вас…». Мы размышляем, как отразилась эпоха (середина 19 века, всплеск романтических, возвышенных настроений) в стихах и музыке.


Тютчев в Германии. Время расцвета философии, поэзии, музыки. Кумиром молодежи становится Генрих Гейне, с которым близко сходится русский поэт, увлекающийся идеалистической философией, а, значит, стремящийся к возвышенному, непостижимому. И появляется лирическое стихотворение, такое же возвышенное, страстное, как мысли и чувства молодого поэта. Так же возвышенна, сложна по своему интонационному рисунку и музыка.


Основной принцип построения романса – консонанс (благозвучие). Высокие звуки помогают почувствовать напряженность и возвышенность любви, ее неповторимость. Музыка к этому стихотворению писалась разными композиторами. Но наиболее удачной, близкой к поэтическому строю стихотворения стала музыка Л.Малашкина.


Почему именно с этой музыкой романс стал популярным? Да потому, что мелодия этого романса простая, задушевная, потому легко запоминаются и волнующие слова.


Итоговая цель нашей работы сформировать у студентов нашего учебного заведения целостный взгляд на искусство, как художественно-образную форму отражения действительности. Поэтому интеграционные связи позволяют сформировать у студентов систему искусствоведческих понятий.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*