Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методические указания по предварительной защите выпускной квалификационной работы

27.02.2015 6917 12063
Рыжиков Сергей Николаевич
Рыжиков Сергей Николаевич, преподаватель

Лебедянский торгово-экономический техникум

Введение

Предзащита и защита выпускной квалификационной работы являются завершающими этапами освоения основной профессиональной образовательной программы СПО и имеют своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных теоретических и практических задач; развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследований выпускной квалификационной работы; приобретение опыта систематизации полученных результатов исследований, анализа, оптимизации и формулировки новых выводов и положений как результатов выполненной работы; выяснение степени подготовленности студентов к профессиональной деятельности.

Для определения степени готовности выпускника к защите выпускной квалификационной работы проводится предзащита.

Предзащита проводится с целью выявления уровня готовности выпускной квалификационной работы и оказания студентам помощи в подготовке к защите выпускной квалификационной работы. Проведение предзащиты выпускной квалификационной работы позволяет своевременно выявить пробелы, возникшие в ходе выполнения студентом выпускной квалификационной работы. На данном этапе выпускнику предоставляется возможность получить рекомендации квалифицированной комиссии по выполнению, оформлению и процедуре защиты выпускной квалификационной работы. Комиссия в рекомендательной форме выносит суждение о степени соответствия выпускной квалификационной работы установленным нормам, что находит свое отражение в рекомендации работы к защите. Комиссия также может вынести решение о направлении ВКР на доработку, обозначив основные недостатки и возможные варианты их устранения.

В методических рекомендациях представлены требования к порядку и срокам выполнения предзащиты выпускных квалификационных работ, а также критерии оценки выпускных квалификационных работ.

 

Общие положения о предзащите выпускной квалификационной работы

Предзащита – это специальное слушание, на котором выпускник техникума выступает с докладом, представляет завершенный текст и презентацию выпускной квалификационной работы.

Перед предварительной защитой завершенную выпускную квалификационную работу необходимо представить для ознакомления научному руководителю, который составляет отзыв.

 Цель отзыва - выявить недостатки выпускной квалификационной работы, после устранения которых она может быть рекомендована к предзащите. На предварительной защите экземпляр выпускной квалификационной работы должен находиться в аудитории, чтобы присутствующие могли с ней ознакомиться.

Данная форма работы проводится с целью выявления уровня готовности выпускной квалификационной работы и помощи студентам в подготовке к защите выпускной квалификационной работы.

Задачи предзащиты:

  • своевременное выявление недостатков и недочетов, возникших в ходе выполнения студентами выпускной квалификационной работы;
  • получение студентами рекомендаций квалифицированной комиссии по оформлению работы и процедуре защиты выпускной квалификационной работы;
  • помощь в формулировании основных положений и выводов работы при построении защитной речи студента;
  • обеспечение надлежащего уровня выполнения представляемых к защите выпускных квалификационных работ.

 

Этапы работ, предшествующих предзащите выпускных квалификационных работ

1. Выбор темы выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа является заключительным этапом подготовки специалистов и должна подтвердить готовность студента самостоятельно решать конкретные профессиональные практические и научные задачи. В этой связи особое место занимает правильный выбор темы выпускной квалификационной работы.

Тематика выпускных квалификационных работ рассматривается педагогическим составом ЦМК и утверждается педагогическим советом техникума. Выбор темы выпускной квалификационной работы осуществляется выпускником по согласованию с научным руководителем, исходя из уровня понимания и осознания студентом актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения.

Студент может выбрать тему работы из предлагаемого перечня или, по согласованию с научным руководителем, определить свою тему.

Темы должны отвечать современным требованиям развития науки.

При выборе темы студент должен:

  • убедиться в доступности материалов (научного, теоретического, практического) в сфере его научного интереса;
  • выявить наличие неисследованных или малоисследованных проблем теоретического и практического характера в данной области;
  • определить уровень собственной подготовки и заинтересованности в вопросах по исследуемой теме при выборе вида исследования (теоретического или практического).

2. Взаимодействие студента с научным руководителем в период выполнения выпускной квалификационной работы.

В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается научный руководитель. При руководстве выпускной квалификационной работы на каждого обучающегося предусмотрено 20 часов. Это время отводится на консультирование, чтение выпускной квалификационной работы и написание отзыва.

Выпускная квалификационная работа является самостоятельной работой студента. Научный руководитель консультирует студента по основным положениям, связанным с формированием структуры выпускной квалификационной работы (выбору темы, разработке календарного графика подготовки выпускной квалификационной работы, списка литературы и др.), в том числе по конкретным вопросам содержательного характера (ориентированию по существующим проблемным аспектам в выбранной тематике, подготовке студента к защитительной речи и др.). Руководитель решает вопрос о готовности выпускной квалификационной работы к предзащите или о ее доработке.

Написание выпускной квалификационной работы должно проходить с соблюдением календарного графика подготовке выпускных квалификационных работ, без нарушения сроков отчетности перед научным руководителем по каждому указанному в нем этапу.

 

Сроки проведения предзащиты выпускных квалификационных работ

Пред­защита проводится не позже чем за 5 дней до защиты ВКР на заседании ГЭК (государственной экзаменационной комиссии). График предзащиты доводится до сведения студентов не позднее, чем за 1 месяц до заседания комиссии по предзащите.

 

Порядок формирования и состав комиссии по предзащите

Комиссия по предзащите формируется на цикловой методической комиссии и состоит не менее чем из пяти человек, в том числе председателя.

В состав комиссии по предзащите входят преподаватели соответствующей выпускающей ЦМК. Возможно также привлечение ведущих преподавателей других ЦМК, а также практических работников.

Предзащиту выпускных квалификационных работ возглавляет председатель комиссии, который организует и контролирует деятельность комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выполнению необходимых действий выпускниками при написании и подготовке к защите выпускных квалификационных работ.

Председателем комиссии, как правило, утверждается лицо, работающее в данном учебном заведении, из числа наиболее квалифицированных и опытных преподавателей ЦМК.

Председатель комиссии может возглавлять только одну из комиссий по предзащите.

Комиссии по предзащите руководствуются в своей деятельности настоящими Методическими рекомендациями, учебно-методической документацией, разрабатываемой на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и методическими рекомендациями по выполнению ВКР.

Состав комиссии по предзащите утверждается приказом директора техникума.

 

Порядок проведения предзащиты выпускной квалификационной работы

Предзащита выпускной квалификационной работы проходит публично на заседании комиссии по предзащите, на предзащите обязательно присутствие научного руководителя студента, выбравшего выпускную квалификационную работу по специальности. Целесообразно также присутствие предполагаемого рецензента выпускной квалификационной работы.

На предзащите выпускной квалификационной работы студент должен представить один экземпляр текста работы (переплёт не обязателен) и отзыв научного руководителя.

Предзащита выпускной квалификационной работы осуществляется в следующем порядке:

  • доклад студента (7-10 мин.);
  • вопросы членов комиссии студенту;
  • дискуссия;
  • мнение научного руководителя и рецензента по поводу возможности допуска работы к защите;
  • заключительное слово студента.

По окончании выступления всех студентов, допущенных к защите, комиссия озвучивает решение о возможности допуска к защите и предполагаемой оценке выпускной квалификационной работы.

В докладе студента на предзащите должны найти отражение:

  • название темы выпускной квалификационной работы;
  • ее актуальность;
  • цель и основные задачи исследования;
  • краткая характеристика предмета, объекта, методологии и степень научной разработанности темы исследования;
  • краткое изложение сути работы, особенностей выполненного исследования и личного вклада автора;
  • выявленная проблематика;
  • выводы и предложения, выносимые на защиту.

Выступление с докладом на предзащите выпускной квалификационной работы является важным этапом, ведущим к завершению обучения в ССУЗе. Встреча с комиссией по предзащите предоставляет возможность обсудить свои идеи, узнать актуальные проблемы, которые студент мог не включить в сферу научного интереса, работая над темой своего дипломной работы. Предоставленная студенту возможность озвучить свой доклад на предзащите позволяет обдумать вопросы, которые могут возникнуть на защите выпускной квалификационной работы. Поэтому особое внимание студент должен уделить подготовке доклада.

Продолжительность доклада должна составлять не более 10 минут. В ходе доклада целесообразно использовать иллюстративный материал: плакаты, слайды, раздаточный материал (таблицы, схемы, рисунки, выполненные на отдельных листах А4 (в количестве, равном или чуть меньшем количества присутствующих на предзащите), презентацию, выполненную в редакторе «Microsoft PowerPoint»).

Язык доклада характеризуется краткостью, простотой, логичностью изложения. Хорошее впечатление производит доклад, сделанный по памяти, со свободным и логически последовательным изложением результатов исследования и использованием продуманного иллюстративного материала в виде слайд-презентации.

Рекомендуется предварительно написать доклад, откорректировать его - убрать лишнюю информацию, устранить многословие, исправить речевые ошибки, грамотно рассчитать предполагаемое время, затрачиваемое на доклад, акцентируя внимание на основных положениях. Подготовленный текст можно использовать на предзащите. Студенту необходимо предварительно отрепетировать доклад, обсудить его с научным руководителем.

При освещении своего доклада студенту следует выступать от третьего лица: «Мы провели исследование, мы получили данные и т.д.». Этим подчеркивается скромность студента, а также то, что он ценит оказываемую ему помощь.

В докладе должны быть логические паузы (чтобы мысли слушающих могли следовать за мыслями студента), ударения на наиболее значимых моментах. Студенту следует заранее отрепетировать данные абзацы доклада.

Перед выступлением следует несколько раз прочитать доклад. Поставленные задачи следует разъяснять тщательно, отмечать важные места «интонационными заголовками», риторическими вопросами. Необходимо убедиться в хорошем знании текста, в свободном владении им. Репетиции нужно проводить с плакатами (слайдами) или с тем материалом, который студент будет демонстрировать. Слайды должны быть читаемы и просты для восприятия. Они позволят выделить основные пункты доклада и удержать внимание аудитории.

В завершение доклада желательно объявить об его окончании и поблагодарить членов комиссии по предзащите за внимание.

Доклад обычно оканчивается словами: «Доклад окончен. Спасибо за внимание».

Структура доклада может быть представлена следующим образом:

  1. «Уважаемый Председатель и члены государственной экзаменационной комиссии, Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему....».
  2. Затем студентом обосновывается актуальность темы выпускной квалификационной работы, которая может заканчиваться словами: «Вот почему тема моего диплома достаточно актуальна в настоящее время / в современных условиях…».
  3. Далее перечисляются цели и задачи, указанные во введении (возможно сокращение материала), объект и предмет исследования, источники информации, методы, использовавшиеся при написании работы (используется материал введения выпускной квалификационной работы).
  4. «Представленная выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 (3-х) глав..., заключения, списка библиографических источников» (необходимо краткое описание каждой части работы).
  5. «В первой главе работы мы рассмотрели теоретические аспекты...» (перечисляются основные положения).
  6. «Во второй (третьей) главе нами были проанализированы следующие вопросы…» (перечисляются основные положения).
  7. «В связи вышеизложенным, результаты настоящей работы имеют теоретическое и практическое значение. Кроме того, результаты проведенного исследования могут использоваться в деятельности соответствующих учреждений и органов, а также на лекционных и семинарских занятиях по соответствующим дисциплинам».
  8. «Доклад окончен. Спасибо за внимание!»

Речевые клише для составления доклада:

«Во введении обосновывается (указывается, отмечается), что…»

«В первой главе освещается (исследуется, анализируется)…»

«Мы подчеркиваем (делаем вывод, указываем), что…»

«Вторая глава содержит (включает)…»

«В третьей главе приведены (проанализированы, рассмотрены)…»

«Нами уделено большое внимание…»

«Важной проблемой в научной литературе является…»

«Вместе с тем возникает ряд проблем, не получивших всестороннего рассмотрения (изучения) в научной литературе…»

«Доказано, что…»

«Установлено, что…»

«Большой объем изученной нами научной литературы, посвященной… позволяет сделать вывод, что (о том, что)…».

Вопросы, которые могут быть заданы студенту в процессе предзащиты выпускной квалификационной работы, как правило, имеют непосредственное отношение к теме выпускной квалификационной работы и приведенным в ней решениям и результатам. Количество и характер вопросов в значительной степени зависят от содержания, чёткости и убедительности доклада.

Ответы на вопросы членов комиссии должны быть краткими и содержательными и начинаться словами: «Благодарю за вопрос». На вопрос не обязательно отвечать мгновенно. Можно помолчать и обдумать ответ. Хорошим способом собраться с мыслями и выиграть время на обдумывание является возможность попросить уточнить вопрос. При ответе на вопрос уместно сослаться на авторитетное мнение, к которому близка ваша позиция, или сослаться на то, что в ввиду ограниченности объема исследования вы не могли детально остановиться на данной проблематике, вне сомнения заслуживающей внимания в вашей дальнейшей научной деятельности.

Примеры типичных вопросов, задаваемых в процессе дискуссии.

«Слушатель просит повторить цель работы, основную мысль».

«Слушатель просит дать уточняющее пояснение о приведенных вами данных».

«Слушатель просит высказать ваше мнение по освещаемой проблеме».

«Слушатель задает вопрос по части доклада, которая показалась ему интересной».

«Слушатель опровергает какое-то положение доклада, ссылаясь на слабость вашей аргументации».

По результатам предзащиты выносится одно из следующих решений:

  • допустить к защите ГЭК;
  • допустить к защите ГЭК без устранения недостатков;
  • допустить к защите ГЭК при условии устранения незначительных недостатков, с последующим отчётом научного руководителя о предпринятых мерах по их устранению;
  • направить ВКР на доработку, обозначив основные недостатки и возможные варианты их устранения.

Основными критериями для вынесения комиссией по предзащите балльной оценки дипломной работе являются:

  • уровень научно-теоретического обоснования темы;
  • структура исследования, соответствие теме;
  • качество содержания понятийного аппарата;
  • анализ научных исследований по проблеме, освещение исторического аспекта, формулирование основных теоретических позиций;
  • комплексность использования методов исследования, их адекватность задачам исследования;
  • качество разработки и использования методик;
  • полнота и качество собранных фактических данных по объекту исследования;
  • творческий характер анализа и обобщения фактических данных на основе современных методов и научных достижений;
  • научное и практическое значение предложений, выводов и рекомендаций, степень их обоснованности и возможность реального внедрения в работу учреждений и организаций;
  • лаконичное, чёткое и грамотное изложение материала, оформление работы в соответствии с методическими указаниями;
  • умение вести полемику по теоретическим и практическим вопросам выпускной квалификационной работы, глубина и правильность ответов на замечания рецензентов и вопросы членов комиссии по предзащите.

Апелляции на предзащите выпускных квалификационных работ не принимаются и не рассматриваются. По результатам выступления составляется протокол предварительной защиты выпускных квалификационных работ, который сдается на заместителю директора техникума по УМР и ИКТ.

Отчеты о работе комиссии по предзащите заслушиваются на учебно-методическом совете техникума и, вместе с рекомендациями о совершенствовании порядка проведения предзащиты выпускных квалификационных работ, обсуждаются на нем.

По результатам обсуждения принимается итоговое решение, на котором дается оценка проведенной работе и предлагаются меры по её совершенствованию.

 

Приложение 1

Структура доклада по предварительной защите

Продолжительность предзащитной речи по возможности не должна превышать десятиминутный лимит. Ее структура, в принципе, не отличается от структуры выступления на защите. Именно поэтому так важно достойно подготовиться к ней.

Итак, структура доклада:

Вступление. Эта часть не должна занимать больше двух минут. В ней в обязательном порядке должна быть озвучена тема работы, а также отражаться актуальность дипломной работы и её практическое значение.

Цели и задачи, которые ставит перед собой автор исследования, должны прозвучать на втором этапе вашей речи. Временной отрезок, который предусматривается на это, составляет порядка двух-трех минут.

Методы, которые были использованы докладчиком при проведении исследовательской работы, отражаются в третьем блоке. Сюда входит демонстрация всевозможных плакатов, таблиц, схем, то есть использование иллюстрационного материала.

Презентовать результаты исследования также следует с использованием наглядных материалов, причем каждый тезис должен сопровождаться определенной схемой, диаграммой и т.п.

Выводы, как водится, звучат в заключительной части доклада. Здесь подводятся итоги работы, проделанной студентом-дипломником, и резюмируются результаты, полученные в ходе исследования.

 

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии, специальности;
  3. Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. №968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  4. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  5. Приказ Минобрнауки России от 31 января 2014 г. №74 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  6. Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. №291 «Об утверждении положения о практике обучающихся, осваивающих программы среднего профессионального образования».
  7. В.М.Широкова. О государственной итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования //Администратор образования. – 2014, №7. – С.78-84.
  8. В.М.Широкова. О государственной итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования (окончание)//Администратор образования. – 2014, №9. – С.72-89.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*