Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Этапы действий руководителя по организации выполнения курсовой работы

27.02.2015 365 556
Рыжиков Сергей Николаевич
Рыжиков Сергей Николаевич, преподаватель

Лебедянский торгово-экономический техникум

Действия руководителя курсовой работы должны носить контринтуитивный характер и подчиняться определенной логике.

Действия руководителя по организации курсовой работы состоят из следующих этапов:

  • организационный этап;
  • подготовительный этап;
  • этап выполнения (проведение консультаций для студентов);
  • этап проверки;
  • этап защиты;
  • итоговый этап.

Организационный этап включает два подэтапа - изучение порядка организации учебного процесса, подэтап составления организационных документов. Подготовительный этап включает два подэтапа: целеположения и подготовки к выполнению. Этап выполнения включает три подэтапа: информационного сопровождения, консультирование выполнения курсовой работы, консультирование по защите. Этап проверки совпадает с подэтапом – «Рецензирование курсовой работы». Этап защиты совпадает с подэтапом – «Организация защиты курсовой работы». Итоговый этап с подэтапом «Выставление оценок».

Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателями образовательных учреждений среднего профессионального образования, рассматривается и принимается соответствующими предметно-цикловыми комиссиями, утверждается заместителем директора по учебной работе образовательного учреждения, рассматриваются на методическом совете.

Темы курсовых работ должны соответствовать рекомендуемой примерной тематике курсовых работ в примерных и рабочих программах учебных дисциплин.

Тема курсовой работы должна быть предложена студентом при условии обоснования им ее целесообразности.

В отдельных случаях допускается выполнение курсовой работы по одной теме группой студентов.

Тема курсовой работы может быть связана с программой производственной (профессиональной) практики студента, а для лиц, обучающихся по заочной формам, - с их непосредственной работой.

Одним из непременных условий успешной деятельности студента по выполнению курсовой работы является педагогическая поддержка со стороны педагога во время проведения консультаций.

обнаружение и развитие своих возможностей было бы для студента естественной потребностью, что в целом способствовало бы его личной самореализации.

Создание курсовой работы начинается с выбора проблемы, затем следует ее теоретического изучения, проведение  опытно-экспериментальной деятельности и  обоснование практических выводов и рекомендаций.

Руководитель курсовой работы назначается учебной частью или предметно-цикловой комиссией из числа преподавателей комиссии или других лиц, осуществляющих сотрудничество с учебным заведением СПО.

Руководитель курсовой работы осуществляет теоретическую и практическую помощь студенту в период подготовки и написания курсовой работы, дает рекомендации по структуре, содержанию и оформлению работы, подбору источников. Кроме того, руководитель указывает на недостатки аргументации, композиции, стиля, структуры и т.д., рекомендует, как их устранить.

Преподаватель дисциплины, утвержденный учебной частью, в качестве руководителя курсовой работы, осуществляет общее руководство по их выполнению и  совместно с учебной частью составляет расписание консультаций.

Руководителю курсовой работы должен знать требования образовательного стандарта к выпускникам данной специальности, ему должны быть ясны цели и задачи курсового проектирования. Действия руководителя по организации подготовки и защиты курсовой работы включают следующие этапы: организационный, подготовительный, этап выполнения, проверки, защиты, итоговый этап.

После утверждения руководителя курсовой работы, студент совместно с руководителем выбирает тему работы. Затем студент совместно с руководителем составляет примерный план курсовой работы, который включает: рубрикацию работы (название основных разделов и подразделов), объект, предмет, цели и задачи исследования, намечают методы исследования, перечень основных литературных источников и т.д., после чего осуществляет непосредственно работу над курсовой работой.

Основными функциями руководителя курсовой работы являются:

  • консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы;
  • оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;
  • контроль хода выполнения курсовой работы;
  • подготовка рецензии на курсовую работу.

По завершении студентом курсовой работы руководитель проверяет, подписывает ее и вместе с рецензией передает студенту для ознакомления.

Студенту следует периодически (по обоюдной договоренности, приблизительно раз в неделю) информировать руководителя о ходе подготовки курсовой работы и консультироваться по вызывающим затруднение вопросам. Кроме того, студент по мере готовности должен предоставлять руководителю для прочтения части (разделы, подразделы) курсовой работы, а затем готовую работу.

После прочтения окончательного варианта курсовой работы руководитель составляет письменный отзыв (рецензию) по установленной форме, в которой характеризует качество работы, оценивает ее и определяет возможность ее допуска для защиты. Работы, имеющие недостатки, отправляются на доработку, а затем, также рецензируются.

При получении положительной рецензии, курсовая работа в полностью оформленном виде представляется руководителю.

Таким образом, на различных стадиях подготовки и выполнения курсовой работы задачи руководителя изменяются.

На первом этапе подготовки работы руководитель консультирует в выборе темы, рассматривает и корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы.

В ходе выполнения курсовой работы руководитель является оппонентом, указывая студенту на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.д. и рекомендует, как их лучше устранить.

После получения окончательного варианта курсовой работы руководитель является экспертом и составляет письменный отзыв по установленной цикловой комиссией форме и определяет возможность или нецелесообразность представления работы для защиты с выставлением оценки.

Подробно содержание этапов, подэтапов и действий руководителя курсовой работы показано на операционной модели обеспечения действий руководителя по организации подготовки и защиты курсовой работы (рисунок 1).

Представленный рисунок позволяет расставить акценты и наметить ориентиры для дальнейшего совершенствования и систематизации процесса создания курсовой работы.

 


Рисунок - Операционная модель обеспечения действий руководителя по организации подготовки и защиты курсовой работы

 

Большая часть студентов не стремится обнаруживать свои способности, предпочитая действовать в рамках предъявляемых требований, считая для себя слишком многое невозможным. Ввиду этого актуален вопрос о создании условий, при которых студенты будут успешно выполнять курсовые работы. Студентам необходимы консультации по выполнению курсовой работы, и разноплановая педагогическая поддержка в поиске и овладении ими приемами и способами эффективной самостоятельной учебной работы.

 Консультации по курсовой работе включают смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования.

Полностью подготовленная курсовая работа подписывается студентом и предоставляется руководителю на проверку в установленные сроки. Проверка курсовых работ осуществляется руководителем в течение недели после их сдачи.

Если в результате проверки обнаружены существенные ошибки, неполный объем или низкое качество оформления работы, она возвращается студенту для доработки и переделки. Замечания руководителя в письменном виде представляются студенту. На титульном листе ставится подпись «Доработать» или «Переделать». В этом случае студент обязан в установленный срок выполнить все указания и представить вновь курсовую работу на проверку.

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению курсовой работы, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объём работы, основные требования к результа­там работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится за счёт времени, отведённого на изучение дисциплины.

Контроль результатов курсовой работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведённого на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением действующей модели или образца, изделия или продукта творческой деятельности студента.

Формами контроля курсовой работы являются рецензирование (письменный отзыв), защита и проверка действия созданного студентом образца, модели.

Руководитель рецензирует представленные курсовые работы в сроки определенные учебной частью. Цель рецензирования дать комплексную оценку степени достижения целей и задач курсовой работы по заданной теме.

Рецензия- это критический отзыв о конкретной курсовой работе, где автор высказывается о качестве изложения материала, дает развернутую научно обоснованную оценку ведущих идей рецензируемой работы.

Преподавателю рекомендуется:

  • Записать выходные данные источника.
  • Изучить текст и выделить круг вопросов, затронутых в курсовой работе.
  • Определить характер их освещения (достаточно полный, поверхностный и т.д.).
  • Выделить в тексте главное, существенное, что характеризует прочитанный материал с точки зрения его теоретической или практической значимости для изучаемой науки или специальности.
  • Определить актуальность, научную, практическую значимость рассматриваемой работы, связь ее идей с общим научным движением современности по рассматриваемому вопросу.
  • Оценить степень самостоятельности использования учебной и дополнительной литературы, наличие графических материалов и иллюстраций, которые позволяют наглядно представить пути решения рассматриваемого вопроса.
  • Определить насколько сделанные выводы отражают сущность рассматриваемой проблемы.
  • Сделать необходимые замечания о выявленных недостатках.

В рецензии  руководитель должен сделать вывод об актуальности и новизне темы, важности поднятой проблемы, оригинальности решения, достоверности и эффективности результатов. В выводах дать общую оценку курсовой работы и сферы возможного применения.

Рецензия руководителя составляется по форме и должна отражать:

  • общую характеристику работы;
  • указание на степень самостоятельности работы;
  • указание на качество изучения литературы по излагаемому вопросу;
  • актуальность и значимость темы курсовой работы;
  • степень выполнения поставленной цели и задач;
  • анализ основных положений работы, их достоинств и недостатков;
  • степень и уровень раскрытия темы;
  • оценка умения автора (студента) использовать, обрабатывать и анализировать фактический материал, делать аргументированные выводы;
  • анализ недостатков содержательной части работы и оформления;
  • конкретные рекомендации по устранению замечаний и подготовке к защите курсовой работы студентом;
  • оценка обоснованности выводов и рекомендаций;
  • логичность и грамотность изложения материала и оформления работы.

В конце рецензии руководитель выставляет итоговую оценку (по четырёхбалльной системе), ставит личную подпись и дату.

Рецензия руководителя может быть представлена в печатном или рукописном виде.

Для получения дополнительной объективной оценки курсовой работы может проводиться ее внешнее рецензирование.

Рецензент обязан провести анализ существа и основных положений работы и на их основе подготовить рецензию.

В заключении рецензент излагает свою точку зрения на общий уровень курсовой работы и выставляет рекомендуемую оценку.

 

Список литературы

  1. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике: Методические рекомендации для сту­дентов [Текст]/ Бережнова Е.В. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 48 с.
  2. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, до­клад, выпускную квалификационную работу: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / Борикова Л.В., Виноградова Н.А. - М.: Издательский центр «Ака­демия», 2000. - 128 с.
  3. Бор М.З. Основы экономических исследований. Логи­ка, методология, организация, методика [Текст]/ Бор М.З. - М.: Издательство «ДИС», 1998.-144 с.
  4. Кузин Ф.А. Культура делового общения.: Практическое пособие для бизнесменов [Текст]/ Кузин Ф.А.. - 4-е изд. - М.: «Ось-89», 2000. - 240 с.
  5. Кунц Н.З. Методические рекомендации по написанию курсовых работ по учебной дисциплине «Управление финансово-экономической деятельностью войск и финансовый контроль в Министерстве обороны» [Текст]/ Кунц Н.З. - М.: ВФЭФ, 1998. - 28 с.
  6. Кунц Н.З. Руководство, написание и защита дипломных работ студентами-выпускниками факультета, [Текст]/ Кунц Н.З. М.:ВФЭФ, 1993.- 52 с.
  7. Марьянович А. Т. Эрратология или как избежать наибо­лее неприятных ошибок при подготовке диссертации [Текст]/ Марьянович А. Т.- М.: Вузовская книга, 1999. - 164 с.
  8. Савинский П. Ф. Общие методические рекомендации по оформлению дипломных и курсовых работ [Текст]/ Савинский П. Ф. - М.: ВФЭФ, 1993. 26 с.
  9. Современный словарь иностранных слов [Текст]. - М.: Русский язык, 1992.-740 с.
  10. Старцев Н. Е. Методические указания по подготовке к Государственной итоговой аттестации для студентов V курса всех специальностей [Текст]/ Старцев Н. Е. - М.: Экономическое образование, 2000. - 28 с.
  11. Уваров А.А. Методические рекомендации по научному руководству подготовкой дипломных и курсовых работ слушателями банковской специальности [Текст]/ Уваров А.А. - М.: ВФЭУ, 2000. - 35 с.
  12. Челпанов Г.И. Учебник логики [Текст]/ Челпанов Г.И.- М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. - 248 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*